Так, раз уж проскочила эта идея недавно, то авторы канала хором сходили в ближайшее "К&Б" за огненной водой и засели разгребать старое "кино про ковбойцев и индейцев", ностальгически вспоминая времена, когда стыренный у отца туристический топорик служил томагавком, а соседские кошки в истерике прятались при испытаниях очередного лука.
Конечно, все, что было снято в соцлагере, и за два присеста не пересмотреть, но с чего начинать - было очевидно. Ибо самый правильный индеец, естественно, родом из Сербии, так что сегодня давайте поговорим только о фильмах студии DEFA.
Начнем с "Сыновей Большой Медведицы". Конечно, первые роли Митич играл еще в цикле про Виннету, но на первый план не выходил и даже в титрах был указан всего один раз, и то с ошибкой в имени ("Георг") - да и съемки вела студия из ФРГ, а не ГДР, так что немного не в сегодняшнюю тему.
По сюжету события "Сыновей" происходят в 1870-х, поскольку населявших земли с месторождениями золота индейцев должны были согнать с нее к концу 1876-го. Так что основное оружие в фильме - стандартный набор вестернов, например, Winchester 1873:
И кольтовский "Миротворец" того же года (в фильме можно увидеть и кавалерийскую, и артиллерийскую модель):
Стоит заметить, что все кавалерийские револьверы в фильме почему-то лишены мушек (так, не надо только вспоминать бородатый анекдот).
"Винчестер" 1866 года и карабин Спенсера тоже в тему:
Однако анахронизмов хватает, причем лютейших: например, в фильме снимался "Наган", хотя и доработанный внешне.
Британский Webley Mk VI (а это уже оружие времен Первой мировой) в фильме используется и бледнолицыми, и индейцами:
На следующий год выходит "Чингачгук". Это уже 1740-е, так что оружие уже совсем другое. Причем иногда можно увидеть, что оно совершенно бутафорское: например, кремневые пистолеты "стреляют" при том, что курок остается взведенным:
Без мушкета Чингачгук - не Чингачгук. Точнее, в фильме он, судя по всему, попеременно использует два разных. Вручают ему один, с небольшим металлическим наконечником шомпола:
А в части сцен у мушкета уже другой шомпол, с крупной деревянной головкой:
Поскольку сомневаюсь, что съемочная бригада переставляла шомполы туда-сюда, скорее всего, в съемках были задействованы именно две однотипные единицы оружия. Впрочем, у мушкета, который использует Зверобой, тоже происходят трансформации - и шомполы меняются, и украшения на прикладе то есть, то нет. Учитывая, что всего в фильме подобного оружия множество, путаница при съемках между дублями была вполне ожидаема.
И, наконец еще один - обычного "армейского" облика, с более длинным стволом:
"След Сокола" снова перемещает нас в XIX век, его вторую половину (точнее не скажешь, увы). Выбор револьверов невелик: все те же "Миротворцы" (у одного снова не хватает мушки) и "1851"-е, причем все они как на подбор уже не с капсюльными барабанами, а под унитарный патрон. Что, в принципе, и логично - стрелять-то приходилось холостыми патронами, так что реквизиторы их переделали и голову не ломали.
Кроме того, в ряде сцен хорошо виден Smith&Wesson на рамке K-frame, которую фирма начала использовать в 1890-х. Он тут, пожалуй, оказался рановато. Причем этот револьвер имеет упрощенную отделку вместо хзарактерной для старых "Смитов" качественной полировки под воронением - то есть уже и вовсе сделан в военные годы.
"Винчестеры" - это в хорошо различимых сценах в первую очередь модель 1873 года.
Однако встречается и Winchester 1892, причем в одной и той же перестрелке Зоркий Сокол умудряется в одних кадрах быть с 1873-м, а в других - уже с 1892-м.
Однозарядные винтовки по типу Мартини-Генри, но при этом явно "гражданского" исполнения с короткими цевьями и как минимум в двух исполнениях, почему-то используют солдаты. Впрочем, в руках золотоискателей и индейцев их тоже можно увидеть.
А вот очень даже интересный экземпляр, однозарядная спортивная винтовка системы немецкого оружейника Карла Вильгельма Айдта, которую в разных вариациях в Германии выпускало несколько заводов (например, Haenel, Heym). В общем-то, учитывая, что фильм снимала студия из ГДР, попадание в него немалого количества немецких однозарядок, которые в Германии конца XIX-начала XX века были крайне популярны для целевой стрельбы, неудивительно. Думаю, будь мы немцами, глаза бы это резало примерно как нам - "наганы".
