Дед бабку завернул в тряпку. Поливал её водой, чтобы стала молодой. На себя он не смотрел, хоть, давно, как пень, истлел.
Я расскажу вам, одну за другой, три истории про заскучавших мужей. Причину своей хандры они видели в жёнах - "состарившихся, растерявших молодой запал и отставших от жизни." Такими их мужья видели. А себя ... Мужчинами, в самом расцвете сил, разумеется. Сегодня история первая. Совсем грустная. Для основного героя.
Жизнь одна, но из частей - периодов состоит. Особенно хороши годы, в которых ты молод, но уже самостоятелен, и можешь не оборачиваться на родителей. Отслужив в армии, Михаил восстановился в институте на вечернем отделении (первый курс закончил до службы).
"Разморозил" своё рабочее место в механосборочном цехе. И позвал замуж любимую, верную Таську. На путную свадьбу своих денег не было, с родителей тянуть не хотелось. Тем более, мать хмурилась на такую поспешность.
Тася, пока Миша служил, училась в торговом училище и всего-ничего успела поработать, закончив. Но скопила немного. На эти деньги купили обручальные кольца и фату. Роспись состоялась в будний, июльский день. Всё-таки повезло, что попав в весенний призыв, вернулся не осенью.
Тася - белое платье в синий горошек, фата нежным облаком, казалась Михаилу самой прекрасной невестой на свете. Уже расписались и только тут влетели свидетели - прямо со смены, поэтому без цветов. Но и это только смешило. Посидели вчетвером в кафе.
Не вечер, и спиртного не подавали, но у Мишки имелась при себе бутылка шампанского. Тася оставалась в фате, и все вокруг, понимающе улыбались, желая молодожёнам счастья. С родителями посидели в субботу - тратиться не пришлось. Ещё и подарили по сто рублей, с каждой стороны.
На них купили кровать, стол, ещё что-то, в заранее снятую Михаилом однокомнатную квартиру. Из-за неё и оскудел его кошелёк пока не особо наполненный - сразу за три месяца пришлось заплатить. И, ах, какая жизнь началась! Постоянно происходило, что-то хорошее, совершенно для Миши и Таси новое.
Родилась дочь Дашутка. Михаил получил диплом и стал помощником мастера. Ура - выдали ордер на двухкомнатную квартиру. Мебель купили. Организовали срочную поездку в Москву за модным абажуром, импортным тюлем и дальше по списку.
Первый отпуск на море - втроём. Первое шикарное пальто для Таси - с воротником из чернобурки... Случалось поссориться, ступить на чёрную полосу, но это не меняло самое главное - чувства друг к другу. И пропажу советского благополучия, плечом к плечу, пережили.
Вдруг счастье куда-то ушло. Может к другим, новеньким, молодым?
После пятидесятилетия, отгуленного в окружении близких - приятно, но предсказуемо, на Михаила хандра навалилась - великая и безысходная. Без вкуса и запаха, но ни вздохнуть легко, ни поесть, ни посмеяться с аппетитом. Особенно дома, рядом с женой.
Последние пять лет он возглавлял отдел горюче-смазочных материалов в компании, занимавшейся доставкой различных грузов. Здесь, в окружении рабочих вопросов, коллег, про хандру Михаил забывал. А коллегами были не только мужчины.
Диспетчеры, логисты, бухгалтеры - сплошь щебетуньи, приходившие на работу, соблюдая свой, женский, дресс - код. Михаил заметил, что нарядный вид молодых, скажем лет до сорока, его мужской глаз радует, а кокетство, макияж более "поздних баб," вызывает усмешку:
"У таких не по одному внуку - бабушки! А всё будто желают понравиться. В основном, безотносительно, но всё равно - тьфу! Куда приличнее, в этом возрасте, выглядеть естественно и не броско."
И как-то забывал, что и сам дед. Два раза.
Мыслей Михаила никто не знал. Слыл он профессионалом, в меру требовательным начальником и воспитанным человеком. Что касается внешности - "хорошего мужика должно быть много." Но точно одно - женщины, из любого резерва, на Михаила не западали.
Он не обращал на это внимания, пока однажды не осознал, что больше не любит жену. А самое неприятное - она и есть причина хандры. По мнению Михаила, Таисия на глазах набирала возраст, говорила одни и те же слова, вечно писала какие-то списки. Повсюду записки - напоминалки. Бесило!
Михаил, как-то прочёл публикацию на тему отношений в семье. Чтобы не съели привычка и скука, нужно их оживлять. Глупость какая! Ну, допустим, пойдёт он с Таей в кино или даже отправится в ресторан. Вокруг, да, появится новизна. Но напротив будет сидеть известная ему женщина, с её пятидесятилетними мыслями и повадками.
