«Что такое церковь Христова?»; «Где находится ваша штаб-квартира?»; «Во что именно вы верите?» Все это хорошие вопросы. Члены церкви Христа поощряют интерес людей, побуждают их приходить и исследовать. Почему у нас есть такое право? Что мы можем предложить?
Однажды торговец спросил проповедника: «В чем отличие церкви Христовой? Если вы сможете назвать мне пять вещей, которые люди могут получить только здесь и ни в какой другой церкви, то я буду рекламировать ее для вас». Он мыслил правильно. В чем уникальность церкви Христовой? Если она не отличается от других хоть чем-то, то действительно не имеет права на существование как отдельный организм. Но мы, члены церкви Христовой, верим, что мы уникальны своим призывом. В этой статье мы рассмотрим четыре отличительные черты нашего призыва.
МЫ ПРИЗЫВАЕМ К РЕСТАВРАЦИИ
В чем состоит наш призыв? Мы призываем…
1. к реставрации новозаветного христианства;
2. к единству всех верующих в одной церкви, за которую умер Христос;
3. к полному повиновению Слову Божьему после его тщательного изучения;
4. к абсолютному отказу от деноминационных церквей, названий, вероисповеданий и концепций.
Сформулировать этот призыв достаточно просто. Убедить людей откликнуться на него – это уже совсем другое дело. Будучи четко сформулирован, призыв обладает определенной привлекательностью. Многие настолько разочарованы в деноминационализме, что тянутся к любому движению, которое провозглашает себя независимым от конфессиональной принадлежности. Тем не менее, даже после объяснения нашего призыва вопросы по-прежнему остаются: «Правомерен ли такой призыв?»; «Будет ли он действовать сегодня?»; «Что он значит для меня?»
Давайте рассмотрим свидетельские показания в пользу нашего призыва, чтобы вы сами смогли ответить на эти вопросы. Как только дело будет заявлено, вы взвесите все свидетельства и придёте к собственному заключению.
НАШ ПРИЗЫВ ОСНОВАН НА БИБЛИИ
Даже если вы лишь поверхностно знакомы с церковью Христовой, вы могли слышать, что цель членов церкви – «говорить там, где говорит Библия, и молчать там, где Библия молчит». Поэтому, формулируя свой призыв, мы для начала должны подчеркнуть, что это библейский призыв.
Во-первых, Библия призывает следовать образцу, который изначально дал Бог. Бог хочет, чтобы мы следовали Его образцу. Он сказал Моисею: «Смотри… сделай все по образцу, показанному тебе на горе» (Евр. 8:5). Когда Божий народ оставил этот образец, Иеремия призвал их: «рассмотрите, и расспросите о путях древних» (Иер. 6:16). Бог дорожит Своим образцом и хочет, чтобы мы вернулись к нему, если мы его оставили.
Во-вторых, Библия подчеркивает необходимость проповедовать и практиковать только то, что преподавалось в век апостолов. Павел сказал: «Но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, – да будет анафема» (Гал. 1:8). В Библии содержится совершенный закон свободы (Иак. 1:25); в силу своей завершенности он не нуждается в доработке, делая и нас совершенными (2 Тим. 3:16, 17). Так как он от Бога, мы не смеем менять его! (Отк. 22:18, 19).
В-третьих, Библия призывает людей вернуться к церкви Нового Завета. Иисус умер за церковь (Еф. 5:25); Он искупил ее, заплатив Своей кровью (Деян. 20:28)! Воистину, по этой причине нам нужно придавать особое значение такой церкви – любить ее, проповедовать о ней и быть частью ее. Поддерживать такую церковь не противоречит Библии!
Вы любите Библию? Вы хотите следовать ей? Разве есть что-либо более библейское, чем восстановление Господней церкви в таком виде, как она представлена в Библии?
НАШ ПРИЗЫВ ИСПОЛНИМ
«Это невыполнимо, – могут возразить некоторые. – Вы не можете просто взять церковь в том неразработанном виде, в каком она предстает в Новом Завете, и перенести ее в нашу современную эпоху».
Однако мы верим, что мы можем сделать это, что наш призыв исполним. Задумайтесь хотя бы над одной цепочкой рассуждений. Она берет свое начало в словах Иисуса из Лк. 8:11: «семя есть слово Божие». А сейчас соедините это с тем, что сказано в Евр. 4:12: «Ибо Слово Божие живо, и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого». «Семенем» для царства, или церкви, является «Слово Божие», а «Слово Божие живо». Подумайте о том, что все это значит.
Семя всегда приносит плод по роду своему: из семян всегда произрастает одно и то же. Если у вас есть семя арбуза, то из него всегда вырастет арбуз, где бы вы его ни посадили, в Европе ли, в Америке, Африке или Азии. Кроме того, из него вырастут арбузы независимо от того, кто их посадил.
Из него не вырастут арбузы для вас, лук для меня, а помидоры для кого-то еще. К тому же, из него вырастут арбузы независимо от того, когда их посадили. Посадите семя в этом году, и из него вырастут арбузы. Если вы сохраните его для посадки на следующий год, из него все равно вырастут арбузы. Пусть пройдет сколько угодно времени, пока семя живое, из него будут произрастать только арбузы.
Понятно, к чему я веду? В Слове Божьем находится семя царства. Это означает, что это семя производит царство, новозаветную церковь. Если посадить только его, то ничто другое из него произрасти не сможет. Из него всегда произрастет новозаветная церковь, где бы оно ни было посажено, кем бы оно ни было посажено и когда бы оно ни было посажено.
