Глава из книги В.Е. Полякова "Очерки истории Симферополя"
Воскресенье? Поверьте, это слово знает каждый. Потому, что воскресенье - это Базар куню. То есть базарный день. Кстати, а Понедельник это уже Базарэртеси куню, то есть день после Базара.
Еще не так давно можно было легко определить коренного крымчанина, вне зависимости от его национальной принадлежности, от переселенца дело в том, что первый отправлялся за покупками на базар, а второй - на Колхозный рынок.
Базары - это одна из главных достопримечательностей городов во все времена. В детстве мне доводилось бывать на туркменских базарах - это незабываемое зрелище. В отличие от нашего колхозно-социалистического, а сегодня мафиозно-псевдорыночного там, прежде всего изобилие товара. Именно по этому там идет торг. Не торговаться, а покупать что-либо сразу, на восточном базаре просто неприлично. При этом стороны демонстрируют и свой великолепный голос, и темперамент, и все богатства родного языка, а уж в эпитетах и метафорах нет недостатка. При этом продавец, разумеется, расхваливает товар, а покупатель искренне изумляется по поводу того, что кто-то может купить это бледное подобие, которое стыдно даже называть таким прекрасным словом, как арбуз!
Сегодня мы можем только гадать, каким был симферопольский базар всего лишь два с половиной века назад. Убежден, что он ничем не отличался от базаров Стамбула и Бухары, Мекки и Самарканды. Многие его элементы сохранялись еще и полвека назад, и симферопольские старожилы часто вспоминают его своеобразное восточное очарование.
Находился он, по мнению краеведа Бориса Чупикова, между современными улицами Октябрьская (Петропавловская), Пролетарская (Губернаторская) и Одесская (Греческая). От этого времени даже сохранилось одно здание - "лавка с колоннами" (улица Одесская 12).
Каким бы хорошим ни был Ак-Мечетский базар, но если в свое время он располагался на краю города, то в губернском Симферополе оказался в самом центре. Зажатый со всех сторон домами, он уже не мог расширяться. И если когда-то он и удовлетворял запросам в общем-то не очень большого городка Ак-Мечеть, то для губернского города он уже был явно мал.
Вопросы о переносе базара поднимались постоянно, и трудно сказать, когда от разговоров перешли бы к делу, если бы не эпидемия чумы, свирепствовавшая в Крыму в 1812 году. Как принято было в таких случаях город оцепили войсками, и волей - неволей крестьяне стали съезжаться на торжища в непосредственной близости от города за карантинной линией, на пустыре. Сегодня это территория примыкающая к современному Колхозному рынку. Примечательны и первые названия возникших потом там улиц: Сенная, Дровяная...
После эпидемии стихийно возникший базар не исчез. Непосредственно на новом месте остался сенной базар, кстати весьма специфичный и требующий транспортных развязок для гужевого транспорта, а также дровяной. Обычный, или как бы мы сегодня сказали продовольственно-вещевой рынок, переместился немного к востоку и занял пустующие земли между современными улицами Кирова и Севастопольской. Думаю, что в то время у них еще не было названий.
Таким образом в городе возникло сразу два базара, что для небольшого Симферополя в общем-то не характерно. Примечательно, что на это явления среагировала и топонимика, подарив нам и Малобазарную улицу и просто Базарную. Кроме этого есть и такой шедевр, как Кантарная улица, что в переводе с крымскотатарского "Весовая". Как помнит читатель начинается Кантарная улица (Чехова) непосредственно от территории базара (ныне парк имени Тренева).
Более просторный новый базар стал местом притяжения новых и новых торговцев и, есстественно, покупателей. Между старожилами и новопоселенцами возникла естественная в этих случаях конкуренция. В какой-то степени можно понять владельцев лавок старого базара. Годами они собирали средства, выкупали или строили себе торговые места, а теперь на новом месте начинать все сначала... В городские власти потоком пошли жалобы с требованиеми: «Прекратить безобразие и рахрешить торговлю только на старом базаре».
Да, поверит мне читатель, когда я ознакомился с этим противостоянием, описанным Борисом Чупиковым в его статье "На городском базаре", то наконец понял механику сегодняшнего дня, когда милиция, с энергией и рвением достойным лучшего применения, гоняет торгующих с тротуара, когда горисполком выносит запретительные вердикты на всевозможные ларьки, - и все это только ради того, чтобы выполнить социальный заказ тех, кто уже обосновался на нашем псевдорынке и, кто эту власть нанимал и в действительности ее содержит.
