Существует не так много источников знаний о прошлом, подлинность которых не оспаривается. Один из них Боярская писаница. Рисунки выбиты на трех скальных поверхностях хребта «Паяры», в котором глухой звук «П» заменили на звонки «Б».
На первой скале нарисована деревня II века до нашей эры. Внизу три всадника на лошадях и один на олене гонят оленье стадо к бревенчатым домам, обращённым к зрителю фронтонной частью со входом. В центре среднего яруса изображений — главная группа жилищ: большие рубленые избы с покатыми крышами и конические постройки, напоминающие юрты. Около жилищ — котлы и животные: бараны с мощными круто закрученными рогами, козлы с бородками и длинными рогами, загнутыми назад. Слева на значительном расстоянии человек в своеобразном головном уборе гонит к домам длиннорогий крупный рогатый скот. Наверху опять-таки дома, а между ними котлы, крупный рогатый скот, бараны, лошади, одна из которых осёдлана. Всадник в одной руке держит повод, а в другой, видимо, нагайку. Поблизости человек в остроконечном головном уборе с натянутым сложным луком в одной руке и копьем в другой, у его ног — собака. Около построек — люди в молитвенной позе, с воздетыми к небу руками
В этой деревне мы видим два типа домов – деревянный сруб с круглой или с двухскатной крышей. Считается, что при установке крыши использовались деревья с не отрубленными корнями. И эти корни торчат как украшение у основания круши. Просто историки не признают, что на тот момент уже существовал так называемый «азиатский стиль», для которого такие хвостики – характерный элемент. На втором участке писаницы есть еще два типа жилища. Одно похоже на войлочную юрту, а второй на деревянную юрту, крыша которой замазана глиной.
Состав домашних животных вызывает удивление. Северные олени питаются в основном ягелем и плохо переносят жаркую погоду. В Хакасии летом температура достигает 30 градусов по Цельсию и выше. До ближайших высокогорных тундровых гольцов от деревни больше 100 километров. И там где пасутся северные олени обычно не пасутся козы, бараны и быки, так как они едят не лишайники, а траву. Поэтому возникает предположение, что северные олени – это военная добыча или дань. Быки, которых гонят в сторону деревни, вероятно, тоже. Сами жители деревни, вероятно, вели оседлый образ жизни.
В оружии, изображенном на рисунке, специалисты опознали сложный лук. У скифов он появился в VIII в. до н.э. Но изображенный образец слишком крупный. С ним не удобно пользоваться будучи верхом на лошади. Такие луки у жителей Сибири появились в конце I тыс. до н.э.
Одежда на рисунках похожа на малицу северных народов или же короткий кафтан, опушенный мехом; головные уборы — островерхие или типа капюшонов, широко бытовавших в скифо-сарматское время у многих племён.