Найти тему
katenamis

Художники, которых часто проходят мимо

Микеланджело, Рембрандт, Буше и Ренуар знакомы практически каждому. Так и получается, что фамилии некоторых живописцев постоянно на слуху, а другие же остаются в тени. Они как будто играют роль второстепенных персонажей, являются шумом и задним планом для «настоящих гениев». Однако картины малоизвестных художников до сих пор пользуются большим интересом у искусствоведов, но совершенно, почему-то, не у посетителей выставок.

Одними из недооценённых публикой художников являются «малые голландцы». Резкий толчок в искусстве этого народа последовал сразу же после окончания борьбы за независимость в 16 веке. Испанская корона, которая претендовала на земли Нидерландов, терпела череду поражений. Голландцы отвоевали большую часть территории и отстояли своё самоопределение, что повлекло за собой широкие празднества. Работы художников того времени полны жизнерадостности. До этого тема смеха в картинах была чуждой для мирового искусства, так как, по большей части, преобладали трагизм и драматизм на мифологические и исторические сюжеты. Художник Франс Хальс идёт против общепринятых канонов и изображает живой, искренний и заражающий смех. При просмотре картин невольно возникает желание улыбнуться в ответ героям. Одна из знаменитых его работ - «Стрелковая рота». Всех офицеров, собравшихся за столом, объединяют искры в глазах и приподнятые уголки губ.

 «Групповой портрет стрелковой гильдии святого Адриана», (1633) Франс Хальс
«Групповой портрет стрелковой гильдии святого Адриана», (1633) Франс Хальс
«Улыбающийся кавалер», (1624) Франс Хальс
«Улыбающийся кавалер», (1624) Франс Хальс
«Смеющийся мальчик с флейтой», (1626) Франс Хальс
«Смеющийся мальчик с флейтой», (1626) Франс Хальс

Ещё одним феноменом в мировой живописи является тема бренности бытия, которая в своё время была очень важна для голландских художников. Развилось их фирменное направление под названием «суета сует». Авторы демонстрируют скоротечность жизни при помощи символизма: череп, перевернутый стакан, книга со старыми и пожелтевшими страницами, погасающий светильник. Используются вещи, которые невольно передают процесс увядания. Честным и пугающим примером этого направления является «Натюрморт с черепом и гусиным пером» от Питера Класа. Такое нововведение в искусстве по-началу не прижилось и недооценивалось мировой публикой. Тем не менее были особые почитатели направления «суета-сует» - бюргеры или частные заказчики. Картины рисовались в небольшом кабинетном формате и вешались в залы, чтобы покупатель никогда не забывал о быстроте жизни и приближающейся смерти.

«Натюрморт с черепом и гусиным пером», (1628) Питер Клас
«Натюрморт с черепом и гусиным пером», (1628) Питер Клас

При упоминании «малых голландцев» всегда особое внимание уделяется Яну Вермееру Дельфтскому, который, в отличие от своих соотечественников, был признан культурным обществом сразу же. Гениальность и собственный почерк этого художника основывается на деталях. Он подолгу и скрупулёзно вырисовывал каждую мелочь на полотне. Например, на картине «Уличка» зритель может рассмотреть каждый кирпич бордовых домов. Более того, Ян Вермеер работал дорогими красками и весь свой заработок тратил на покупку нового расходного материала. Благодаря такому подходу он отличился в мире живописи своей уникальной работой со светотенью. На картинах «Молочница» и «Девушка, читающая письмо у открытого окна» можно заметить виртуозно исполненный переход от тёмных тонов к светлым. Вторую же работу отреставрировали в начале 2000-х годов и обнаружили, что на стене изначально была изображена картина купидона, которую закрасили после смерти художника. Теперь полотно приобрело аллегорический замысел: девушка читает ни что иное, как любовное письмо. Открытие буквально подарило картине ощущение интимности, ведь теперь смотрящий как будто подглядывает за личным и сокровенным моментом.

«Молочница», (1658 - 61) Ян Вермеер
«Молочница», (1658 - 61) Ян Вермеер
«Девушка, читающая письмо у открытого окна», (1657 - 59) Ян Вермеер
«Девушка, читающая письмо у открытого окна», (1657 - 59) Ян Вермеер

«Девушка с жемчужной серёжкой» - работа Яна Вермеера, которая никогда не бывает у себя «дома» и вечно переезжает из одной картинной галереи в другую по всему миру. Произведение вышло поэтичным и тонким, и опять же из-за удивительной работы над светотенью и необычного выбора цвета фона - чёрного. Блеск в глазах девушки будто завораживает и гипнотизирует зрителя. При первом просмотре наблюдатель не сразу замечает, что по истечении времени у героини стерлись брови и ресницы.

«Девушка с жемчужной серёжкой», (1665) Ян Вермеер
«Девушка с жемчужной серёжкой», (1665) Ян Вермеер

Мастеров, об истории которых многие не знают, тысячи в разных странах. Их всех можно считать в наше время "малыми". Однако ценность их картин как для искусствоведов, так и для посетителей не уступает громким фамилиям. До сих пор открываются новые методики, техники и направления благодаря таким художникам.