А вы можете прямо сейчас ответить на вопрос: что я сейчас чувствую?
Возможно, что ваш ответ будет: лёгкость, тяжесть в теле, ком в горле, камень на сердце, хочется куда-то убежать или свернуться калачиком и спрятаться и так далее.
Все это описание либо, каких-то физических состояний, либо действий, но не чувств.
И это еще довольно информативный ответ, по которому можно догадаться о тех самых чувствах. Довольно часто, человеку вообще сложно "обозвать", что с ним происходит.
Что ты сейчас чувствуешь? - стандартный вопрос психолога во время консультации. И ситуация, когда клиент не может на него ответить, встречается в кабинете психолога очень часто.
И одной из причин этого может быть родительское предписание (интроект) «Не чувствуй», которым клиент может руководствоваться в своей жизни.
Суть этого послания в том, что чувствовать запрещено. При этом под запретом могут быть все чувства. А могут быть только определенные, например, радость, агрессия, злость, раздражение, страх, печаль...
Признаки предписания «Не чувствуй»:
1. Человек вытесняет свои чувства. На вопрос «какие у тебя чувства», говорит «не знаю».
2. Такой человек спрашивает терапевта и группу: «Что я должен чувствовать? Что бы вы чувствовали на моем месте?».
3. Человек может считать, что чувства опасны, от чувств одни проблемы.
4. Психосоматика (любые невыраженные, подавленные чувства никуда не исчезают, они "уходят" в тело и могут проявляться в проблемах со здоровьем (головная боль, проблемы ЖКТ, сердечно-сосудистой системой).
5. Обесценивание себе, своих чувств и потребностей, из-за этого ощущение неустойчивости и неуверенности.
6. Негативный эмоциональный фон (подавленность, тревожность, стыд).
7. Вспышки чувств (когда до определённого момента чувства накапливаются, а потом малейшее "прикосновение" к ним вызывает бурю и взрыв).
8. Ощущение блеклости жизни, пустоты, желание её заполнить.
9. Проблемы в отношениях (отстранённость, закрытость, недоверие).
Как формируется послание?
По мнению Мэри и Роберта Гулдинг «чтобы предписания стали значимыми для развития ребенка, он должен их принять. Он властен принять их или отбросить. Ни одно предписание не «вживляется в ребенка подобно электроду»…Более того,…многие предписания вообще никогда не давались! Ребенок придумывает, изобретает и неправильно интерпретирует, и таким способом сам себе дает предписания.»
Что может спровоцировать формирование послания «Не чувствуй»?
Отношения, где родители обесценивают определённые чувства ребенка, запрещают ему их выражать. Это может происходить через:
- высмеивание чувств ребёнка ("Ха-ха, ну что ты боишься? Это добрая собачка!);
- прямой запрет на какое-то чувство: "Перестань плакать! Ты такая некрасивая, когда плачешь!", «Хорошие девочки не ведут себя так!», «Мальчики не плачут»;
- игнорирование истинных чувств ребенка и навязывание ему собственных. Например, ребенку говорят, что он замерз, хочет есть, спать и т.д., но при этом родитель совсем не хочет слышать, что это не так;
- на невербальном уровне родители игнорируют чувства ребенка, не обращают на них внимания, обесценивают;
- наказание ребенка за проявление тех или иных чувств.
В процессе работы со специалистом клиент учится заново распознавать свои эмоции и чувства, что делает его жизнь более осознанной.
Автор: Надежда Спиридонова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru