Найти тему

Про подражание и имитацию

Здравствуй, читатель! Давно я не писала статей, снова работа меня захватила! Но сегодня мне в голову пришла интересная тема для обсуждения, и решила с вами поделиться.

Давайте поговорим о подражании и имитации. Кто сталкивался с коррекцией, прекрасно понимают, если у ребенка не сформирована имитация, то ты будь хоть чародеем коррекции, толку от занятий не будет. Откуда же это берется, как ребенок понимает, что нужно повторять за взрослым?

Вспомните, как улыбается младенец в ответ на улыбку мамы. Или мама широко открывает рот, а малыш тут же открывает в ответ. Вряд ли грудной ребенок на тот момент думает: "Мама открыла рот, значит и мне тоже нужно".

В 1992 году Джакомо Риццолатти исследовал движения обезъян и увидел, что когда маленькая макака взяла с тарелки изюм, нейроны проходившие из передней части лобной доли, расходились по премоторной коре, а потом и по моторной. Активизация нейронов происходила еще до того, как макака совершала действие. Затем, в какой-то момент экспериментатор сам взял с той же тарелки изюм, именно в этот момент эти же нейроны в мозгу обезьяны, которые только что отвечали за движение стали генерировать еще более сильные импульсы, чем прежде, хотя сама макака на тот момент не совершала действия. Так были открыты зеркальные нейроны. Эти нейроны не просто запускают действие, они его запускают как повторение моторного акта, который только что совершило другое существо.

Получается, когда ребенок видит действие взрослого, его мозг обрабатывает данное действие и подает сигнал к повторению.

-2

Звукоподражание, к которому так часто стремятся коррекционные педагоги - тоже является имитацией, но для полноценной звуковой реакции к процессу сначала должна подключится двигательная кора, именно поэтому абсолютно всегда мы запускаем имитацию с движения. Бесполезно заставлять ребенка произнести звук "А", если он за вами не может хлопнуть в ладоши. И только после того, как вы запустили имитацию на уровне движения, можно подключать звукоподражания, то есть звуковой сигнал сначала должен уйти в слуховую кору, находящуюся в в височной доле больших полушарий, а из нее в двигательную кору. Двигательная кора передаст сигнал в центры, непосредственно управляющие дыханием, голосовыми связками, и ребенок попытается произнести звук.

-3

Все вышеописанное характерно для простого звукоподражания, но если мы говорим о целом слове или даже фразе, то слуховой сигнал перебрасывается в зону Брока - нижний задний угол лобной доли. Здесь нейроны отвечают не просто за отдельные фонемы, но за сборку фонем в слова. Именно зона Брока является местом хранения двигательных программ, связанных с речью. Но в речи не достаточно просто повторить слово, которое мы услышали. Его надо наполнить смыслом, опознать и расшифровать. В эту работу включается другая зона - зона Вернике.

Плюс, если ребенок только что повторил слово, подключается гиппокамп, который запоминает это слово. А поясная извилина сравнивает полученный результат с эталоном. И если ребенок повторил правильно - она подает положительные эмоции "Я молодец!", если же ребенок повторил неправильно срабатывает обратная реакция "Я не смог!".

Так же немаловажную роль в имитации играет зрительная информация, ребенок внимательно следить за вашими движениями и артикуляцией, дыханием и движением губ, поэтому на начальном этапе очень важно развивать зрительное восприятие, для порождения речи!

Как видите, процесс имитация удивительный и очень сложный процесс. Именно поэтому он занимает важное место в коррекционной работе!

Спасибо, что дочитали, надеюсь статья была интересно и полезной! Буду благодарная за лайки, они помогают продвигать интересную информацию!