Что такое Эмоциональный интеллект в воспитании ребёнка? Это способность родителя:
- понимать чувства ребёнка
- успокоить
- направить эмоции, реакции и действия в нужном направлении
- помочь справиться с ситуацией, а не усугублять
Именно родитель показывает пути реагирования и решения.
Рассмотрим 4 элемента эмоционального интеллекта.
1. Понимание себя (самопознание).
То есть, могу ли я, как родитель здесь и сейчас сказать себе СТОП. Распознать свою истинную эмоцию. Что я сейчас показываю? И что на самом деле чувствую? Это одно и тоже или нет. Пример: Я злюсь, но на самом деле мне обидно.
Таким образом переходим ко второму элементу эмоционального интеллекта.
2. Управление собой (саморегуляция).
Какая эмоция мне сейчас нужна, чтобы прийти из пункта А в пункт Б (к намеченной цели во взаимодействии). Родитель несёт ответственность за свою эмоцию.
Если мы слышим от родителя в адрес ребёнка фразу: "Ты меня бесишь!!!", то это означает, что рычаг управления эмоциями родителя находится у ребёнка.
Что делать? Забрать этот рычаг.
Я сейчас раздражаюсь!!! Это мне зачем? Как мне это сейчас поможет?
Если родитель будет уметь управлять своими эмоциями, он сможет научить этому ребёнка. И никак по-другому.
3. Понимание других.
Что чувствует сейчас мой ребёнок? Что отражает его состояние?
Чем это ценно для родителя? Например, у родителя есть задача: сходить с ребёнком в больницу. А ребёнок не хочет. Изменить это можно, уделив внимание его чувствам. Родителю важно, чтобы он пошёл в больницу, а ребёнку, чтобы заметили его состояние. И когда родитель начинает разговор со слов : "Я тебя понимаю... вижу, что ты сейчас чувствуешь... что ты хочешь мне сказать..." - эмоция ребёнка затихает, сопротивление уходит.
4. Управление эмоциями других.
Очень хочется сюда!!! Но так не работает. В основе первые три элемента.
Здесь возникает вопрос. А не манипуляция ли это? Давайте рассмотри разницу между мотивацией и манипуляцией.
Манипуляция - мы не говорим другому человеку истинных мотивов своих действий.
В мотивации всё проще. Так сказать: "всё по закону". Просто говорим то, что нам нужно. Я хочу, чтоб ты помыл посуду. Убрал игрушки. Конкретная цель, конкретный мотив. А дальше подбираем: как сказать, как договориться.
Родитель - пример эмоционального интеллекта для ребёнка. То есть если утро - радость, работа - радость, жизнь - радость, так ребёнок всё и запоминает.
А много вы знаете таких родителей, чтобы работа и учёба была в радость? Задумались? Делайте выводы.
Запись на тренинг-игру https://www.b17.ru/go_42d
Запись на консультацию по улучшению отношений с ребёнком https://myqr.su/6R2LqEB6QxZ
Автор: Ролинская Юлия Викторовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru