Найти тему

IT и маркетплейсы. Перспективы роста отечественных компаний

Оглавление

IT у россиян ассоциируется с большими зарплатами, перспективами увеличения заработков и карьерного роста. Мир не стоит на месте и благодаря информационным технологиям многие жизненные процессы стало легче и быстрее выполнять, появились новые рабочие места, сферы деятельности, предприятия и бизнесы. Человек, который ознакомлен с фондовым рынком и видит перспективы IT отрасли помимо карьеры в ней может так же вложиться в IT компании и стать «собственником бизнеса». Учитывая нынешнее геополитическое положение для российских инвесторов буду рассматривать только российское IT. После частичного или полного ухода с российского рынка иностранных сервисов у многих отечественных компаний прекрасные перспективы роста.

Маркетплейсы тоже являются информационными системами, но их вынес в отдельный раздел, так как сфера бизнесу интуитивно приравнивают больше к ритейлу и продажам товаров.

Почему работаю в IT, чем мне нравится, какие перспективы вижу

-2

Моя основная рабочая деятельность связана с IT и информационными системами. В детстве хотел, чтобы у меня был свободный график и возможность работать с любой точки планеты. Под эти требования подходит IT, как одна из не многих сфер. В первую очередь IT технологии используются для существующих бизнес-процессов, процесс с использованием технологий лишь отчасти меняется, цель после выполнения во многих процессах не меняется.Раньше покупка билета на поезд, самолет была более затратным процессом чем сейчас, сегодня с помощью информационных систем это делается в несколько кликов, но окончательная цель процесса не изменилась.

Поиск информации, одна из самых глобальных целей, которая с помощью информационных систем упростилась. Сейчас с помощью интернета и поисковых систем найти необходимую информацию намного легче, чем, 30 лет назад. В этом есть плюсы и минусы, стало много "мусорной" и манипулирующей людьми информации, отчасти тот же маркетинг навязывает людях товары и услуги, которые в большинстве случаев им не нужны. Посмотрите в свой гардероб или проанализируете последние покупки товаров и услуг, оцените трезвым взглядом насколько их покупка обоснована :).

Одно из самых важных открытий 20–21 века – интернет

Без интернета часть информационных систем потеряла бы актуальность кратно, даже с учётом развития информационных технологий, возможностей железа. Информационные системы были бы нацелены на хранение данных и их обработку. Связка информационных систем и интернета даёт возможность сократить затраты времени большинства жизненных процессов и сделать их выполнение удобней. Сокращение затрат времени и удобство даёт вариативность для снижения стоимости и более грамотного распределения времени. Сейчас не нужно стоять в километровой очереди за продуктами, их привезут на дом. Не надо стоять в очереди на холодильник, его привезут, занесут в квартиру и затраты вашего времени близки к нулю.

Чем мне нравится IT сфера? Я любитель автоматизации всего и вся без потери качества, с целью сокращения временных затрат, за это и люблю IT. С помощью различных информационных систем, алгоритмов можно кратно сократить затраты времени на различные жизненные процессы. IT позволяет в более удобном формате хранить данные и формировать отчеты и сводки практически моментально. Большинство сфер бизнеса, работающие с большим количеством данных ежедневно от развития IT технологий выиграли кратно. Если взять бухгалтерию, которую ведет каждая компании, то эта сфера за последние 30 лет с помощью IT значительно упростилась и сэкономила миллионы часов.

IT дает людям и компаниям возможность на формирование пассивного заработка. С помощью IT нет необходимости ходить на работу по 40 часов в неделю и более, можно разработать продукт, продавать права на его использование или продать его и обеспечить себе стабильный заработок, который кратно превышает среднюю зарплату или заработать капитал кратно превышающий потенциальные доходы от "стандартного труда". С помощью интернета и IT технологий в нынешнее время множество вариантов сформировать стабильный заработок, требующий минимальных затрат времени.

Какие перспективы вижу в IT

21 век - век информационных технологий. Помимо стандартной оптимизации жизненных и бизнес-процессов компаний, занимающихся не научным трудом, не стоит забывать про различные технологические и научные направления. Газ и нефть не просто так качаются с помощью насоса и рук, в этой сфере множество технологических решений. Медицина с помощью IT кратно выигрывает в развитии и оно помогает человеку прожить дольше с помощью различных изобретений. Стив Джобс говорил, что объединение IT и медицины сможет перевернуть мир.

