Найти тему

Как купить электромобиль из Китая? Часть 1 - Выбор машины

Оглавление

Прошел уже почти год с того солнечного мартовского дня, когда я забрал свой китайский электромобиль из Минска. Пока что эксплуатация машины никакого негатива не принесла, покупкой я доволен и вполне уверенно могу рекомендовать всем приобретение электрички из Китая. Но не все было гладко и безоблачно перед тем как я получил машину.

Возможно вы уже сами задумывались о том как, где, у кого можно купить такую машину. Для того чтобы развеять все сомнения и ответить на возникающие вопросы я решил написать серию постов, в которых я расскажу максимально подробно как приобретается и оформляется китайский электромобиль в России.

Хочется чтобы этот материал стал вам полезен, а для кого-то возможно и послужил руководством к действию.

Я решил что разобью свое повествование на 4 части:

  1. Выбор машины <- Вы находитесь здесь
  2. Покупка;
  3. Ожидание;
  4. Получение и оформление.

Почему электромобиль?

Не будем терять время и начнем с того, как и почему я пришел к мысли о покупке китайского электромобиля. Чтобы ответить на этот вопрос надо сперва объяснить почему было принято решение о покупке именно электромобиля, а не обычного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания? Всю жизнь я покупал, ездил на бензиновых машинах, затем продавал их до тех пор пока не начал замечать, что приобретение новой машины уже не вызывает никакой радости.

Когда езда не в радость
Когда езда не в радость

Раньше я читал обзоры в интернете, смотрел различные YouTube каналы автомобильной тематики, примерял на себя ту или иную марку или модель. Постепенно я начал ловить себя на мысли, что все автомобили устроены одинаково. Различия если и есть, то только в кузове, салоне и каких-то отдельных технических узлах. По большому счету, двигатель внутреннего сгорания как был изобретен в 19 веке, так принципиально с тех пор не менялся.

Двигатель Ленуара 1860 год
Двигатель Ленуара 1860 год

С точки зрения обладания бензиновой или дизельной машиной ты - как владелец, обречен на решение типичных проблем прошлого и позапрошлого веков, а именно регулярное обслуживание двигателя, смену масла, заправку топливом, замену деталей, исчерпавших свой ресурс. А поскольку практически все мои прошлые автомобили были в той или иной степени "бывшими в употреблении", этих вопросов и задач обычно накапливался целый ворох. В определенный момент я понял, что я не получаю удовольствия от езды, а только и думаю когда и что в машине сломается и как я это буду чинить. Вы скажете - это все из-за того что все машины были старые. Соглашусь, с новой машиной проблем меньше. Но и с новой, будучи уже наученным горьким опытом, не будет спокойствия. Все равно есть тот же самый регламент с заменами масла, прочих технических жидкостей, колодок и так далее. А на дворе то уже 2023 год, 21 век наступил уже 20 лет назад. Мир меняется, но почему-то в вопросе личного транспорта мы до сих пор цепляемся за технологии позапрошлого века.

А что же способно заменить привычный автомобиль? Вариантов не так много, один из них - авто с электродвигателем и батареей. Электродвигатель за счет своего простого устройства и надежности позволяет избежать наиболее затратных и крупных поломок (поменяв 2 двигателя из-за масляного голодания на Subaru я могу с уверенностью об этом говорить).

Масляное голодание - не шутки
Масляное голодание - не шутки

Батарея на нынешнем этапе развития уже способна закрыть по своей емкости и дальности хода повседневные нужды типичного водителя. Взвесив все за и против, изучив много материалов про электромобили и опыт других людей, я пришел к пониманию, что эта технология уже достаточно зрелая и, как оказалось в дальнейшем, вполне доступная.

Электромобиль устроен очень просто
Электромобиль устроен очень просто

Да, инфраструктура не достаточно развита у нас в стране, но это можно легко пережить имея свою розетку. К тому же за последние месяцы инфраструктура неплохими темпами растет. Одним словом - забываем про ДВС и ищем электромобиль.

Теория и практика выбора

Уточню что весь этап анализа и принятия решения, который я сейчас описываю, я проходил два года назад. Так совпало, что как раз в это время у моих родителей так же остро встал вопрос о смене автомобиля. Их Volvo XC90 цвета серый металлик, с турбированным двигателем объемом 2,5 литра 2012 года при всех своих многочисленных достоинствах обладал одним весьма существенным недостатком, а именно потреблял чрезмерно много топлива.

Шведский пожиратель бензина
Шведский пожиратель бензина

Большой расход бензина усугублялся тем, что цены на него в Крыму, куда родители перебрались на постоянное место жительство за несколько лет до этого, превышали средние по стране на 1-2 рубля за литр. Прибавьте к этому тот факт, что родители уже на пенсии, а пенсии, как известно, у нас в стране не поспевают за ростом цен. И вот сложив все эти вводные получаем, что в один момент прекрасная шведская машина стала непозволительной обузой. Надо было менять автомобиль, но на что?

Первая мысль у родителей была о дизельной машине. К примеру дизельный Volkswagen Tiguan казался неплохим вариантом на замену Volvo.