И ничегошеньки нового она не даст, не откроет, не шепнёт Михаилу. Чаша испита до дна, как бы пафосно ни звучало.
Таисия, не выдержала: "Миша, я устала от вспышек твоего раздражения, от молчаливых вечеров. Если сам не можешь справиться с возрастным кризисом, сходи к психологу."
Вот какая умница стала - возрастной кризис придумала для него! Хлопнув дверью, ушёл. Благо машина всегда у подъезда. Сел и поехал, куда глаза глядят. Чуть не на дорогу женщина выскочила - машет рукой. Тормознул. Впорхнула в салон - водопад волос, аромат духов. Хорошенькая.
"Куда-то торопитесь? - спросил с интересом.
"Вообще-то начался ливень! Вам, в машине, дела нет, а у меня платье новое," - засмеялась она, колокольчиком.
"Новое платье обмыть полагается. Не желаете?" - первый раз говорил в таком тоне и стеснения не было.
"Не откажусь, с таким кавалером, как вы! Везите, куда хотите - я вам доверяю! Меня Марьяна зовут," - прозвучало в ответ.
Знакомство перешло в роман. Бурный и необычный для Михаила. "Биография" любовницы Михаила устраивала. Тридцать девять лет. Давно в разводе. Детей нет и проживает одна, имея квартиру. Риэлтор. Есть права, но пока нет машины. Словом, самостоятельная, современная женщина.
А ещё искусна в любви и не стеснительна, в отличие от "советской" Таисии. Правда, роскошь волос париком оказалась. Без него, коротко стриженная, любовница слегка обгоняла свой возраст. И по паспорту звалась не Марьяна, а Маша.
"Врать-то зачем?" - спросил Михаил.
"Тебя поразить хотела с первой минуты знакомства!" - находчиво ответила женщина.
Развод и уход Михала, неожиданностью для Таи не стали: он адюльтер не скрывал. Из нажитого забрал автомобиль - иномарку. Потоптавшись у порога с чемоданами, попросил не поминать лихом. "Ну, что ты! Каждую неделю буду свечку за здравие ставить!" - ответила Тая с иронией.
Хладнокровие теперь бывшей жены, показалось Михаилу обидным, но он решил, что Тая бодрится или просто не осознала расставанья навек. Чего ждал Михаил, женясь на Марие (Марьяне)? Многого!
Обманчивое обновление, мужчине казалось вернувшейся молодостью, а она, как известно, сопряжена с удовольствиями. Вот их и ожидал наш молодожён, предвкушая приятное познавание новой жены - почти незнакомки, на самом деле. И молодой для него, учитывая разницу в десять лет.
А знаете, что получил и почему? Начнём с "почему." Марьяна (оставим ей это имя) вышла замуж в девятнадцать лет за молодого мужчину, имевшего только один недостаток - он употреблял. А так - закончил институт культуры и армейскую службу прошёл.
И вот, с рвением, с жаром, руководил городской, театральной студией. Сюда и пришла увлекающаяся, романтичная девушка Маша. В студии царила богемная обстановка - все курили, пили вино. Руководителя звали ИвАн, но он предпочитал ударение на первую букву.
Другим он тоже "помогал" с именами. Например, Маша стала Марьяной. С Иваном она познала первую, страстную любовь. Её родителей колотило, когда дочь не приходила домой ночевать, и благородный любовник женился на ней. У Ивана имелась квартира и он всегда был при деньгах.
Вскоре муж открыл юной жене способ заработка и свой порок. Присоединялась ли она, неизвестно, но круги ада, рядом с употребляющим, прошла. Потом Ивана взяли с поличным. Он получил срок, позже скончавшись в тюрьме.
Марьяна вышла сухой из беды. Ей досталась квартира Ивана. А ещё она оказалась беременной. Родила девочку с тяжёлой степенью ДЦП. Дочь, измотав мать, прожила пять лет. Дальше женщина пыталась наладить личную жизнь. Ей страстно хотелось мужа, детей, но безуспешно.
Благодаря дождю, она оказалась в машине не слишком молодого "пузана" - таким Марьяне увиделся Михаил. Но женщина быстро оценила его преимущества: без вредных причинах, при должности и стабильной зарплате. Тачка хорошая. К жене интерес угас, взрослая дочь давно не мешает.