IT — это не только заказ шмоток с маркетплейса, социальные сети, развлекательные приложения, поисковики, электронная почта и так далее, они ускоряют развитие технологического прогресса, который помогает нам дольше жить, осваивать космос, покупать технологические продукты/услуги по доступным ценам, улучшать качество жизни.

В чем ошибка множества людей стремящихся в IT

Если человек приходя в новую для себя сферу в первую очередь нацелен только на получение денег, то его с большой долей вероятности ждёт провал

Я всегда , всем и при любой ситуации озвучиваю это правило и без разницы хочет человек работать в IT сфере, делать ремонты под ключ или чинить автомобили. Сейчас многих IT притягивает только возможностью заработать большие деньги. Блоггерство так же можно отнести к IT, ведь создается информационная система с контентом, которым пользуются люди, которые помогают увеличить заработок напрямую или через рекламодателей. Если убрать такой тип людей работающих в IT и тех ,кто идет учиться на IT только ради больших денег, то специалистов остается кратно меньше.

Мифы по IT

  • IT не только программирование, это много различных сфер от проектирования информационных систем до их тестирования. У многих есть миф, что IT = программирование, но в IT множество специальностей и они все важны.
  • IT - сидеть за компьютером, сидеть за компьютером намного приятней и легче, чем работать за станком, логика некоторых. Основная ошибка людей до 18 лет, которые планируют учиться на IT заключается в следующем: они считают, что работать в IT так же приятно и легко, как развлекаться за ПК. Поколение постарше имеет следующий стереотип - работать за компьютером легко и какая может быть усталость, не за станком же смену простоял.

Автоматизация, оптимизация и IT.

IT позволяет автоматизировать и оптимизировать различные процессы, начиная от жизненных среднестатистического человека, продолжая бизнесом и заканчивая научными разработками. 30 лет назад заказ продуктов с доставкой на дом был бы сюжетом для фантастического фильма, сейчас этой услугой может воспользоваться даже население с низкими заработками. 30 лет назад бухгалтерский учет требовал серьезных затрат времени, обработка данных занимала сотни часов, формирование отчетов требовало перебора сотни бумажных источников. 30 лет назад мобильный телефон, видеокамера воспринимались человеком, как "драгоценные" товары недоступные рядовому гражданину, сейчас же с помощью технологического процесса и IT эти блага современно мира доступны даже человеку с низкими заработками.

IT за 20 лет текущего века автоматизировали и оптимизировали множество процессов, улучшили жизнь людей и большинство могут пользоваться благами технологического прогресса.

Как с помощью IT пассивно зарабатывать и увеличивать доход

Так как информационные технологии обладают свойством автоматизации, то с их помощью можно пассивно зарабатывать или увеличить доход.

Предположим, Вы разработали определенное приложение, разместили его в маркетах и сделали часть услуг платными. После этого приложением пользуется 1000 человек и 300 из них платит ежемесячно 100 ₽. Вам требуется поддерживать приложение и на это уходит 10 часов в месяц, за это время заработок 30 000 ₽.

Самый распространенный тип информационной системы с низким порогом входа - блог. Блоггерство можно назвать информационной системой в информационной системе :), большинство используют существующие информационные системы для размещения контента. Вы создаете информацию, которой пользуются пользователи и без разницы какой тип контента, с его помощью можно зарабатывать. Созданный пост или статья размещается один раз и затрачивает время единожды, при этом есть возможность пассивно и долгосрочно зарабатывать. Некоторые статьи актуальны и через 10 лет, они набирают просмотры и привлекают пользователей, пользователи увеличивают статистику, которая интересна будущим рекламодателям, пользуются вашей рекламой кликая или покупая товар/услугу. Этот пример самый распространенный и понятный, как IT позволяет автоматизировать доход и получать его с минимальными затратами времени.

Вариантов автоматизировать получение дохода с минимальными затратами времени множество, но чаще всего применима схема, когда каждое следующее вложение кратно увеличивает доход. Если блог созданный 5 лет назад в среднем на 1 статью приносил менее 1000 ₽, то сейчас он может приносить 100 000 ₽ и более, хотя один созданный материал требует затрат времени и сил аналогично материалу 5 лет назад.

