Когда в начале XX столетия группа художников-авангардистов начала использовать смелые и неестественные цвета для завершения собственных картин, им тут же дали прозвище «Дикие Звери». Морис де Вламинк (годы жизни 1876-1958) был французским живописцем, который являлся одним из ведущих художников-фовистов – группы творцов, радикально изменивших ход истории мирового искусства. Фовистские картины, которые он создал в течение этого короткого периода в первом десятилетии 1900-ых годов, безусловно, являются самыми известными произведениями его творчества.
Он никогда не ценил художников-кубистов и их подход к искусству, и винил Пабло Пикассо (годы жизни 1881-1973) в гибели фовизма. Обиду на испанского мастера он таил на протяжении всей своей оставшейся жизни. По мере развития личной карьеры он постепенно отказывался от цветовой палитры своего периода фовизма и преимущественно создавал работы, чем-то напоминающие художественный стиль Поля Сезанна (годы жизни 1839-1906). Но, хватит слов, давайте же быстрее посмотрим на некоторые из самых известных картин в карьере Мориса де Вламинка.
1 место. «Человек, Курящий Трубку»
- Дата создания: 1900 год
- Размеры: 72 х 48,5 сантиметров
«Человек, Курящий Трубку» – одна из самых ранних картин в творчестве Мориса де Вламинка – художника, мать и отец которого играли на музыкальных инструментах. Он начал рисовать только в позднем подростковом возрасте и в ранние годы смело экспериментировал с различными техниками.
Данная картина стала одной из тех работ, которые он завершил ещё до того, как принял стиль фовизм, сделавший его таким именитым. Дабы нарисовать портрет собственного отца, курящего трубку, Морис использовал тёмные цвета и бурные мазки, которые и делают эту работу особенно драматичной.
2 место. «За Барной Стойкой»
- Дата создания: 1900 год
- Размеры: 40 х 32 сантиметра
- Место нахождения: Музей Кальве (Авиньон, Франция)
Картина «За Барной Стойкой», также известная как просто «В Баре», была завершена примерно в то же время, что и предыдущая работа, и включает в себя тот же особый стиль ранних лет де Вламинка. На полотне изображается рыжеволосая женщина, сидящая за барной стойкой с сигаретой во рту.
Считается, что картина была вдохновлена произведениями Анри де Тулуза-Лотрека (годы жизни 1864-1901) – одного из самых известных художников в стиле модерн в истории человечества. А сюжет композиции, вполне вероятно, был заимствован с картин Тулуза-Лотрека, в которых принимали участие проститутки, и показывалась ночная жизнь Парижа – столицы Франции.
3 место. «Портрет Андре Дерена»
- Дата создания: 1906 год
- Размеры: 27 х 22,2 сантиметра
Произведение «Портрет Андре Дерена» изображает на себе человека, сыгравшего важнейшую роль в карьере Мориса де Вламинка. Он встретил Андре Дерена (годы жизни 1880-1954) в поезде после окончания обязательной военной службы, состав следовал в Париж – столицу Франции, на тот момент де Вламинку было 23 года.
Данная встреча вылилась в близкую дружбу на всю оставшуюся жизнь, она имела как взлёты, так и падения, а однажды даже завершилась ссорой, тогда два парня не общались друг с другом целых полтора десятка лет. Мужчины имели большое влияние в мире искусства в первом десятилетии 1900-ых годов, будучи ведущими деятелями художественного движения фовистов.
4 место. «Осенний Пейзаж»
- Дата создания: 1905 год
- Размеры: 46,2 х 55,2 сантиметров
«Осенний Пейзаж» – ещё одна ранняя работа де Вламинка, созданная в самый разгар художественного движения фовизм. Примечательно, что в ней нет ярких и сочных цветов, которыми вдохновлялся художник, глядя на полотна Винсента ван Гога (годы жизни 1853-1890) – печально известного голландского мастера.
Данная конкретная работа намекает нам на интерес де Вламинка к стилю Поля Сезанна – человека, стремившегося рисовать элементы композиции как можно проще. В этом пейзаже используются те же короткие мазки, которые сводят все элементы картины к их основным геометрическим формам. Это отчётливо видно на примере нарисованных на холсте деревьев.
5 место. «Река Сена в Шату»
- Дата создания: 1906 год
- Размеры: 81,6 х 101 сантиметр
«Река Сена в Шату» – это одна из самых известных картин в карьере Мориса де Вламинка, а также одна из его самых отличительных работ. На полотне отображается река Сена в Шату – пригороде Парижа – где он вместе с Андре Дереном арендовал художественную студию, известную как «Дом Леваннера».
