Китайские инженеры до сих пор так и не смогли разработать надежный дизель-электрический двигатель для своих надводных и подводных кораблей, неудачно копируя иностранные технологии, и удачно используя двигатели, официально купленные в Германии и России. Но недавно Германия отказалась продавать Китаю свои старые корабельные моторы, и что же теперь Китаю делать?
Китайская чудо-техника завоевывает весь мир, и это не я придумал, это на самом деле так. Китайские автомобили продаются во всех странах мира, кроме Европы и Америки, китайские танки продаются в несколько соседних с Китаем и удаленных от него стран, правда, в основном, малоразвитых. Китайские корабли приобретаются мировыми судоходными компаниями, правда, и рекламаций на эту продукцию собралось уже очень много.
Тем не менее, Китай пытается совершить прорыв, но старается поставлять свою технику туда, где он может подавить все рекламации отсутствием конкуренции. И хоть ни шатко ни валко, но китайским экспортным организациям удается все же что-то продавать за рубеж, хоть и далеко не в тех количествах, которые может обеспечить оборот китайской промышленности. Как пример – от новых китайских авиалайнеров отказываются постоянные клиенты даже внутри Китая, китайские экспортные танки ломаются в экстремальных условиях Пакистана и Бирмы, а китайские торговые суда не покупаются напрямую, а принимаются только в лизинг под гарантии китайских государственных компаний.
И очень показательна ситуация с попытками приобретения Таиландом трех дизельных подводных лодок китайского производства 039А «Юань», которые на вооружении самого Китая стоят с 2004 года. В экспортном исполнении эти субмарины получили название Yuan S26T (T – для Таиланда). В 2015 году ВМС Таиланда заказали у китайской компании China Shipbuilding & Offshore International Co, (CSOC) эти лодки, в 2018-м две из них были заложены на китайских верфях, но тут возникла проблема – Германия отказалась поставлять для этих субмарин свои двигатели.
Дело в том, что до недавнего времени китайский ВПК вовсю сотрудничал с немецкой моторостроительной компанией MTU Friedrichshafen GmbH, которая в огромном количестве продавала Китаю свои двигатели самого разного назначения – как для танков и прочей сухопутной техники, так и для военных кораблей. Так, что касается флота, то начиная с 90-х годов, MTU отправила в Китай 56 дизель-электрических двигателей MTU396 для китайских ударных подводных лодок, и еще 26 двигателей – для эсминцев. Таким образом немецкими двигателями оснащен практически весь китайский флот, за исключением тех единиц, для которых применяются советские и российские разработки.
Но в 2020 году после очередного напряжения между Китаем и США вокруг Тайваня Германия запретила поставлять в Китай вообще все, что хоть как-то может использоваться для военных нужд и применяться против Америки и ее союзников. Таким образом будущие таиландские субмарины в один момент остались без двигателей, но китайцы пока этого еще не совсем поняли.
Китайская компания, получив в один прекрасный момент отказ от Германии, постарался всучить Таиланду вместо немецких моторов свои – CHD620, но тайцы не согласились. По их мнению, китайские дизель-электрические двигатели ненадежные. Они не сертифицированы для использования в соответствии с высокими стандартами, не прошли никаких испытаний на безопасность, кроме того, на них не предусмотрена гарантия на послепродажное обслуживание, а посему двигатели CHD620 не соответствуют требованиям тайского флота.
Очень интересно. Получается, что каким-то там нищим тайцам не понравилась высококлассная китайская продукция?
Но дальше - еще интересней. После того, как китайский производитель получил от Таиланда требования по сертификации, он, в свою очередь, тоже очень сильно возмутился. Его покоробили требования руководства таиландского ВМФ, чтобы китайские двигатели были сертифицированы как минимум по военному стандарту ВМС Китая (о международных стандартах речь не шла – это стоит отметить особо). А вот с этим вышла проблема, потому что у Китая все дизель-электрические двигатели «собственной разработки» – только экспортные варианты, скопированные с советских и западных аналогов, потому их сертифицировать просто невозможно.