IT и инвестирование времени взаимосвязаны, когда вначале проект не окупается согласно затратам времени, но в будущем с определенной долей вероятности затраты окупятся кратно. Многие начинающие блоггеры не зная этого и имея перед собой единственную цель - заработок денег, часто прогорают. Человек, который занимается по-настоящему любимым делом, готов все свободное время тратить на него и не думать какие деньги он сможет заработать.

Сейчас многие имеют несколько источников дохода и в первую очередь это связано с развитием IT, в основном эти доходы взаимосвязаны с IT и если представить, что IT практически не существует, то такой тип дохода пропадет у большинства. Инвестиции и покупка акции если его рассматривать как доход, без технологии и информационных систем был бы рутинной требующий кратно больше времени. Блоги в социальных сетях, интернет-магазины и другие сферы зависимы от IT.

В чем преимущество отечественного IT после 2022 года. Какие перспективы у отечественных компаний

Для большинства сфер российского бизнеса мир разделился до 24 февраля 2022 года и после, эти события затронули и отечественную сферу IT. Западные компании стали массово уходить или делать вид, что уходят с российского рынка, "всё пропальщики" предрекают стране деградацию в технологиях, российские IT компании получили возможность увеличить базу клиентов после расчистки рынка или "саморасчистки" :) .

Всегда связывал экономику, перспективы компаний в будущем с количеством населения в стране, даже если эта страна сейчас не на первых позициях по ВВП и другим показателям. Человек по своей сути производитель и потребитель, большее количество людей в теории может производить больше, соответственно и больше потреблять, а потребление сказывается на окончательной прибыли компании, которую она в будущем распределяет между инвесторами, реально через дивиденды или формально через активы, которыми владеет компания.

В России 150 000 миллионов человек, каждый их них является потребителем, даже грудные дети потребители, только на их потребление тратят родители. Нам не важно сколько из этих 150 000 миллионов людей производители, сколько они производят и производят ли больше, чем потребляют, это лишь отчасти сказывается на прибыли бизнеса. Как правило чем человек больше производит, тем больше может потреблять, но иногда теория не совпадает с реалиями и например человек производящий 100 у.е может потреблять кратно меньше, чем человек производящий 1у.е, но при этом на потребление человека с 1 у.е будет тратится другой человек производящий 200 у.е.

Мы представим идеальные условия и что человек в среднем производит столько же сколько потребляет и таких потребителей в стране 150 миллионов. Ранее эти потребители делились, кто то пользовался ресурсами Яндекс, Google и других компаний, но с уходом иностранных компаний с рынка часть потребителей перейдут на сервисы отечественных компаний. Если раньше бизнес мог совмещать размещение контекстной рекламы на поиске в Яндекс или Google, то сейчас альтернатив кроме размещения рекламы на поиске Яндекса у него не остается. Такая же ситуация с социальными сетями, многие не стали придумывать велосипед после блокировки иностранных социальных сетей, рекламодатели потеряли часть возможностей и большинство из них перешли на отечественные аналоги. Аналогичная ситуация с разработкой, поддержкой информационных систем. Западные "партнеры" ушли и оставили на произвол крупнейшие компании страны с миллионами клиентов, их место займут отечественные или дружественные, увеличат свою клиентскую базу и доходы.

Свято место пусто не бывает. Учитывая заинтересованность правительства в максимальной независимости IT сферы думаю приоритет для подряда будет отдаваться российским компаниям, чтобы в будущем снизить риски. От этого выигрывают крупнейшие IT компании России, которые обладают необходимым штатом и опытом, который в короткие сроки готов заменить иностранного подрядчика.

Не верю, что в ближайшее будущее разблокируют тех, кого заблокировали, больше верю в то, что в будущем список расширится, вероятней всего они сами уйдут под гнетом законодательства, нарушений, бесперспективности и убытков. Думаю, что правительство не будет издавать указ о закрытии доступа ко всем иностранным информационным системам, это не демократично :), но вот применять санкции против нарушающих закон вполне. В конце февраля в Youtube видел много рекламы нарушающей российское законодательство и за неё Google получал прибыль. При желании российские власти за нарушение законов могли заблокировать Youtube и были бы правы. Думаю, что уход всех американских площадок из России процесс времени и ближайших 2-3 лет.