В "Белых волках", снятых в следующем году все теми же неуемными немцами, набор оружия тот же, включая немецкие же однозарядки. Но появляется и новый гость - Reichsrevolver 1879, использовавшийся в Германии вплоть до принятия на вооружение пистолета Люгера:
На следующий год DEFA выпускает "Смертельную ошибку". Снова конец XIX века, но на этот раз у индейцев находят не золото, а нефть. Набор оружия не меняется, но при этом хорошо видно, что "рейхсревольвер" жесточайшим образом охолощен сверлением отверстия вверху ствола:
В этом же 1970 году, кстати, Гойко Митич наконец-то сыграл не индейца. Но фантастический фильм "Сигналы — Приключения в космосе" - это уже не тема на сегодня, да и вряд ли кто-то эту ленту помнит так же, как фильмы про индейцев.
А в 1971 году выходит "Оцеола". События - времени начала Второй Семинольской войны, то есть на дворе скоро 1835 год. Здесь у индейцев нет ни золота, ни нефти, они просто бледнолицым на своей земле ни к бесу не нужны. Поэтому "Миротворцы" тут не пришей рукав, но их в фильме хватало:
А вот капсюльные пистолеты, пускай и бутафорские (как и практически все дульнозарядное оружие, которое использовала DEFA), вполне уместны. Один использует владелец лесопилки. В первых сценах фильма есть еще один пистолет с отчетливо видной длинной прямой спицей, как на французском кавалерийском "Шательро" (да и сам курок по форме очень смахивает на "француза").
Впрочем, пистолеты с кремневым замком в то время были все еще весьма распространены. Есть они и в фильме. Причем снова, конечно, бутафорские, "стреляющие" без участия в процессе замка, который даже не всегда перед выстрелом взводят. Хотя иногда и не забывают.
Многочисленные мушкеты и карабины - также бутафорские, в нескольких исполнениях.
Все те же самые немецкие однозарядки с затвором Мартини-Генри в ряде сцен видны отчетливо.
А еще у все того же Ричарда Мура есть и самый настоящий внешнекурковый дриллинг - ну, должен же он был наконец появиться в снятом в Германии кино!
Затем выходит "Текумзе" - в СССР его название транслитерировали с немецким акцентом, ибо вождя племени шауни звали на самом деле Текумсе. Время - самое начало XIX века, и бледнолицые, как всегда, щемят индейцев. Так что, если кремневым пистолетам и мушкетам тут самое место, то вот капсюльному как-то рановато:
А вот это уже новенькое:
Перед нами не что иное, как мушкет системы Лоренцони-Берселли, которому на момент событий фильма должно было стукнуть уже больше ста лет. Точнее, естественно, его реплика - не знаю, что подвигло реквизиторов использовать в фильме имитацию ни разу не распространенного в Америке начала 1800-х итальянского мушкета конца 1600-х, но трудно не узнать вращающийся на поперечной оси барабан с радиальными зарядными каморами (одна захватывала пулю, во вторую из бункера подавался порох - мушкет для этого держали стволом вниз, так как в роли "механизма заряжания" выступала всего лишь сила тяжести). Одновременно с манипуляцией зарядным рычагом порох насыпался на полку, и взводился курок - настоящий хай-тек своего времени.
Бамс! А вот и старая добрая винтовка Мосина, к которой прилепили кремневый замок для вида и натянули на ствол водопроводную трубу (этим, впрочем, отличилась не только DEFA). Их в фильме причем несколько.
Вышедшие подряд "Апачи" и "Ульзана", где Митич на этот раз стал собственно Ульзаной, вождем, как это ни странно, апачей. Теперь на дворе 1846 год (начало войны с Мексикой), у апачей, для разнообразия, есть медь и серебро, зато у бледнолицых - огненная вода. Поэтому и капсюльные "Кольты" 1851 года (снова переделанные под унитарный патрон), и "Миротворцы" тут ни разу не в тему. К тому же в фильмы снова попали "Рейхсревольвер" и тот же "Смит-Вессон", что засветился еще в "Следе Сокола".
В "Апачах" мелькает весьма монструозная капсюльная двустволка.
Калибр даже не возьмусь угадывать.
В "Ульзане" вовсе не мелочились и раздали актерам "Винчестеры", до которых ждать было еще не один десяток лет:
Впрочем, в "Апачах" точно таким же анахронизмом был карабин Спенсера.
