Она сводила с ума поклонников, она была настоящей звездой - девочка из многодетной деревенской семьи, которой ради желания стать актрисой пришлось лечь на рельсы в буквальном смысле.
Галина Ермолаевна Сергеева родилась в небольшой подмосковной деревне 2 февраля 1914 года. С раннего детства она мечтала стать актрисой, но родители категорически не поощряли этого стремления, даже думать в сторону театра запрещали.
Но Галю это не останавливало - она заявила, что бросится под поезд, и действительно легла на рельсы. Спас старший брат, а родителям ничего не оставалось делать, как смириться с выбором дочери.
В 16 лет она поступила в театр, где, конечно же, играла совсем маленькие эпизоды, но уже к двадцати оказалась востребованной в кино - в 1934 году снялась в главных ролях сразу в трех фильмах, один из которых, "Пышка", принёс ошеломляющий успех и Михаилу Ромму, на тот момент дебютанту, и самой Галине.
А потом было знакомство с Иваном Козловским, большая любовь, развод и брак с Козловским, рождение дочерей, еще три фильма - и три главные роли. Об одном из фильмов с участием Галины Сергеевой мы писали ранее - это "Будни" 1940 года.
Казалось, ничего не предвещало профессиональных проблем.
И вот 1941 год. Сергеева продолжает сниматься - на этот раз у Трауберга в фильме "Актриса".
"Актриса" - картина с довольно простым сюжетом: Зоя Стрельникова (Галина Сергеева), актриса оперетты, вместе с театром эвакуируется в тыл. Она солистка, на неё держатся представления, но уж очень сложно репетировать в общежитии, где все друг у друга "сидят на головах".
Для Стрельниковой администратор находит комнату. Агафья Лукинична (Зинаида Морская), хозяйка дома, куда должна поселиться артистка, жиличку ждёт: радушно готовит комнату, размышляет - как обставить, как украсить...
Но, появившись, Стрельникова всё переустраивает на свой лад, даже не понимая, что обижает хозяйку. Да и в целом выглядит она как типичная столичная штучка - резкая, самоуверенная, эгоистичная хамка.
И, в конце концов, хозяйка, сын которой на фрoнте, высказывает в сердцах - мол, не время сейчас для этих ваших песенок, сейчас другое нужно! Зоя в ответ хамит, но... зерно упало на подготовленную почву: актриса и сама так думает.
А потому вскоре прощается со сценой и поступает санитаркой в госпиталь. Теперь она уже не блестящая дива, а "няня Зоя" - скромная, незаметная, всегда готовая прийти на помощь.
Чаще всего Зоя общается с Петром Марковым (Борис Бабочкин) майором, у которого в результате контузии возникли проблемы со зрением, а потому он лежит с повязкой на глазах, и врачи всё откладывают и откладывают срок снятия повязки.
Незаметно для себя Зоя влюбляется в Маркова, а тот признается, что давно влюблён в артистку оперетты. Безответно - сам он возлюбленную видел только на сцене, а она его вообще не знает...
Фильм получился симпатичный, добрый, даже душевный - его высоко ценят даже сейчас (рейтинг на Кинопоиске 7.7, что большая редкость для совсем старых картин), и я могу себе представить, насколько любимым он был тогда.
Но зрительская любовь - это еще не всё, есть же и критики... И вот критики сочли картину Трауберга безыдейной, надуманной и убогой, а в газете "Правда" от 29 сентября 1943 года появилась статья "Об идейности в киноискусстве", где заклеймили "Актрису" и "Воздушный извозчик" Раппопорта.
"Такие картины забываются сразу после просмотра!" - возмущенно писал в газете анонимный критик. Но... прошло вот уже 80 лет, а не забылось - смотрят, сентиментально роняют слезу, радуются, улыбаются, помнят...
Тем более, что комедийная часть фильма весьма на высоте - я с удивлением обнаружил, что популярная в годы моих детства и юности шутка про "факира Васю Иванова" - отсюда. И способ управления стрессом с помощью мысленного перемножения больших чисел тоже отсюда.
Но зрители - зрителями, а газета "Правда" - серьезное издание. И до 1945 года пропали из кино и режиссёр Леонид Трауберг, и сценаристы Вольпин с Эрдманом, и актриса Галина Сергеева.
Впрочем, у Сергеевой была еще одна причина оставить кинематограф - её младшая дочь была больна, врожденный сколиоз грозил в будущем отозваться горбом, и актриса делала всё возможное и невозможное, чтобы помочь дочери. Только в 1950 году она нашла, наконец, чудо-врача, который сделал операцию на позвоночнике и спас девочку от пожизненного уродства.
Но еще раньше, в 1945-м, Галина попала в автоаварию. Повреждения не были глобальными, однако сильно пострадало горло; как следствие - она лишилась голоса, восстанавливать который пришлось долго... Слишком долго. А потом её уже и перестали звать в кино.
Но память о ней в кинематографе осталась не только в сыгранных ею ролях, но и - внезапно - в фильме, где она не снималась. Это "Кубанские казаки", автор сценария которого, Николай Погодин, был в свое время влюблен в Сергееву и... дал своей героине имя былой возлюбленной - Галина Ермолаевна.
***
Если вы ранее фильм не видели - рекомендую колоризированную версию.