-3

Поисковая система, одна из самых важных информационных систем для массового пользования и всего 4 страны в мире, где Google не на первом месте.

  • 🇨🇳 - Baidu
  • 🇰🇵
  • 🇰🇷 - Naver
  • 🇷🇺- Яндекс

Не стоит забывать, что поисковые системы и контекстная реклама на данный момент основной заработок для Яндекс, Baidu и Google. Можно говорит о беспилотных такси, инновационных технологиях, фудтехах и других сервисах, но уже много лет основной источник прибыли IT конгломератов поисковая система и контекстная реклама. Можно увидеть тенденцию к уменьшению выручки рекламного сегмента по сравнению с другими, но опять же повышение выручки не равно повышению чистой прибыли.

Помимо поиска, как одной из важных информационных систем на второе место для большого количества людей подходят социальные сети и мессенджеры. Социальные сети с телекомами, с одной стороны, прорыв технологий, позволяющий людям из разных точек планеты с помощью интернета общаться в любое время суток. 30 лет назад такое и представить было трудно, что в любое время, в любом объёме и практически бесплатно можно связаться с кем угодно, даже если человек живет за 1000 километров и общаться часами. Раньше писали бумажные письма, сейчас этого почти нет. Раньше ходили звонить по межгороду на почту :).

Меняется сам процесс для достижения поставленной цели, но цель не меняется. Если раньше вам для того, чтобы поздравить и поговорить с близким человеком приходилось проделывать более долгий и затратный путь, то сейчас эти делается кратно быстрее и дешевле.

Рынок социальных сетей расчищается или саморасчищается, VK в России уже сейчас является почти монополией в социальных сетях имея в своих активах VK и Одноклассники, конечно есть другие социальные сети к ним можно отнести и Дзен (тоже принадлежит VK), но они немного другого формата.Популярных аналогов сервису, который ассоциируется с фотками полуголых девок на пляже пока в России нет, думаю и не будет, часть пользователей перейдет в VK. С чего начиналось в России в плане размещения личных фотографий, тем и закончится :), окончательная цель будет выполнена и личные фотографии можно выкладывать в VK , получать подписчиков, лайки и другие процессы, которые были в заблокированной информационной системе. Цель будет выполнена и это главное для пользователя.

VK хоть и продала игровое подразделение My.Games, но не планирует уходить из этой сферы. Компания будет развивать игровой сервис Vk play и он имеет шансы на успех. Если думаете, что все играют только в игры от популярных мировых студий, то Вы ошибаетесь :) .

VK становится своего рода монополистом в развлекательных информационных системах. С одной стороны они требуют меньше вливаний в отличии от инновационных технологий, но при этом могут давать больше прибыли. Из всех активов, которыми владеет VK выделю социальные сети Одноклассники и VK, Дзен . Остальные активы по моему мнению плюс-минус не перспективные, хотя можно ожидать развития онлайн сервисов обучения и донатов .

Маркетплейсы и их перспективы в России

-4

В России на данный момент можно выделить большую пятерку маркетплейсов, аналогично большой четверке телекомов. Примечательно, что среди них нет дочек крупных мировых корпораций, видимо рынок РФ для них и до 2022 был не перспективный, но и без них потребитель спокойно обходится и не чувствуют дискомфорта.

· Wildberries

· Ozon

· AliExpress Россия

· Яндекс.Маркет

· Сбермегамаркет

Ozon, большинство пользователей ассоциируют с маркетплейсом, хотя компанию можно причислить к IT и помимо основной информационной системы, есть и дополнительная - банк :). На Московской бирже есть акции Яндекса, но там покупают все в одном и отдельно купить акции Яндекс Маркета нельзя, аналогично со Сбермегамаркетом и Aliexpress. WB нет на бирже. AliExpress в России работает через совместное предприятие Alibaba Group с российскими партнёрами: VK, «Мегафон» и Российский фонд прямых инвестиций.

Факты про маркетплейсы

· В России в первом полугодии 2022 года доля рынка пяти крупнейших маркетплейсов РФ в денежном эквиваленте по разным оценкам составила 44-47,9%, а по объему заказов — около 70%.

· По прогнозам Data Sign, в 2024 году процент рынка МП от общего рынка онлайн-торговли страны составит уже 54%.