На первый взгляд неплохой вариант, пока не увидишь стоимость.
На первый взгляд неплохой вариант, пока не увидишь стоимость.

Однако рынок решил, что дизельные машины должны быть дороже, так как их мало, а тех кто хочет экономить топливо много, да и само это топливо уже давно стало дороже бензина. Вторую мысль заронил я, успев к тому моменту уже всем надоесть со своими разговорами об электромобилях. Мысль была следующей, при продаже по тогдашним ценам Volvo XC90 такой комплектации, возможно было выручить 1 200 000 - 1 300 000 р. За эту стоимость на тот момент уже было возможно приобрести более свежий по возрасту электромобиль, который в принципе не требует бензина и не так требователен к обслуживанию (в крымских условиях регулярное обслуживание Volvo превращалась, как правило, в дорогостоящее приключение). Рынок предлагал несколько вариантов за схожую сумму - BMW i3, KIA Soul EV и разнообразные Nissan Leaf.

Nissan был отвергнут по причине отсутствия какой бы то ни было терморегуляции батареи, BMW i3 показался чересчур инопланетным по дизайну, а вот KIA Soul EV пришелся родителям по душе. Этот небольшой электромобиль построен на базе привычного и распространенного Soul, а значит с запчастями проблем не должно было быть, также батарея имеет воздушную терморегуляцию, а значит не будет перегреваться, охлаждаясь кондиционированным салонным воздухом.

Наступил март 2021 года, Volvo XC90 к этому моменту стоял на продаже уже более полугода, но покупателей не находилось. Видимо в Крыму было предубеждение к шведской марке, а может не было платежеспособного спроса. Было решено везти машину в Санкт-Петербург и продавать там. Я приехал в Севастополь и вдвоем с отцом за пару дней мы перегнали машину обратно в родной город. Как ни удивительно, но покупатель нашелся буквально на следующий день. Передав XC90 новому владельцу, мы сели и стали прикидывать варианты по покупке KIA Soul EV. Машины были, но они были либо чуть новее чем надо и немного дороже, а добавлять было не из чего, либо они продавались в Белоруссии, которая на тот момент для нас была белым пятном на карте. Вдруг внезапно на Авито обнаружился KIA Soul EV, который мало того что подходил по стоимости, так еще и продавался в Феодосии. Медлить было нельзя, договорившись с продавцом отец взял билет и на следующий день полетел обратно на Крымский полуостров, где благополучно приобрел серый KIA Soul EV 2014 года c батареей 27 кВт-ч, приехавший из США.

Электрический конь на смену бензиновой лошадке
Электрический конь на смену бензиновой лошадке

Так перед глазами появился живой пример. Иметь пример для меня было важно, так как до этого момента ни у кого из моих знакомых электромобиля не было. Всю информацию об эксплуатации до этого я мог получить либо на форумах, либо на YouTube, что не могло служить заменой реальном опыту жизни с электромобилем. А опыт теперь был доступен родителям, а вместе с ними и мне. Незаметно прошло полгода, за которые абсолютно ничего с родительским Soul-ом не случилось. Мы съездили в конце лета в Крым навестить родителей и заодно попробовать электромобиль в деле. Soul не разочаровал, теория подтвердилась практикой. Я все больше укрепился в мысли о приобретении электрички.

Если выбирать себе, то что?

Хорошо, скажете вы, родители свой выбор сделали, но как же ты сам? Тебе то что хотелось купить? На тот момент меня интересовали такие машины как BMW i3, Chevrolet Bolt, Tesla Model 3 2015-2016 года выпуска.

Бюджет был определен в размере до 1 500 000 рублей, Bolt и Tesla в эту сумму практически не укладывались, но BMW i3 с грехом пополам можно было найти. Отличием BMW i3 от аналогов являлось наличие REX (встроенного бензинового генератора с небольшим баком, который компенсировал недостаток емкости батареи на 33 кВт-ч и давал возможность двигаться даже с севшей батареей, пока есть бензин в баке). Определяющим критерием для меня являлось присутствие жидкостной терморегуляции батареи, так как не хотелось столкнуться с вопросом ее ускоренной деградации и последующей замены. В России эти машины присутствовали в наличии у различных продавцов, но цена была, на мой взгляд, чересчур завышена. Были и посредники, которые могли привезти под заказ, но опять таки цена была слишком велика. Не знаю что уж так влияет на аппетиты российских продавцов, недостаток предложения, а может быть завышенные ожидания от рынка, но сравнивая цены на авто где угодно, с теми что предлагались в России, все было минимум на 30% дороже. Для себя я российские варианты отмел довольно быстро и сосредоточился на Белоруссии, где имелось довольно много предложений. Не было понятно только как покупать и оформлять машину из другой страны, хоть и из союзного государства.

Белоруссия нам поможет!
Белоруссия нам поможет!

О решении этих вопросов я напишу в следующей части этого цикла. Самым важным было то, что машина, растаможенная в Белоруссии могла быть ввезена и поставлена на учет в РФ без дополнительной уплаты пошлин.

Большинство европейских и американских машин в Белоруссии были после ДТП. Они приобретаются на аукционах по сниженной цене, везутся в Белоруссию, ремонтируются и выставляются на рынок.

