Найти в Дзене
Smart Simulation

История бронепоездов в России

Сегодня мы хотим кратко поговорить про бронепоезда в России, как видно из названия. Сейчас про них уже мало чего слышно, однако они все еще на ходу.

Первый русский бронированный (точнее сказать «блиндированный» поезд появился в Китае. Произошло это во время боевых действий, известных как подавление так называемого Боксерского восстания (или восстания ихэтуаней, 1899-1901 года). В России его еще называли восстанием «большого кулака».

Блиндированный поезд – железно-дорожный подвижной состав которого снабжён прикрытиями, предохраняющими его от ружейного и частью артиллерийского огня.
Бронепоезд. Источник: http://lemur59.ru
Бронепоезд. Источник: http://lemur59.ru

Примерно в то же время правлением Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) был разработан проект бронепоезда, в соответствии с которым Путиловский завод изготовил комплекты деталей бронировки 15 платформ и нескольких паровозов. В начале 1901 года их доставили Манчжурию, но в связи с завершением военных действий сдали за ненадобностью на склад.

С началом Первой мировой войны, бронепоезда начинают набирать популярность в России. Первый бронепоезд появился здесь уже в августе 1914 года — для его изготовления использовали трофейные австро-венгерские вагоны и паровоз, а также трофейное вооружение. И именно в это время началось активное производство бронепоездов, которые очень хорошо себя показали на войне.

Всего в годы Первой мировой войны в России было изготовлено 10 бронепоездов, мотоброневагон и три бронедрезины на Европейском театре и 4 бронепоезда на Кавказе. Кроме того, существовал «боевой» поезд в Финляндии, использовавшийся для охраны морского побережья.

Бронепоезд № 4 Кубанской железнодорожной сотни. Источник: https://humus.livejournal.com/7799313.html Автор: humus
Бронепоезд № 4 Кубанской железнодорожной сотни. Источник: https://humus.livejournal.com/7799313.html Автор: humus

И вот уже после Второй мировой войны из-за бурного развития авиации и танков мода на бронепоезда приказала долго жить. В Советском Союзе эти махины использовались до 1953 года, и, казалось бы ушли навсегда в историю в конце стиляжно-космических 50-х. Однако даже сегодня четыре бронепоезда по-прежнему пребывают на ходу на вооружении у железнодорожных войск России. Это так называемые «спецпоезда», родом из войны на Северном Кавказе.

Благодарим за внимание! Не забывайте подписываться, ставить лайки и комментировать.

Традиционно с Вами, Smart Simulation!