Литрес

Кукла Бобо, зефирный тест и каменное лицо: 10 известных психологических экспериментов с участием детей

Признайтесь, вы способны контролировать свою агрессию? А можете с легкостью отказаться от сладкого ради здоровья и идеальной фигуры в будущем? На любой из ваших ответов у ученых существует объяснение. И не в последнюю очередь благодаря целой серии экспериментов. С 50-х годов по всему миру проведены тысячи экспериментов при участии детей, результаты которых помогли объяснить особенности человеческого развития, механизм принятия решений, факторы, формирующие привычки. Мы решили рассказать вам о десятке самых интересных и показательных из них. И помните, что эти эксперименты помогли психологам, педагогам и врачам существенно изменили подход и рекомендации по воспитанию подрастающего поколения.

-2

Кстати, всем, кто интересуется детской психологией, мы рекомендуем обратить внимание на следующие издания:

10. Тир

-3

Этот эксперимент проводили среди школьников. Каждого участника ставили перед двумя мишенями и объясняли правила. Если выстрелить в левую мишень, то автомат выдаст рубль, который можно забрать себе, если в правую — рубль отправится на нужды класса. При этом на каждой мишени подсвечивались отверстия от выстрелов, и на мишени «забрать рубль себе» их было больше. Детей намеренно сбивали с толку, создавая видимость того, что предыдущие решили забрать монету себе. Целью эксперимента было проверить внушаемость человека и понять, может ли он выбрать вариант «для себя», даже не желая этого, если большинство тоже его выберет.

9. Каменное лицо

-4

Для своего эксперимента психолог Эдвард Троник привлекал мам и их маленьких детей. В первой части он просил взрослых общаться и поиграть с малышами так, как они привыкли, проявляя привычные эмоции. Естественно, что реакция детей была расслабленной, они смеялись и улыбались. А затем мамы вдруг отворачивались на пару секунд и оборачивались уже с «каменным», безэмоциональным лицом и безучастно смотреть на малышей.

И детки считывали эту перемену мгновенно. Сначала они пытались продолжить играть, привлекали внимание, а потом начинали капризничать и громко плакать. Как только мамы возвращали «эмоциональность», малыши молниеносно переключались, забывая о слезах. Таким образом Троник доказал, что привязанность и стремление к установлению контакта с людьми — базовые потребности человека с самого рождения. Для малыша страшнее всего оказаться брошенным, и он ощущает это при эмоциональной холодности и отрешенности.

8. Сладкая или соленая каша

-5

В эксперименте участвуют четыре ребенка. Перед ними тарелка с кашей, разделенная а пять участков. При этом четыре части посыпаны сахаром, пятый — солью. Ведущая предлагает каждому по очереди попробовать кашу и сказать — сладкая она или соленая. Так как очевидно, что ответят те, кому досталась сладка часть, интересен выбор ребенка с соленой. Ему нужно принять решение — передать свои реальные ощущения или поддержать большинство. Это тест на внушаемость и способность человека настоять на своем или поменять мнение под воздействие общества из-за неосознанного желания не выделяться и «быть как все».

7. Обезьяна и ребенок

-6

В 30-х годах XX века психолог Уинтроп Келлог придумал, как доказать теорию о том, что если с младенчества воспитывать шимпанзе в человеческой среде, то животное сможет делать все то же, что умеет человек. Помог ему в этом 9-месячный сын Дональд. Келлог взял на воспитание семмесячную самку шимпанзе по имени Гуа. Малыша и обезьянку воспитывали вместе, обоих одевали, во время еды сажали на детский стульчик, одинаково обучали.

Они стали лучшими друзьями и постоянно играли вместе. Однако эксперимент не удался. Шимпанзе действительно научилась понимать человеческую речь и некоторым навыкам, но на этом все. Причем малыш Дональд, наоборот, начал отставать в развитии. в 19 месяцев мальчик знал и использовал только три слова, стал прыгать, пищать и кусаться. В итоге обезьяна и ребенок провели вместе девять месяцев вместо пяти лет.