· Чаще всего в соцсетях упоминают Ozon, и за счет такой узнаваемости бренда сайт площадки получает больше прямого трафика по сравнению с конкурентами. Больше всего положительных отзывов в социальных сетях встречается о Яндекс.Маркете, негативных — о СберМегаМаркете.

· Объем рынка маркетплейсов в РФ в 2021 году превысил 4 трлн руб., увеличившись в 1,5 раза, а количество заказов выросло в 2+ раз, достигнув 1,7 млрд. Средний чек вырос в этот период до 2 400 руб., увеличившись на четверть.

· По состоянию на сентябрь 2022 года промежуточный объем рынка e-commerce составил 500 млрд руб. и рост продолжается. На маркетплейсы приходится 1,5 млрд руб. оборота, рост год к году у платформ этого типа превысил 111%.

· Средний чек на российских маркетплейсах варьируется от 1 040 до 4 470 руб.

· Около 70% россиян минимум раз в месяц приобретает что-то на маркетплейсах.

· 59% покупателей маркетплейсов живет в мегаполисах, но наибольший прирост аудитории обеспечивают клиенты из региональных центров.

· Количество покупателей на рынке маркетплейсов растет — число пользователей, делающих на таких площадках покупки ежедневно или несколько раз в неделю, выросло с 2020-го по 2021 гг. на 3-5%. Частота заказов на МП будет увеличиваться и дальше благодаря удобству шоппинга и гарантиям безопасности.

Среди российских маркетплейсов больше всего уникальных посетителей ежемесячно посещает Яндекс.Маркет (почти 17 млн), затем идут Ozon и WildBerries с 12 и 11+ миллионами соответственно, а замыкает список AliExpress с 7,21 миллиона уникальных посетителей в месяц.

Этот пункт решил выделить отдельно по причине частого упоминания почему Яндекс Маркет имеет некоторые преимущества по сравнению с конкурентами, так как находится под крылом Яндекса. Уже несколько лет Яндекс свои сервисы ставит на первые позиции в выдаче по запросам, которые взаимосвязаны с сервисами и тем самым даёт ему больше трафика. Видно тенденцию, что по многим запросам связанным с покупкой товаров массового потребления в топе выдачи все маркетплейсы + авито.

Показатели маркетплейсов

1. Wildberries

Доля рынка: 20%.

Обороты в 2021 году: 844 млрд ₽

Прибыль в 2021 году: 18 млрд ₽

2. Ozon

Доля рынка: 11%.

Оборот в 2021 году: 445 млрд ₽

Выручка в 2021-м: 178,2 млрд руб.

Прибыль в 2021 году: компания понесла убытки в размере 56,8 млрд ₽

3. AliExpress Россия

Доля рынка: 3%.

Оборот на 2021 год: 306 млрд руб.

Прибыль в 2021 году: убыток в 14,3 млрд руб.

4. Яндекс.Маркет

Доля рынка: 3%.

Оборот в 2021 году: 122,2 млрд руб.

Прибыль: нет данных.

5. Сбермегамаркет

Доля рынка: менее 1%.

Оборот в 2021-м: 29 млрд руб.

Прибыль: нет данных.

Спасибо за предоставленную информацию источнику:

Рынок маркетплейсов России в 2022 году: доля рынка, анализ и аналитика

Хоть Яндекс маркет и имеет больше всего посещений, но эти посещения не дают ему оборот выше других маркетплейсов и на данный момент он кратно уступает первой тройке.

Не забывайте, что оборот - продажи продавцов на маркетплейсе, а не от основной деятельности маркетплейса. Большая часть оборота уходит на выплаты продавцам за их товары :).

Если рассказать про маркетплейс и попытаться коротко объяснить процессы этого бизнеса, то можно выделить следующее:

· Есть информационная система, на которой могут купить товар с доставкой в пункт выдачи или на дом

· Есть информационная система, на которой могут разместить свой магазин, товары и доставлять товар напрямую клиентам, в пункт выдачи (не все) или на склад

· Есть информационная система, в которой могут открыть свой физический пункт выдачи, принимать и выдавать товары

· Есть информационная система и физические склады, на которых хранятся товары и с которых они доставляются в пункты выдачи

У нас четыре основных процесса и четыре действующих лица: покупатель, продавец, пункт выдачи, склад-маркетплейс.

