Найти тему
Христианство и смысл жизни

Христианство и философия. Движение философской мысли с древних времён до нашего времени. Третья часть

Оглавление
Художник Криста Киффер. Источник: Яндекс. Картинки
Художник Криста Киффер. Источник: Яндекс. Картинки

"Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нём, Который есть глава всякого начальства и власти." (Кол. 2: 8-10).
В первой статье о движении философской мысли с древних времён до нашего времени рассматривались идеи античных, раннехристианских и средневековых философов. Во второй статье рассматривались идеи философов эпох Возрождения и Нового времени - периоды, характеризующиеся развитием науки. Вместе с тем в эпоху Возрождения и далее в Новое время философское мышление становится антропоцентрическим, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. На первое место ставится человек, человеческий разум, наука, а не Бог. Также в эти эпохи появились оккультные учения (пантеизм). Бога стали отождествлять с природой. При изучении, познании окружающего мира люди стали руководствоваться не божественным откровением, как во времена, когда появилось христианство и далее в период Средневековья, а человеческим разумом и изменяющимися научными знаниями. Но люди сделали ошибку, отодвинув Бога и открытые Им истины христианства на второй план, что отразилось на духовно-нравственном состоянии общества. Без Бога человеческий разум помрачён и блуждает во тьме, поэтому может завести совершенно не туда. Как написано:
"«погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?" (1-е Кор. 1: 19-20). Поэтому далее духовно-нравственное состояние общества ухудшалось, появилось много заблуждений, лжеучений, уклоняющих людей от истины, которую принёс на землю Христос, что в наше время распространено в мире.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

"Философия XIX века включает различные философские направления и школы. Рассмотрим некоторые из них. Артур Шопенгауэр (1788-1860 гг.) - немецкий философ. Один из самых известных мыслителей иррационализма, увлекался мистикой. Основной философский труд — "Мир как воля и представление". В психологическом учении Шопенгауэра самое первичное, исконное, коренное в человеке — то, чем характеризуется его сущность, это — воля (чувствования и страсти Шопенгауэр включает в понятие воли, в противоположность познавательным процессам). Интеллект — другая основная психическая способность — играет по отношению к воле служебную роль. Нами постоянно руководит воля — она всячески влияет на интеллект, когда он расходится с её стремлениями. Господство воли над интеллектом и её вечная неудовлетворённость является источником того, что жизнь человека есть непрерывный ряд страданий: разлад между разумом и ненасытной волей — вот корень пессимистического взгляда Шопенгауэра на жизнь. Важнейшие его доводы сводятся к указанию на непрочность, мимолётность наслаждений и на их иллюзорный характер. Неудовлетворённость составляет главную подкладку наслаждения. Прелесть молодости, здоровья и свободы, лучших даров жизни, начинает ощущаться нами лишь после потери их. К этому следует прибавить всю ту массу зла, которую вносит в мир несчастный случай, человеческие эгоизм, глупость и злоба. Честные, умные и добрые люди — редкое исключение." Из Википедии. "Шопенгауэр решительно отвергал такого рода идеи, как неизбежность прогресса человечества и совершенствования человека, ставя на их место такое изображение человечества в целом, где оно обречено на вечное круговращение мук и страданий" - говорит его биограф Патрик Гарднер. Шопенгауэр не верил, что даже радикальные перемены в устройстве общества смогут хоть что-то изменить, поскольку "зло в жизни, как мы его видим, есть просто отражение агрессивности и похотливости, коренящихся в нашей природе". (Ibid.)." https://azbyka.ru/otechnik/ .

Артур Шопенгауэр. Немецкий философ. Источник: Яндекс. Картинки
Артур Шопенгауэр. Немецкий философ. Источник: Яндекс. Картинки

То, о чём говорил Шопенгауэр: об иррациональной воле (чувствованиях и страстях), которая руководит человеком в его действиях, и о том, что господство воли над интеллектом и её вечная неудовлетворённость является источником того, что жизнь человека есть непрерывный ряд страданий - свойственно ветхому человеку, страстному, живущему по желанию плоти и помыслов, исходящих от страстей, живущих в сердце. Следование этой воли (страстям) приводит к страданиям, как верно замечено Шопенгауэром. Душа, совершая грех, по словам преподобного Антония Великого, соединяется с демонами-мучителями, желающими людям погибели и ада, (из лекции Осипова А. И.). Именно от рабства греху и диаволу пришёл освободить людей Христос. Также Шопенгауэр говорил о мировой воле. "В актах, совершаемых нами одновременно по механической причинности и по мотивам, нам непосредственно становится очевидным, что общим корнем и физического, и психического является мировая воля. У Шопенгауэра одной из характеристик мировой воли является то, что она бессознательна: раз сознание есть условие существования мира-представления, воля, как потусторонняя сущность мира, должна быть чем-то лежащим вне условий сознания, чем-то бессознательным. (Бессознательное — совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта, то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания.)." Из Википедии. О бессознательном коллективном говорили также психологи З. Фрейд и К. Г. Юнг. Когда каждый человек в обществе живёт по своим страстям, по своим помыслам, потому в мире и есть зло, исходящее от сатаны, желающего погубления людей. Об этом говорит и Апостол Павел, что люди, живущие по похотям плоти и помыслам, живут по воле князя, господствующего в воздухе (см. Еф. 2: 1-5). Апостол Иоанн Богослов говорит: "весь мир лежит во зле." (1-е Ин. 5: 19).