Разумно полагать, что семя Слова Божьего производит плод по роду своему. Если мы сегодня сделаем в точности то, что делали люди в новозаветные времена, чтобы стать христианами, и затем, став христианами, будем жить и поклоняться так, как они, то разве мы не станем точно такими, как они?
Все просто. Вот такая у церквей Христовых цель: делать то, что делали люди в I веке для того, чтобы стать христианами, а затем поступать так, как поступали они, чтобы жить по-христиански. Если мы будем делать то же, то, несомненно, и будем теми, кем были они: просто христианами.
РЕСТАВРАЦИЯ ЖЕЛАТЕЛЬНА
Наш призыв содержит преимущества, в которых заинтересованы все. Прежде всего, он желателен, ибо основан на Библии. Возвращение к новозаветной церкви угодно Богу, и этого нам должно быть достаточно. Если мы хотим исполнять Божью волю, тогда нам следует иметь план действий, предполагающий полное послушание Его воле.
Кроме того, реставрация желательна, потому что она будет способствовать единству всех верующих в Христа. Бог хочет, чтобы мы были едины. Иисус молился о единстве всех верующих, дабы другие уверовали в Него (Ин. 17:20, 21). Павел писал: «Умоляю вас, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10).
Люди стремятся к единству. Протестантские наблюдатели присутствуют на международных католических встречах, а католические иерархи присутствуют на протестантских собраниях. Церкви сливаются, деноминации сотрудничают друг с другом; преграды рушатся. На уровне общин проповедники обмениваются кафедрами, а общины проводят объединенные богослужения. Люди показывают, что они устали о разделения на конфессии, объединяясь в большие общины, которые они называют «внеконфессиональными».
Как можно достичь истинного единства? Ясно, что если взять за основу то единство, которого желает Бог, то межконфессиональное сотрудничество не делает верующих «одним целым». Широкомасштабные слияния церквей трудно осуществимы, а то и вовсе невозможны в силу различия в верованиях. Для этого нужна какая-то общая платформа, равноудаленная от моих и ваших искренних убеждений, где никому из нас не отдавалось бы предпочтения. Возможно, на такой платформе мы можем договориться, что считать беспристрастным авторитетом.
Такая платформа есть: это Библия. Открывая Библию, мы все забываем свои мнения. Эта книга такая же ваша, как и моя. Истина, которую она содержит, не моя, а Божья; и то же самое можно сказать о той истине, в которой наставляете вы. Когда мы все возвращаемся к Библии, чтобы понять, чего хочет от нас Бог, нам не нужно подчиняться чьим-то интересам. Но так как мы с вами живем не в I, а в XXI веке, мы видим, что многие виды церковной деятельности сегодня отличаются от того, что практиковала апостольская церковь. Например, в ранней церкви крестились только полным погружением в воду, младенцев никогда не крестили, крещение считалось важным элементом Божьего плана спасения, а во время богослужения никогда не использовалась инструментальная музыка.
Сегодня эти факты подтверждаются не только Писаниями, но и теологами всех деноминаций. Новый Завет говорит нам, что ученики собирались в первый день недели для причастия Господней вечери. Богословы практически всех вероисповеданий также свидетельствуют, что на Господню вечерю ученики собирались каждый Господний день.
Сегодня многие церкви совсем не похожи на церковь в дни апостолов. Как же произошла перемена?
Такая перемена была предсказана еще до окончания I века. Об отступлении от веры Павел говорил в 1 Тим. 4:1-4. Он предупреждал старейшин эфесской церкви, что некоторые поставленные руководители церкви увлекут учеников за собой (Деян. 20:29-31).
Эти предсказания «вероотступничества» – отхода от веры, однажды переданной святым (Иуда 3), – сбылись. Отступничество началось с изменения формы управления церковью. Ранняя церковь имела старейшин над каждой общиной. Вскоре один из этих старейшин начал брать на себя больше власти, чем другие, и стал главным старейшиной. Потом он начал контролировать более мелкие церкви в округе, пока не стал «епископом» над всем районом. «Епископы» больших территорий контролировали епископов более мелких областей, и строительство пирамиды управления продолжилось до появления на ее вершине пяти «патриархов» – епископов церквей Рима, Александрии, Антиохии, Константинополя и Иерусалима. Наконец, епископы Константинопольский и Римский начали соперничать между собой за верховную власть. Римский епископ стал «папой», но епископ Константинопольский не признал его власть. В результате отступническая церковь раскололась на две части: восточную, управлявшуюся из Константинополя, и западную, подчинявшуюся Риму. По прошествии приблизительно пяти веков папская система была завершена.
Произошли и другие изменения в церкви. Вот некоторые примеры:
• Первый случай окропления вместо полного погружения в воду отмечен около 250 года, но в последующие несколько веков такой способ крещения не был широко распространен.
• Начали крестить младенцев, когда люди стали верить, что младенцы рождаются в грехе.
• Около VII века в богослужение был введен орган – тогда впервые за все время в христианском богослужении был использован механический музыкальный инструмент.
• К 1545 году устное предание стало считаться таким же (если не более) полновластным, как и записанное Слово Божье.
Стали практиковаться и многие другие вещи, которых не было в новозаветной церкви, включая почитание Марии, поклонение образам и молитвы святым.
В начале IV века был написан и принят за авторитет первый символ веры. Отступничество завершилось, когда полномочным источником истины в религии стало считаться то, что сказали или написали люди. Многие из тех, кто заявлял, что поклоняется Богу, оставили Его Слово и Его церковь. Чуждые апостольской церкви символы веры и виды религиозной деятельности продолжали появляться, пока средневековая церковь практически не утратила свое сходство с церковью I века.