И смотрит ошалевшими глазами, уставшего от верности мужа. Изображать страсть оказалось не сложно. Михаил, моментально потеряв голову, предложил плутовке замужество. Коне-еечно, он рассчитывал на райскую жизнь вдвоём. Она таковой совсем недолго была, поскольку женщина планы имела другие.
Отжала у мужа автомобиль, с обещанием отвозить "куда нужно," забрала зарплатную карточку. Ему заказала дебетовую, и на неё кидала строгую сумму. Первую беременность Марьяна объяснила пропуском нужной таблетки. Михаил повздыхал, но смирился.
Родила здоровую дочь. Двух лет не прошло, появилась вторая. Капкан захлопнулся - всё вокруг них закрутилось. Михаил нравственным уродом себя не считал и понимал, значение отца для детей. Но этих дочек ему навязали обманом и, в таком количестве, он их не тянул.
Как насмешка, повсюду появились стикеры с напоминалками. В основном для него: так-то кашу варить, столько-то стерилизовать бутылочку. Из мужа - любовника, мужчина откатился в "помощника и терпеливого папочку." Марьяна обещала: "Вот подрастут доченьки, сосредоточусь на тебе, дорогой."
А взгляд далёкий и даже не обнимет. Сама, после родов, будто новой энергией налилась. И от Михаила того же ждала. Но он сдулся - морально, физически. И с каждым годом всё больше. Давление, сердце болело, появилась одышка.
"Нужно сбрасывать вес. У тебя работа сидячая. Пойдём, с девчонками в лес, поиграем в снежки, покатаемся с горки!" - говорила жена, уже готовая к выходу. Но Михаил выбирал полежать в тишине, посмотреть телевизор. "Тогда, между делом, погладь бельё!" - отдавала команду Марьяна.
Да, в новой семье, дела на мужские и женские не делились. Но не это будило, уже знакомую хандру в Михаиле. Как же он лоханулся! Не настолько велика была его любовь к "женщине из дождя," чтобы сознательно подписаться на такую вот шебутную жизнь.
Заманила, обманула, использовала. Он давно это понял. Развестись и платить алименты? Допустим. А где голову приклонить? С отцом - матерью живёт престарелая бабушка. В её квартире - дочь Михаила с семьёй. Право на жильё, в своей прежней квартире, он потерял по собственной глупости.
И всё же, проверяя судьбу, однажды пришёл к бывшей жене. Она тоже только вошла - в настроении, принаряженная, губы слегка подкрашены. Сказала, весело, нежданному гостю:
"А я в хор хожу, в Совете ветеранов организовали. Напелась, насмеялась - горло пересохло. Давай чай пить, Миша!"
Пряменькая, с ясными, голубыми глазами, Тая всколыхнула в нём яркие воспоминания прожитых лет. С надеждой подумал: "А может, моя ошибка уже прощена и значения не имеет?" Безумно хотелось остаться в тихой (родной!) квартире.
Таисия, заинтересовано спрашивала, как живёт бывший. Про дочерей знала, и похвалила: "Какой ты молодец. Дети - всегда оправданье." Но жалобы и намёки не поддержала: "Что посеял, Миша. Не надумывай себе. Не заметишь, как девчонки невестами станут."
Он вздохнул: "Не доживу, Тая. Ближе к ночи, такой страх набегает, что вот-вот остановится сердце!"
Смотрела жалеючи, ответила безразлично: "Это к жене, к докторам, Миша. Располнел ты, шибко."
"Да Марьяна вечно, как просят девчонки, жарит блины, пирожки..."
"Ничего, разберётесь. Рада была повидаться."
Больше они не видались. Вскоре Михаила прибрал инфаркт.
Когда Марьяна и Михаил поженились, им понадобился гараж. Покупать не хотели, искали в аренду и на моих родителей, через объявление, вышли. Мои сдавали, как раз. Взаимная польза длилась (и длится) лет десять. Деньги, каждый квартал, привозил Михаил - тучный, усталый мужчина.
От чая никогда не отказывался - наверное, из потребности душу излить. Много, охотно говорил о своей молодости, женитьбе на Тае. Жалел, что сам всё испортил. Новая жизнь оказалась тяжёлой лямкой.
И вдруг, вместо него, деньги привезла Марьяна. Энергичная. Не красавица, но "с изюмом" - так её моя мама характеризует. О смерти мужа сокрушалась, но себя не растеряла.
Сказала: "Подруга меня отговаривала за Мишу идти, считая не перспективным. А я смотрю на дочек своих, и ни о чём не жалею. Самое важное, для меня, он сделал. А дочерей - выращу."
Благодарю за прочтение. Пишите. Голосуйте. Подписывайтесь. Лина