Типичный вариант машины с аукциона
Типичный вариант машины с аукциона

Это нормальная практика, но перспектива платить немалую сумму за поврежденную машину вызывала, все же, большие сомнения. Несмотря на это я заприметил несколько BMW i3 с батареей 33 кВт-ч, и с одним продавцом даже связался на предмет покупки.

Китай или не Китай

В тоже время я регулярно перелистывал белорусский портал av.by, аналог российского auto.ru и в один из вечеров мой взгляд упал на неведомый тогда BYD Yuan, который предлагали по цене BMW i3.

BYD Yuan 360
BYD Yuan 360

Но эта модель была гораздо новее, батарея у него была гораздо более емкая. Я начал гуглить, и наступил момент когда будто пелена спала с моих глаз, потому что я узнал о существовании китайских электромобилей.

Твое лицо, когда узнал цены на китайские электромобили
Твое лицо, когда узнал цены на китайские электромобили

Вот несколько фактов:

  1. В Китае более 300 компаний, которые производят электромобили.
  2. Из топ-10 мировых брендов электромобилей по продажам половина принадлежит китайским производителям.
  3. Больше половины всех электромобилей мира производится в Китае.
-14

Почему же мы их не видим, а видим Nissan, Tesla, Audi, Chevrolet? А дело вот в чем - Китай, за счет большого населения обладает огромным внутренним спросом, при котором производители совершенно спокойно могут работать на внутренний рынок, не задумываясь об экспорте, который влечет за собой различные затраты на сертификацию, маркетинг и рекламу. Вдобавок им надо будет конкурировать с мировыми брендами, которые уже прочно заняли свое место в сознании потребителей. А зачем это нужно китайцам, которые прекрасно зарабатывают продавая качественные и недорогие электромобили своим гражданам? Им это не нужно. Китайцы, в этом плане, чрезвычайно прагматичны и своей выгоды не упустят. Они могут продавать официально за рубеж, или устраивать производство по лицензии, но цена для конечного потребителя в Европе или в России, как мы сейчас наблюдаем на примере Эволюта или нового Москвича будет уже совершенно неподъемная, во много раз больше цены на внутреннем рынке.

Несмотря на такой подход, есть и машины со вторичного рынка, которые попадают на экспорт. Это бывшие в употреблении машины, которые продают частные лица или компании. Новую машину из Китая покупать нет смысла, так как стоимость оформления на экспорт будет гораздо выше чем у аналога б/у с минимальным пробегом. Так же покупая новую машину нет возможности получить государственную субсидию на электромобиль, которая доступна китайцам. В СНГ китайские электромобили попадают в основном через Белоруссию транзитом из Казахстана, что связано в первую очередь с нулевой таможенной пошлиной для граждан Белоруссии, а так же с отсутствием уплаты НДС при ввозе электромобиля. Именно на предложения немногочисленных белорусских компаний я и обратил внимание в процессе поиска своего будущего электромобиля.

Автовозы, набитые электромобилями, ежедневно отправляются с границы Казахстана в Минск
Автовозы, набитые электромобилями, ежедневно отправляются с границы Казахстана в Минск

Итак что же предлагалось в моем бюджете из наличия среди китайских моделей? На самом деле не предлагалось практически ничего, так как по большей части на сайтах объявлений в Белоруссии предлагают европейские и американские марки, которые уже ввезли и растаможили на продажу. Но в Белоруссии есть некоторое количество посредников, которые продают китайские электромобили под заказ. Они имеют собственные сайты и телеграм-каналы, в которых публикуют актуальные предложения. Обратившись к ним я узнал о существовании нескольких брендов, среди которых был и мой Weltmeister.
Конечно, среди китайских моделей есть и более дорогие и более дешевые, но вникнув в специфику китайских производителей я понял, что в моем бюджете я могу рассчитывать, примерно, на такой вариант по техническим характеристикам:

  • Жидкостная терморегуляция батареи в стандартной комплектации;
  • Типоразмер - паркетник или SUV;
  • Емкость батареи - от 43 кВт-ч;
  • Передний привод;
  • Двигатель от 160 кВт.

Сравнивая это предложение с BMW i3, восстановленной после ДТП, с маленьким кузовом, батареей 33 кВт-ч и двигателем 125 кВт и достаточно большим пробегом, мне стало понятно, что выбор тут явно не в пользу BMW i3, впрочем как и не в пользу 90% остальных европейских и американских производителей.

Вот несколько примеров китайских электромобилей, о которых я говорю:

Отсмотрев все возможные обзоры и прочитав китайские форумы через переводчик, я собрал достаточное количество информации чтобы принять решение и остановил свой выбор на Weltmeister EX-5.

Но что делать дальше? Как заказать и оплатить машину? Об этом читайте в следующей статье из моего цикла о покупке электромобиля из Китая.
Оставайтесь на связи, подписывайтесь если вы еще этого не сделали, в следующей части я буду рассказывать о самом процессе покупки в мельчайших деталей, а так же поделюсь способами сэкономить.

Следующая часть о покупке электромобиля уже опубликована.