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Пессимизм Шопенгауэра чем-то схож с отчаянием сатаны и бесов, отчаявшихся в своём спасении, исходит он от них, думаю. Пессимизм заставлял философа обдумывать возможность самоубийства в качестве средства избавления от страданий. Но, как верно было им замечено, самоубийство – это капитуляция перед иррациональной волей, которой следует сопротивляться. Не стоит жить по страстям, а господствовать над ними, жить по заповедям Божиим. В этом спасение человека. Господь может избавить от страданий. Человек, живущий по заповедям Божиим, защищён от диавола. "Мы знаем, что всякий, рождённый от Бога, не грешит; но рождённый от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему." (1-е Ин. 5: 18). Шопенгауэр также говорит об искусстве и нравственности, приносящих временное облегчение в жизненных невзгодах. По мнению Шопенгауэра, "нравственность способна дать даже лучшее облегчение от тягот, нежели искусство. Нравственное сопереживание избавит нас от эгоизма, а нравственная оценка предохранит от страданий. Нравственная ценность индивидуума определяется его способностью освободить себя от давления и принуждения со стороны иррациональной воли." https://azbyka.ru/otechnik/. Искусство и нравственность - это стремление души наверх, это ближе к Богу, потому и предохраняет от страданий. Господь утешает нас, даёт терпение и силы. Святой Дух Господь Иисус Христос называет Утешителем (см. Ин. 14: 16-17). А из-за грехов Господь отступает от нас. Страдания же от сатаны, от духов злобы, человек, потакая страстям, делая грех, становится ближе к ним.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

"Другой известный немецкий философ Фридрих Вильгельм Ницше (1844 г. - 1900 г.), чьи работы оказали глубокое влияние на современную философию, критикует религию и христианскую мораль. Одним из наиболее ярких символов, запечатлённых и рассмотренных философией Ницше, стала так называемая смерть Бога. Смерть Бога следует понимать как нравственный кризис человечества, во время которого происходит утрата веры в абсолютные моральные законы, то есть, в конечном счёте, веры в само наличие космического порядка. В западноевропейской философии и культуре проявился нигилизм (философия, которая ставит под сомнение (в крайней своей форме — абсолютно отрицает) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры или фундаментальные понятия, такие как объективная истина, знание, мораль, ценности или смысл жизни). Процесс этот, по мнению Ницше, исходит из нездоровья самого духа христианского учения, отдающего предпочтение потустороннему миру." Из Википедии.

Фридрих Ницше, немецкий философ. Источник: Яндекс. Картинки
Фридрих Ницше, немецкий философ. Источник: Яндекс. Картинки

Критика Ницше не обоснована. И вот почему. Всё начинается с духовного уровня. Духовный мир главенствует над миром материальным. "Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине." (Ин. 4: 24). Состояние общества зависит от каждого человека, от его духовного состояния, от того, как он соблюдает заповеди Божии. А возможно это только с Богом. "Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего." (Ин. 15: 5). Когда люди массово отступают от заповедей Божиих, делая волю диавола, отступает благодать Божия, потому в мире происходят бедствия и несчастия. Также Ницше делает вывод о том, что "мораль неестественна природе человека." https://stihi.ru/. Ницше называл человека животным: "Человек — самое жестокое из всех животных". https://fil.wikireading.ru/. Воля к власти — ещё одно понятие в философии Ницше. Она описывает то, что философ считал главной движущей силой в людях — достижения, амбиции и стремление достичь максимально возможного положения в жизни. Ницше писал о Сверхчеловеке. Сверхчеловек — это радикальный эгоцентрик, благословляющий жизнь в наиболее экстремальных её проявлениях, а также творец, могущественная воля которого задаёт вектор исторического развития. Стремление к власти в этом мире - это конечно свойственно гордыне. Напомню, что Господь Иисус Христос победил сатану, предлагавшего Ему все царства мира, если Он поклонится ему, Господь сказал: "отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи»." (Мф. 4: 10). Власть на земле временна, а душа вечна. Нужно думать о спасении души. Никакая временная власть на земле не стоит бессмертной души.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Ницше написал книгу "Антихрист. Проклятие христианству". Он обвиняет христианство в том, что из «сильного человека», следующего своим инстинктам, оно сделало «негодного человека», «отверженца». В то же время Ницше говорит о Сверчеловеке - сильном, стремящемся к власти. Сострадание, одну из важнейших христианских добродетелей, он отвергал, указывая, что она «действует угнетающим образом» и через неё «теряется сила». Философия Ницше исходит из гордыни, для которой сила заключается в том, чтобы добиваться власти, реализовывать свои желания, следовать инстинктам. На первое место ставится гордость и страстная натура человека. Но, если человек даже добьётся власти в этом мире, будет реализовывать свои желания, которые приносят временное удовлетворение, то всё это временно. А что дальше? Наступит смерть, а что потом? Человек пойдёт к тому, кому он служил, если поступал по гордости, матери всех пороков, служил сатане, то туда и пойдёт. Мнение, что христианство религия для слабых - неверно. И вот почему. Гордость, на которой основаны идеи Ницше, исходит от сатаны. Богу же свойственно смирение. Архангел Михаил победил сатану смирением, любовью к Творцу, желанием исполнить не свою волю, а волю Божию. Если сатана возгордился, пошёл против Своего Создателя, то Михаил сохранил верность Богу и других Ангелов призывал к этому. Михаил и его Ангелы победили, потому что с ними был Бог. "И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе." (Откр. 12: 7-9). Святые Ангелы остались с Богом и утвердились в истине, добре и любви. Сатана и бесы за их гордость и самомнение были низвергнуты на землю, и по сей день пребывают в плотских помышлениях, не стремясь к чему-то прекрасному, потому что они отдалились от Бога, от Которого исходит всякое благо. Господь возвысил Архангела Михаила, прославил его, а сатану унизил "ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены." (1-я Царств 2: 30). Господь Иисус Христос также победил сатану, смерть и ад смирением, любовью, претерпев осмеяния, поругания, крестные страдания, отдав жизнь ради спасения многих. Учитывая вышесказанное, философия, предлагаемая Ницше, которой свойственна гордость, не ведёт к спасению.