Думаю, многие понимают, что для маркетплейса первый приоритет - клиенты, второй - свои финансовые показатели и развитие, третий - пункты выдачи, четвертый - продавцы.

Выбор между клиентом и продавцом маркетплейс сделает в большинстве случаев о в пользу первого. Развивать в первую очередь маркетплейс будет себя, пункты выдачи и продавцы для него лишь инструмент развития. Заменить пункт выдачи и продавца не большая проблема, а вот потенциальный покупатель у которого есть необходимость в товарах уйдет к конкуренту или даст выручку альтернативному бизнесу (обычному ритейлу) .

Маркетплейс собирает данные для анализа и неохотно ими делится с продавцами. Он прекрасно понимает, что чем меньше данных у продавца, тем более он привязан к ним. Замена продавца из цепочки продажи товара клиенту быстрая и безболезненная. Десятки продавцов продают один и тот же товар, особенно если он популярный и уход/ бан одного из продавцов не проблема для маркетплейса.

Информация - важный актив, который можно использоваться с максимальной пользой для бизнеса. Тем, кто боготворит маркетплейсы и говорит, что они все для бизнеса, обычно говорю про 2 фактора после которых бизнесмен с маркетплейса останется у разбитого корыта:

  • Маркетплейс собирая аналитическую информацию узнает, что "товар x" c огромной маржинальностью и спросом. Отдел компании закупает напрямую у производителя большую партию и себестоимость выходит кратно ниже любого продавца. Продают по алгоритму "наш товар всегда выше и дешевле всех". Конкурент понизил стоимость продажи, алгоритм выставил стоимость еще ниже. Демпинговать вечно более мелкие продавцы не смогут. Всю прибыль с данного типа деятельности можно потратить на развитие, тем самым заплатить нулевой налог. Конкурировать с этим ООО и ИП, которые заточены под маркетплейсы и они единственный источник трафика не смогут.
  • Какой-то крупный интернет-магазин начинает активно продвигать категорию товаров, которыми торгует продавец на маркетплейсах. Прямые закупки у производителя и другие факторы позволяющие себестоимости быть кратно ниже продавцов на маркетплейсах. Учитывая, что стоимость товаров на маркетплейсах кратно выше стоимости закупки и точка безубыточности не позволят держать цены ниже крупного интернет-магазина.

У всех маркетплейсов помимо финансовых показателей и их роста есть более важные показатели, которые многие не учитывают и эти показатели связаны с их IT и маркетинговой деятельностью, имеют фактор оптимизации и автоматизации.

· Лояльность клиентов получает маркетплейс

· За повторные продажи маркетплейс зарабатывает, так же как и с 1

· Полученные данные можно использовать для увеличения своей прибыли

· Большинство продавцов зависимы от маркетплейса, это дает возможно увеличить комиссии

Не стоит забывать про важный фактор в IT. Увеличение количества заказов, лояльных клиентов, кратно увеличивает прибыль информационной системы и снижает средние расходы на обслуживание одного заказа.

Представим, что у вас информационная система, которая требует 10 миллионов ₽ на обслуживание за год, с каждой продажи в 1000 ₽ через нее бизнес зарабатывает 100 ₽ прибыли после вычета других расходов. Расходы на мощности для бизнес-процессов в пересчете на одного пользователя 1₽. Чтобы прийти в точку безубыточности вам нужен примерно 1 миллион заказов в год, но каждый следующий заказ будет увеличивать вашу чистую прибыль с каждого заказа.

  • При миллионе заказов Вы будете получать 10 миллионов ₽, которые будете тратить на обслуживание информационной системы и тратить помимо этого 1 миллион ₽ на серверные мощности. Итоговая прибыль - минус 1 миллион ₽.
  • При 10 миллионах заказов будете получать 100 миллионов ₽, тратить по 10 миллионов ₽ на дополнительные мощности и обслуживание. Итоговая прибыль - 80 миллионов ₽.

Такое не мыслимо во многих сферах, например, в добыче полезных ископаемых, где "куда не крути" есть себестоимость добычи на одну единицу и с увеличением добычи себестоимость добычи на одну единицу не может кратно уменьшаться. Это частое явление в IT и довольно редкое во многих сферах бизнеса, что делает IT выгодных вложением.