6. Пещера разбойника

-7

Этот эксперимент Музафера Шерифа называют одним из самых неэтичных. Для участия в нем социальный психолог отобрал 22 двенадцатилетних мальчика. Они были максимально похожи друг на друга: один цвет кожи, одногодки, протестантское воспитание. Участников отправили в лагерь бойскаутов в Оклахоме и случайным образом поделили на две группы. При этом ни одна из групп не знала о существовании другой. Выполняя задания, ребята сплотились, сформировали общую культуру, ценности и нормы. У групп появились названия — «Орлы» и «Гремучие змеи». На следующем этапе начались соревнования — командные игры вроде перетягивания каната и бейсбола. Победитель должен был получить трофей, проигравший — ничего.

Так, между детьми начали возникать первые трения. Сначала это были просто неодобрительные взгляды, потом появились оскорбительные выкрики. Слова становились все обиднее и жестче. Случилось несколько драк. А после победы «Орлов» в командном зачете «Гремучие змеи» напали на лагерь соперников и украли все победные трофеи — туристические ножи. Между группами назревал серьезный конфликт. Исследователям пришлось вмешаться, когда появилась реальная угроза жизни. В итоге детвору изолировали друг от друга и попросили охарактеризовать сначала свою команду, а потом команду соперников. Если члены своей команды виделись ребятам храбрыми, мужественными и дружелюбными, то соперников они считали нахальными и подлыми.

После этого исследователи поставили враждующих в ситуацию вынужденного сотрудничества. Перед ними начали ставить задачи, которые нужно решить совместно. И «Орлы» вместе с «Гремучими змеями» вместе починили водопровод, отремонтировали грузовик. Это помогло им сблизиться, развеять напряжение и возродить дружбу. А ученые доказали то, что единомышленники, погруженные в соперническую среду, мгновенно могут начать ненавидеть друг друга. При этом общие занятия и цели, наоборот, способны сплотить даже непримиримых врагов.

5. Визуальный обрыв

-8

Для этого эксперимента сотрудники Корнельского университета Элеонор Гибсон и Ричардом Уолком отобрали 36 малышей в возрасте от 6 до 14 месяцев, которые могли ползать, но еще не умели ходить. Исследователи сконструировали небольшой короб из прочного стекла. Одна половина поверхности выглядела как шахматная доска, а другая напоминала прозрачную стену или «визуальный обрыв». И Гибсон с Уолком начали проверять, скажется ли на передвижениях малышей зрительная иллюзия. В результате их манипуляций детки, оказываясь перед «обрывом», замирали и не двигались дальше. Некоторые все же переползали на территорию «обрыва», но только в исключительных случаях — когда на противоположной стороне стояла мать и звала их к себе.

Исследователи доказали, что младенцы уже в шестимесячном возрасте показывают способность осознавать глубину, стараясь избегать «обрыва». Для детей младше этого возраста были изменены условия эксперимента. Младенцу просто дают посмотреть вниз с обеих сторон «обрыва» и замеряют его реакции — плач, изменение частоты сердцебиения. Таким образом ученые выяснили, что двухмесячные малыши по-разному реагируют на закрытую сторону и сторону «обрыва». И ярко выраженного страха они не показывают. Поэтому различают они глубину или нет — никто не знает.

4. Зефирный тест

-9

Этот тест в 60-е годы провел кандидат психологических наук Уолтер Мишель. Для него были отобраны несколько воспитанников Стэнфордского детского сада в возрасте от 4 до 6 лет. Ведущий заводил каждого в пустую комнату, сажал за стол и ставил перед ним тарелку с одной зефиркой. Главное условие — сдержаться и не съесть лакомство, пока взрослый не вернется обратно. Тому, кто сможет это сделать, обещали дать вторую зефирку. Съевшему же не доставалось ничего. У детей было 20 минут.

Практически каждый участник в первые минуты пытался сдержать свои порывы. Кто-то отворачивался от сладости, кто-то крутил ее в руках, нюхал, облизывал, а кто-то отковыривал маленькие кусочки и подъедал. Были те, кто спустя время поддавался соблазну, но некоторые дошли до конца и получили свою заслуженную награду. Таким образом Уолтер Мишель проверял способность детей к самоконтролю и выяснил, как она может влиять на их будущую взрослую жизнь. Кроме того, ученые изучили уровень образования и достатка повзрослевших детей, выяснив, что у испытуемых, сумевших сдержаться, жизнь сложилась благополучнее.