Данное здание располагается на так называемом «Острове Импрессионистов» – речном острове к западу от Парижа, который со временем стал весьма популярным местом для встреч и рисования некоторых художников-импрессионистов. Морис де Вламинк завершил здесь многие из своих самых именитых произведений.
6 место. «Буксир на Сене, Шату»
- Дата создания: 1906 год
- Размеры: 50,2 х 65,1 сантиметров
«Буксир на Сене, Шату» – ещё одна картина, написанная примерно в то же время, что и предыдущая работа. Она была завершена ровно через год после того, как художники-фовисты провели свою первую скандальную выставку – Осенний салон 1905, на которой также были представлены и творения де Вламинка.
Большинство его картин, созданных в 1905-1906 годах, были вдохновлены удивительными шедеврами Винсента ван Гога – художника-постимпрессиониста, который умело превращал свои произведения искусства в вибрирующие картины. Также Морис вдохновлялся работами Андре Дерена, которые тот создавал в южной части Франции.
7 место. «Дома в Шату»
- Дата создания: 1905 год
- Размеры: 81,3 х 101,6 сантиметра
«Дома в Шату» – пожалуй, лучший пример влияния Винсента ван Гога на творчество де Вламинка. Свободные мазки с использованием несмешанной краски и элементы, хорошо отражающие страсть и темперамент живописца, узнаются достаточно быстро.
Как и следует из названия картины, она изображает собой ещё один вид на городок Шату, что в западном пригороде французской столицы. Однако в те времена Шату ещё не был поглощён столичным районом Парижа и представлял собой в основе сельскую деревушку. Вполне вероятно, данная работа также оказалась одной из выставленных картин на Осеннем салоне 1905 года.
8 место. «Город на Берегу Озера»
- Дата создания: 1909 год
- Размеры: 81,3 х 100,3 сантиметров
«Город на Берегу Озера» – это картина, написанная художником в то время, когда художественное движение фовистов уже практически закончилось. Оно продолжалось лишь три года – в период между 1905 и 1908. За это время было проведено всего-то три выставки, на которых и были представлены фовистские полотна.
Эта картина лишний раз подчёркивает направление, в котором де Вламинк шёл вплоть до конца собственной карьеры. Он полностью отверг кубистское художественное движение и считал, что творцы зашли слишком далеко в разборке и перестановке элементов композиции. Он так и не оправился от этого и однажды заметил, что:
«Пабло Пикассо затащил французскую живопись в жалкий тупик и очень запутанное состояние».
9 место. «Натюрморт с Корзиной Фруктов»
- Дата создания: 1918 год
- Размеры: 72,8 х 92 сантиметра
- Место нахождения: частная коллекция
«Натюрморт с Корзиной Фруктов» – это ещё одна картина, которую смело можно назвать одой Мориса де Вламинка одному из его величайших вдохновителей – Полю Сезанну. Сезанн выполнил сразу несколько работ с изображением фруктов, включая и «Натюрморт с Корзиной Яблок» (1893 год), которая хранится в коллекции Чикагского Института Искусств.
Техника рисования двух мастеров также поразительно похожа, поскольку она тоже включает в себя короткие мазки, которые разлагают элементы композиции до их основных форм. Кубисты же зашли ещё дальше и полностью разобрали элементы – данная техника стала основой для абстрактного искусства в будущем. Морис особенно громко заявлял о своей неприязни именно к этому.
10 место. «Красный Трактор»
- Дата создания: 1956 год
- Размеры: 38 х 55 сантиметров
- Место нахождения: частная коллекция
«Красный Трактор» – это одна из последних работ в карьере Мориса де Вламинка, которую он успел завершить, в ту пору живописцу было уже около восьми десятков лет. Трудно определить данную картину в общем творчестве де Вламинка, но она точно подчёркивает одиночество человека, едущего по дороге на своей сельскохозяйственной машине.
В то время его мазки стали намного компактнее, и хотя в этой работе есть несколько красочных элементов, картины заключительного этапа карьеры де Вламинка зачастую включали в себя тёмную и мрачную цветовую гамму. Это был большой контраст с произведениями, которые он писал в ту пору, когда был ещё молодым и энергичным художником, проживавшим в середине 1920-ых годов.