Найти тему
Лола Шурыгина

Стадии детского восприятия информации. Учимся говорить с ребенком на одном языке

Замечали, что порой дети слышат то, что вы им говорите, но “тест на понимание” категорически не проходят? То есть слова, адресованные ребенку с просьбой рассказать, как он понял то, что услышал или что на его взгляд сейчас необходимо сделать словно бы “ушли в молоко”. Или имеют совсем другой смысл. Или поняты им частично. Уметь правильно воспринимать информацию, обрабатывать и понимать ее - особый навык. Способность к нему есть у каждого ребенка, и развивать его необходимо с самого детства. А для этого понимать этапы его развития и то, какие условия необходимо ему для этого создать. 

Существует несколько моделей, описывающих этапы восприятия информации у детей. 

Сегодня мы рассмотрим четыре стадии когнитивного развития, то есть развития мыслительных процессов, каждая из которых имеет свои уникальные характеристики и вехи:

 1. Дети в возрасте до 2 лет: Эмоциональное восприятие.

До двух лет весь мир ребенка - это его эмоции от того, что он видит, слышит, чувствует. Лица, музыка, голоса и даже настроения тех, кто их окружает, - это его эмоциональный опыт, его счастье, радость, страх или грусть. Это - его база для формирования дальнейших интеллектуальных “разминок ума” и эмоциональных функций. Они понимают эмоциональные ответы других людей, такие как улыбки или слезы, и реагируют на них.

 2. Дети 2-7 лет: Восприятие формы и движения.

В возрасте от 2 до 7 лет дети начинают развивать способность воспринимать формы и движения в их окружении. Они способны распознавать различные формы и объекты, а также следить за движением в пространстве. Это помогает им лучше понимать и объяснять себе то, что они видят и чувствуют. Они также развивают способность отличать движение предметов друг от друга и выявлять закономерности в движении. Такие, как:

  • Скорость: они могут отличать медленное и быстрое движение.
  • Направление: они могут определять, в каком направлении движется объект.
  • Траектория: они могут выявлять закономерности в движении объектов, такие как параллельные или пересекающиеся траектории.
  • Предсказуемость: они могут предсказывать дальнейшее движение объектов на основе их предыдущего поведения.

 3. Дети 7-11 лет: Представительное восприятие или восприятие через образы.

Дети в возрасте 7-11 лет начинают развивать представительное восприятие, то есть способность воспринимать информацию в виде изображений или сцен. Они умеют:

  • Создавать мысленные изображения: они могут использовать свое воображение, чтобы визуализировать информацию или создать новые идеи.
  • Сравнивать и классифицировать изображения или сцены на основе их характеристик.
  • Использовать способность к образному мышлению: они могут использовать метафоры и аналогии, чтобы лучше понять информацию.

Это позволяет детям лучше понимать и воспроизводить информацию, что очень важно для их учебы и развития.

4. Дети с 11 лет: Способность мыслить абстрактно и понимать абстрактные вещи.

С 11 лет дети могут понимать сложные отношения и абстрактные понятия, такие как справедливость и равенство. Это позволяет им думать более критически и размышлять о своих опытах. Дети в этом возрасте имеют повышенную способность понимать символику, метафору и сарказм. Эта стадия развития является основой для дальнейшего обучения и развития более продвинутого мышления.

Важно понимать, что не все дети будут проходить эти этапы с одинаковой скоростью. Некоторые дети могут быстрее продвигаться по определенным стадиям, в то время как другие могут задерживаться на более ранних стадиях на более длительные периоды времени. Также важно понимать, что дети могут вернуться к предыдущим этапам по мере того, как они продолжают учиться и расти.

Помните, что каждый ребенок уникален и развивается в своем собственном темпе, и лучшее, что вы можете сделать - обеспечить поддерживающую и заботливую среду, чтобы помочь ребенку полностью раскрыть свой потенциал.