Младший сын указал мне на системную родительскую ошибку. Поделюсь с вами мудростью четырехлетки.
Я заметил, что в компании других детей он начинает транслировать правила:
- Когда я ем, я глух и нем
- взрослых надо слушаться
- не перебивай и т.д.
Причём интонации такие до боли знакомые.
Надо ли говорить, что сам он этим правила не выполняет? И я бы решил, что это его особенность, если бы не понаблюдал за другими детьми. Как они лихо друг друга учат жить. Причём, точно также, не выполняя правил сами. Замечали?
И вот в чем системная ошибка. Мы учим детей учить, а не делать. Наш привычный метод - ткнуть носом где он не прав и сказать как надо.
Так они и научаются тыкать носом и говорить как надо.
Подростки - не учатся, не убираются, сидят в гаджетах, хамят, не слушаются. Зато очень чётко могут рассказать, что в этом плохого и указать другим как надо жить.
Мы зря надеемся, что сработает сложная схема:
- заметить своё поведение
- спокойно отреагировать на критику
- принять абстрактное правило
- переложить его на свои жизненные ситуации
- получить мотивацию соответствовать правилу
- загасить текущую доминанту и обратиться к своду абстрактных правил.
Не все взрослые на это способны, будем честны.
А как надо? Да хз, честно говоря. Но, исходя из знаний об устройстве мозга и психологии развития, я бы делал так (по крайней мере переучиваюсь на это)
1. Моделировать. Самому делать то, что хочу от ребёнка.
2. Объяснять что и зачем я делаю. Почему так.
3. Показывать и рассказывать на его уровне и примерах
4. Поощрять, когда он делает то, что нужно
5. Избегать критики и нравоучений
6. Прекратить насаждать неработающие для меня правила (это пункт 1 должен быть)
Например. Мы разговариваем за едой. Он не увидит работающего правила. Значит и от него я не требую.
Зато я не бегаю на красный свет. Останавливаюсь, жду, смотрю на дорогу. Рассказываю что и зачем. Беру пример из его любимой сказки/аниме. Хвалю, если он увидел светофор и остановился.
Бинго.
Расскажите, что вы такого хотите от своих детей чего сами не делаете?
#чёртовыподростки #философияКарпова