Если отбросить экзотические варианты использования арфы в авангарде и в world music, то арфа кажется исключительно архаичным инструментом. Но я помню времена, когда ни один радиодень не обходился без этого инструмента и фамилии знаменитой арфистки Эрдели. Уже позже выяснилось, что Эрдели две – Ольга и ее тетка Ксения. А Ксения Александровна Эрдели оказалась основоположницей советской школы арфы уже потому, что выпускница Смольного института уже в 1900-м году была солисткой Большого театра. Сегодня, 20 февраля мы имеем возможность отметить 145 лет со дня рождения легендарной арфистки, родившейся в 1878 году в имении Миролюбовка, близ Елизаветграда. Кроме оркестра Большого театра она играла в оркестрах Императорского русского музыкального общества, Филармонического общества. После революции Ксения Александровна работала в Московской консерватории, в Институте имени Гнесиных. Из класса Эрдели вышли практически все выдающиеся арфистки следующих поколений, в том числе Вера Дулова и Ольга Эрдели. Ей посвящено немало произведений нового века, например, концерт для арфы с оркестром Глиэра; еще в 1913 известный французский композитор Ш.М.Видор написал для нее Хорал с вариациями для арфы и оркестра. Сама Эрдели тоже сочиняла и сделала для арфы огромное количество переложений различных произведений русских классиков, советских и зарубежных композиторов.
Это ежедневный выпуск "Музыкального повода". Подписывайтесь и вы не пропустите информации о музыкальных датах и событиях. Попса голимая в их число не входит, это в другом месте. Да, и ваши лайки тоже не помешают проекту. Спасибо.