3. Обе белые

-10

Для эксперимента были отобраны четыре ребенка. Трое заранее знали правила , а четвертый — нет. Перед ребятами поставили две пирамидки — одна черного цвета, другая — белого. Подготовленные дети знали: в любой ситуации нужно говорить, что обе фигуры — белые, даже если это не так. Ведущая спрашивает: «Какого цвета пирамидки?». Троица отвечает, что они белые. А четвертый участник, как правило, соглашался с мнением большинства, но потом признавался, что ответил так из-за слов остальных детей.

Аналогичный эксперимент вскоре провели со взрослыми. Несмотря на опыт, образование и интеллект, испытуемые очень часто поддавались мнению большинства и также говорили, что все пирамидки белые. Этот классический тест на внушаемость показал, что человек может менять свое мнение или намеренно искажать реальность под воздействием мнения большинства. Все это по большей части происходит из-за того, что люди не хотят отличаться от других и стремятся быть «своими».

2. Карие и голубые глаза

-11

Для этого эксперимента Джейн Эллиотт в 1970 году поделила третий класс на группы — кареглазых и голубоглазых. В первый день она заявила ребятам, что группа с голубыми глазами лучше и умнее кареглазых. Поэтому первые могли играть в новом гимнастическом зале или получать вторую порцию еды на ланч. Кроме того, педагог часто хвалила голубоглазых за успехи. Кареглазым же было запрещено играть с ребятами из другой группы, пить с ними из одного фонтанчика с водой. Их отсадили на задние парты и повесили темные воротнички.

В результате этого голубоглазые дети стали делать заметные успехи в учебе, увереннее себя чувствовать и всячески обижать кареглазых. Последние стали тихими и забитыми детьми и перестали справляться с простыми заданиями. На следующий день Элиотт провела тот же эксперимент, но поменяла роли. И ситуация повторилась. После этого учительница на обсудила с ребятами произошедшее и выяснила, что дети поняли ее урок и стали иначе относиться к теме расизма и дискриминации. Они обнялись и перестали враждовать.

1. Кукла Бобо

-12

В 60-е годы психолог Альберт Бандура решил узнать — копируют ли дети агрессивное поведение взрослых, и если да, то насколько сильно. Для этого он отобрал 36 мальчиков и 36 девочек в возрасте от 3 до 6 лет. Перед началом теста он оценил, как дети взаимодействуют с окружающим миром в плане агрессии. Затем детей разделили на восемь групп и выделили одну контрольную из 24 детей по возрасту, полу и уровню агрессивности. Каждого участника заводили в комнату со взрослым и сажали наблюдать за происходящим. Часть детей наблюдала за агрессивным поведением, когда взрослый спокойно играл с конструктором в углу, а потом неожиданно начинал бить клоуна руками, молотком, пинать, подбрасывать и садиться верхом. Другая часть испытуемых наблюдала за поведением человека своего пола,, а еще одна — противоположного. Контрольная группа не наблюдала ни за кем.

После этого детей по очереди заводили в другую комнату. Там ребенку показывали множество игрушек, но как только он начинал играть, ему запрещали это делать. Этот этап должен был пробудить в них агрессию. После чего детей переводили в третью игровую. Там лежал тот самый клоун Бобо, игрушечный молоток, пистолет, конструктор и куча других игрушек. В итоге исследователи выяснили, что дети, которые наблюдали за агрессивными взрослыми, проявляли жестокость и агрессию по отношению к Бобо. Причем дети больше копировали поведение взрослых своего пола, чем противоположного, а мальчики чаще девочек имитировали физическую агрессию. Эксперимент доказал, что малыши копируют модели поведения взрослых. И проявление агрессии может быть не врожденной, а приобретенной чертой.

о промокоду dzen20 подписчиков канала ждет скидка 20% и подарок – книга на ваш выбор из подборки! Для того, чтобы активировать купон, перейдите по ссылке.

Если в месяц вы читаете больше одной книги, вам будут интересны наши Абонемент и Подписка. По промокоду DzenAbik действует скидка 20% на покупку Абонемента, а по промокоду DzenSub - скидка 20% на покупку Подписки.

Еще больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

-13