Традиционный для "Дефы" набор немецких однозарядок (как Мартини-Генри, так и Айдта) присутствует в обоих фильмах. Здесь особо добавить нечего. Так что перейдем к "Братьям по крови", ибо DEFA уже, как заведенная, клепала по вестерну с Митичем каждый год.
Итак, американский солдат отказывается воевать с индейцами, женится на индианке, возглавляет восстание против захватчиков...
Нет, стоп, синекожих тут нет, есть только краснокожие, и на вопрос "Ты кто?" никто не ответит "Турук Макто". По сюжету со своих земель в Колорадо сгоняют шайеннов, то есть это уже 1870-е годы. Однако герой Дина Рида вооружен "Рейхсревольвером" образца 1883 года - укороченной и облегченной моделью 1879-го, легко узнаваемой по скругленной, а не угловатой, рукояти.
С "Винчестером 1892" и гадать не надо: в фильме хватает крупных планов.
А вот болтовый карабин, мелькающий в руках индейцев, разглядеть труднее. Судя по цевью до самого дульного среза и характерной мушке, это все-таки маузеровский карабин 1888 года.
А вот дальше у нас наконец-то передышка: следующий вестерн с Митичем DEFA выпустила уже в 1978-м. "Северино" на этот раз рассказывал для разнообразия о Южной Америке, которую в фильме старательно изображала Румыния. Год действия - неопределимый, поэтому будем условно считать, что все оружие на месте.
Здесь уже маузеровские карабины видны хорошо:
Рукоятки затворов на некоторых, кстати, винтовочные, прямые (на карабинах они отгибались вниз).
Есть и более свежие карабины - кавалерийские Mauser 98a, которые Германия начала использовать с 1902 года (не путать с более поздним 98k).
Полноразмерные винтовки обоих образцов в фильме также есть. А вот еще один "маузероподобный" карабин - это уже сербский, образца 1908 года, узнаваемый по выраженной полупистолетной рукояти, в отличие от прямой формы ложи оригинального "1888-го".
Укороченные курковые двустволки, конечно, напоминают родные "ТОЗовки", но чего уж там - в Германии и своего такого добра хватало, а крупных планов нет.
Затем Митич и DEFA отдыхали напару от индейцев аж до 1983 года. Но, как нельзя просто так взять и войти в Мордор, так и просто взять и перестать снимать индейских вождей - тоже. На очереди "Вождь Белое Перо", в котором Митич на этот раз стал не-персе (и в русском дубляже, и по фактическому переводу - "проколотые носы"), а действие происходит где-то в 1870-х.
Тут из новенького появился французский "Шамело-Дельвинь" 1873 года. Ну, в принципе, вписывается - хотя представить себе с ним сержанта американской армии проблематично.
Хотя те же американские военные ходят и с немецкими "Рейхсревольверами" 1879 года... "Кольтов", которых в кадрах тоже хватает, на всех студии не хватило.
У индейцев же можно увидеть и капсюльные двуствольные пистолеты.
Причем специфичная конструкция замков намекает на переделку вовсе из кремневых.
"Винчестеры" 1892 года - уже привычный анахронизм.
Впрочем, одновременно солдаты используют и вполне логичные ремингтоновские "Роллинг-блоки" 1850-х годов.
Вот еще интересная штуковина: спортивная винтовка Scheibenbüchse System Mauser - болтовая однозарядка с очень уж характерной спусковой скобой (выпускали их разные фирмы с рядом внешних вариаций). Положенный ей диоптрический целик убрали. Крючка шнеллера также нет.
Проходит еще пять лет, и на этот раз Митич переквалифицируется в мицтеки (мексиканская народность). Но все равно, естественно, становится вождем. События двухсерийного фильма "Охотники в прериях Мексики" происходят в 1865-м году. Однако это не мешает местным пользоваться винтовками Крнка 1869-го...
..."Шасспо" 1866-го...
... "Маузерами" 1871-го...
... да и все револьверы, снятые в фильме, тоже не в тему (даже если считать только однозначно идентифицируемые, а не слепо повторять за imfdb, которые нередко умудряются узнать размытое пятно на экране).
На этом, собственно, пора ставить точку: скоро и ГДР не стало, и Советского Союза, так что эпоха "тех самых" фильмов закончилась. Ну, а мы пойдем набираться огненной воды сил для следующей части, хау!