И что тут можно поделать?
Генерал Прают Чан-Оча, он же премьер-министр Таиланда, предупредил своих китайских партнеров, что отменит покупку у Китая субмарин, если Пекин не выполнит все прописанные в документах условия контракта. Контракт – дело серьезное, тут даже хитрые и изворотливые китайцы ничего поделать не смогут. Если в контракте написано, что двигатели нужно поставить строго определенные – немецкие MTU396, то значит нужно ставить именно эти.
Но тайские заказчики дали китайцам послабление – в принципе согласились на CHD620, но они должны быть сертифицированы также надежно, как и немецкие моторы, довольно древней, кстати, разработки. И чего тут странного?
Ну да, странного ничего нет, потому что сами китайцы CHD620 на своих кораблях не используют все из-за той же ненадежности. Это чисто экспортный двигатель, предназначенный для государств, которым подводный флот нужен только для форсу, а не для войны, а для форсу сгодится любое деремо, главное чтобы было дешевое. К тому же в этих странах высокий уровень коррупции, который позволяет всё это деремо продвигать без проблем.
А вот Таиланд, невзирая на тоже высокий уровень коррупции в своих властных структурах, все же возмутился, не соизволив себя ставить в разряд третьесортных держав. Таиланду китайское деремо не надо, ему надо то, что на мировом уровне.
Дело в том, что тайские специалисты прекрасно знают, что китайский дизель-электрический двигатель CHD620 разработан на основе украденного еще в 1980 году в Швеции двигателя Стирлинга для так называемых «воздухонезависимых ПЛ». Также всем известно, что интеллектуальная китайская собственность на этот двигатель до сих пор не подтверждена, поэтому мало кто хочет связываться с проблемами при его сертификации. К тому же у тайцев возникают вполне обоснованные подозрения, что вся эта иностранная система китайскими инженерами скопирована криво, поэтому и появились дополнительные требования по всесторонним испытаниям, на которые китайцы по вполне понятным причинам не идут и пойти не могут вообще никогда.
И как решится проблема с этим контрактом – совсем неясно, большинство специалистов, которые держат эту тему на прицеле, сходятся во мнении, что у Китая в связи с немецким эмбарго на двигатели нарисовалась огромная проблема, причем под угрозой оказались не только экспортные поставки, но и оснащение собственного военно-морского флота.
Где теперь Китаю брать дизель-электрические двигатели для своих кораблей? Немцы больше не продают, а своих в Китае практически нет – за 70 лет так и не разработали.
Правда, Китай начинает делать упор на строительство субмарин с атомной энергетической установкой, а с этим легче, потому что все реакторы для субмарин разрабатываются исключительно с помощью российских специалистов. Ведь в других странах для АПЛ заимствовать ничего не удаётся по причине всё того же западного эмбарго, а в отношениях с Россией на Китай никаких эмбарго не существует.
Но тут опять вырисовывается проблема – АПЛ в будущем военном противостоянии с Западом большой роли не играют, потому что главная задача Китая - защита собственных берегов, весьма немалых, кстати, по протяженности. А для этой цели нужны только лодки с дизель-электрической силовой установкой, поэтому таких субмарин Китаю нужно произвести на порядок больше, чем атомных.
А где брать для них двигатели, если Германия уже не продает, а своих собственных так и не успели придумать?
Ну, я не буду гадать, где китайцы возьмут моторы для флота своих будущих подлодок – придумают что-нибудь, российские партнеры всегда пойдут навстречу своим китайским братьям по оружию.
Вопрос тут в другом – если китайцы не могут оснастить свои корабли простейшими дизель-электрическими двигателями собственного производства, откуда же тогда пошли слухи о каком-то технологическом могуществе Китая?
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КИТАЙСКОЙ ТЕХНИКЕ:
Китайские танки отстают от мирового уровня на треть века
Потрясающую военную отсталость Китая выгодно скрывать всем – и китайцам, и американцам, и русским
У Китая сегодня имеется не 2 авианосца, а целых 4!