Противостояние двух базаров продолжалось несколько десятилетий, но, как и следовало ожидать, завершилось победой Нового над Старым! Те же купцы, а может уже их потомки, повинуясь требованиям времени, были вынуждены идти навстречу покупателю и обустраивать уже Новый базар.
К началу XX века он представлял собой весьма внушительную и чрезвычайно живописную картину. Располагался на территории современного парка Тренева, окаймленный улицами Кантарной, Севастопольской, Амбарной и Салгирной. 42 квадратных саженя занимал хлебо-бакалейный корпус, 124 квадратных саженя - мясной, 130 - рыбный! Самым крупным - 270 квадратных сажения был корпус общего назначения.
Вот как описывал базар дореволюционный путеводитель по Крыму: «Город имеет благоустроенный рынок или базар (площадью 2-3 гектара). Базар весь вымощен, за доброкачественностью пищевых продуктов следит санитарная организация(санитарная лаборатория, санитарное бюро, санитарные попечители). Особенно интересен базар осенью, когда он завален фруктами и овощами».
Чем же еще был богат симферопольский базар? Да, наверное, всем! Купец Завельский специализировался на торговле маслянными красками. Рубинштейн - жестянными изделиями, Терноруцкий - посудой. Раппопорт - обувью и т.д. Арендная плата за место в мясной лавке составляла в год 120 рублей; 300 рублей в галантерейной; 600-700 - в обувной. Во временных деревянных лавчонках цены за аренду были значительно ниже - 36, 24 рубля (при размере лавки 3 х 4 аршина).
Доход от арендной платы городу был огромен, так как число купцов исчислялось сотнями. Но и на новом месте борьба продолжалась. Как следовало из полицейских циркуляров: «Запрещалась ручная продажа, а также торговля с корзин". Господи! Ничего не меняется и по ныне!
И тем не менее по порядку и организованности нашему "Колхозному рынку" ох как далеко до симферопольского базара тех лет. Посудите сами. 13 сентября 1916 года житель села Курцы Михаил Иванович Мей купил в лавке Константина Ульчиева копченую кефаль, а когда разглядел, то возмутился: была она со слизью, мясо на ощупь дряблое, а в брюшной полости много червей. Господин Мей обратился к санитарному фельдшеру Павловичеву, который тут же произвел осмотр рыбной лавки. Под прилавком было обнаружено 27 штук такой же кефали. Было оформлено постановление, по которому всю кефаль тут же уничтожили. 25 сентября мировой судья по статьям 115 и 119 Указа о наказаниях приговорил Константина Кирилловича Ульчиева к штрафу 100 рублей или аресту при несостоятельности оплатить штраф сроком на 1 месяц.
О симферопольском базаре начала тридцатых годов мне много доводилось слышать от своих родителей, которые, что вполне естественно, были буквально влюблены в родной город и рассказывали о нем в самых восхитительных тонах.
Впрочем, говорят, любовь - слепа. А в действительности старый довоенный симферопольский базар - это скопище мух, горы мусора... Ветхие лавченки были просто уже опасны для посетителей. Базар приходил в упадок явно опережающими все остальное темпами. Рушился красавец фонтан, который когда-то был украшением не только базара, но и всего города.
Вновь стал вопрос о поиске нового места. Городские власти остановили свой выбор на пустыре, располагавшемся в самом конце улицы Кирова. Место в общем-то не плохое, если бы не одна деталь: в период Крымской войны там было холерное кладбище! Опыт человечества, да и соображения нравственности не рекомендует устраивать базары, рынки и другие места массовой торговли продуктами питания в местах массового захоронения умерших от холеры в течении четырехсот лет! Но робкие протесты краеведов, медиков естественно не были услышаны.
Симферопольский базар, прослужив верой и правдой городу более ста лет, в 1957 году был снесен, на месте его был разбит прекрасный сквер. Быстрыми темпами был отстроен новый. Но вот не прошло и полвека, и мы стали замечать, что и он уже не вмещает всех желающих предложить свой товар.
В дореволюционном Симферополе городской базар был источником постояной прибыли городу, но и находился под пристальным оком городских властей.
Сегодня - доходы от его деятельности символичны, но можно только догадываться об истинных прибылях, которые имеют преступные группировки, ведущие борьбу не на жизнь, а на смерть за право быть истинным хозяином симферопольского базара. К сожалению, именно из-за непомерных выплат рэкету, из-за невозможности честной конкурентной борьбы симферопольский базар сегодня - это один из самых дорогих рынков на Украине и, к сожалению, пока он ни как не становится рынком услуг, товаров, предложений.