Фил. 2: 6-11. Источник: Яндекс. Картинки
Фил. 2: 6-11. Источник: Яндекс. Картинки

Также Апостолы распространили христианство, победив врагов смирением. И надеялись они не на себя, а на Бога. Как сказал Игумен Никон Воробьёв: "Уповая на Него, апостолы всё претерпели, но победили мир — небольшое количество овец победило несметные стада волков.". Христианство стало господствующей религией, потому что такова была воля Божия. Апостолы утвердили Церковь Христову, которая существует до сих пор, и будет существовать, потому что врата ада не одолеют её.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Этот мир временный, и князь мира сего, который господствует над теми, кто следует похотям плоти, гордости и эгоизму, осуждён. В Откровении Апостола Иоанна Богослова написано: "а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков." (Откр. 20: 10). В Священном Писании говорится о конце мира, Страшном Суде и воздаянии людям по их делам. Земля и все дела на ней сгорят, будут новое небо и новая земля (см. 2-е Петра 3: 13). "В начале Ты, Господи, землю основал, и дело рук Твоих – небеса; они погибнут, а Ты пребудешь, и все, как одежда, обветшают, и, как одеяние, Ты свернёшь их, и изменятся. Но Ты – тот же, и годы Твои не кончатся." (Псалом 101: 25-27). Царство Божие - Царство вечное. "Царство Твоё – царство всех веков, и владычество Твоё – во всяком роде и роде." (Псалом 144: 13). Таким образом, учение Ницше, критикующее христианство, - это заблуждение человеческого ума, помрачённого страстями. Как говорит Господь: "Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих." (1-е Кор. 1: 18-21).

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Выше были рассмотрены философские идеи великих мыслителей XIX века. Рассмотрев их, можно сделать вывод, что растёт гордыня и самомнение. Видно, особенно в философии Ницше, идеи, которого оказали глубокое влияние на современную философию, в том числе Ницше читали и в России, как человек противопоставил себя Богу, отвергнув истины христианства. Это уже ближе к сатанизму даже. Вместе с тем духовно-нравственное состояние общества ухудшается. О духовно-нравственном упадке говорил святитель Игнатий Брянчанинов (1807 г. - 1867 г.). "Отступление начало совершаться с некоторого времени быстро, свободно и открыто. Последствия должны быть самые скорбные. Воля Божия да будет!". Об отступлении людей от веры говорится в пророчествах, данных в Священном Писании; "и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасётся." (Мф. 24: 12-13). Таким образом, движение философской мысли от возвышенных идей, стремления к нравственным, духовным идеалам, высказанных философами древности, а затем Отцами Церкви и средневековыми схоластами, мысли которых основаны на божественных откровениях и идеях античных философов, мыслители XIX века, отвергли истины христианства и перешли, если так можно выразиться, к "звериной идеологии", к идеям стремления к власти, удовлетворения инстинктов, идеям борьбы за выживание (в XIX веке появилась также теория "Социальный дарвинизм" - относится к теориям, которые применяют эволюционную концепцию естественного отбора к человеческому обществу.). В следующей заключительной статье продолжим рассмотрение идей философов и мыслителей новейшего времени, и к чему привели их идеи.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

"Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен вовеки, аминь." (Рим. 1: 21-25).
Источники:
https://ru.wikipedia.org/, https://psychologos.ru/, https://azbyka.ru/otechnik/, https://stihi.ru/, https://fil.wikireading.ru/.

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Спаси Вас, Господи!