Стоит ли покупать акции отечественных IT компаний

Каждый принимает самостоятельно решение по поводу своего капитала и Я не вправе манипулировать мнениями и навязывать покупку акций отечественных IT компаний, это так же запрещают регуляторы, поэтому:

Информация в статье не является персональной инвестиционной рекомендацией. Все Вы делаете на свой страх и риск, Я лишь описываю свое мнение.

По моему мнению у Яндекс прекрасные перспективы для развития бизнеса. Сервисы компании пользуются спросом, наращивают аудиторию и обладают свойством IT компании, когда с каждым новым клиентом, уменьшается себестоимость обслуживания на клиента. Поиск, Такси, Еда, Умный дом, Умная колонка — все это отличные сферы бизнеса на долгие годы.

VK хоть и не обладает в своем распоряжении такими активами, как Яндекс, но является владельцем крупнейших развлекательных информационных систем в России. Думаю в будущем компания "подомнет" аудиторию видео контента в России, а это огромная аудитория и возможность увеличить заработок. Vk рассматриваю, как вторую IT компанию России.

Ozon один из маркетплейсов большой пятерки, сферы бизнеса, которая набирает обороты и будет их набирать ближайшие годы, потому что предлагает удобство для клиентов в одном из частых жизненных процессов людей. Это единственная компания на Московской бирже, которая, по сути, содержит в себе единственный актив, остальные маркетплейсы в составе компаний, акции которых торгуются на бирже.

Возможно, Яндексу после разделения активов стоит посмотреть в сторону разделения дочек на максимальное количество публичных компаний, часть акций которых будет размещена на Московской бирже, что позволит увеличить количество бумаг на бирже и инвестором покупать лишь часть бизнеса, а не все в одном. Кто-то захочет вложиться только в Яндекс.Поиск, другие в Райдтех, третьи в Ecom. Это даст разнообразие для инвесторов, поможет увеличить капитализацию головной компании.

Не рассматривал Positive Technologies, не потому что она мне не интересна, просто в первую очередь сделал упор на компании, которые имеют свойства снижения затрат на обслуживание клиента с каждым новым и не знаю обладает ли компания таким качеством. Возможно у компании есть это свойство, когда постоянный клиент в будущем приносит больше чистой прибыли, чем в период внедрения компании в его инфраструктуру.Не рассматривал акции Сбера и Alibaba, так как доля выручки от Сбермегамаркета и Aliexpress в рамках всей компании - капля в море.

Перспективы рынка интернет вещей (Iot)

-5

Компании ориентированные на эту сферу бизнеса в ближайшие годы могут показать динамику лучше рынка. Компании можно разделить на производителей устройств, производителей микросхем и чипов, производителей ПО для них.

Многие пользуются устройствами, которые относятся к этой категории IOT, но хочу выделить именно сферы процессов, где они еще не так массово используются. Можно разделить покупателей Iot устройств на два типа: компании и домохозяйства. Внедрив умное устройства вместо старого можно оптимизировать часть процессов и сократить расход ресурсов. Компании могут аналогично использовать устройства для оптимизации процессов и экономии ресурсов.

Пример:

  • Процесс снижения влажности в ванной комнате после прием душа

Умный выключатель и датчик влажности позволяют без человека отключать вытяжку в ванной после достижения определенной влажности.

У меня автоматом выключаются розетки с выключенными приборами, что позволяет за год сэкономить приличное количества электричества. Оптимизация отопительной системы в коттедже позволяет сократить расходы на электричество и газ, особенно это актуально для Европы с их ценами на энергоресурсы.

Как вы думаете компании российского IT в ближайшие 5 лет какую покажут динамику? Как думаете какая стоимость акций Яндекса Vk Ozon будет через год два три.

Активней продвигаются материалы, которые получают комментарии и лайки, после прочтения которых подписываются.
Для меня лучшей наградой будет:
в первую очередь ваш комментарий
во-вторых, лайк, если материал вам понравился
в-третьих, подписка, если вы хотите видеть в ленте Дзена приоритетно мои материалы
Для меня комментарии и общение по темам статьей намного важнее донатов и заработков. Ваш комментарий,подписка и лайк, это и есть донат для меня.
Я ни к чему не принуждаю, Я лишь хочу напомнить тем, кто возможно хотел выполнить данные действия, но забыл по каким-то причинам.