Найти тему

Том 1. 7 навыков высокоэффективных людей. Стивен Кови

Актуальность: вечная

Категория: Саморазвитие

Читать или пропустить? Читать однозначно

Сложно в коротком резюме перечислить все, что затрагивает Стивен Кови в этой книге. В ней и про саморазвитие, и про отношения, и про взаимодействие, и про планирование, и про руководство коллективом, и про многое другое. Многие вещи покажутся банальными и очевидными, что-то будет новым. Но главное эта книга помогает упорядочить все это в стройную концепцию и помочь разобраться в своей жизни.

Благодаря этой книге я стал заниматься спортом, нашел время для личного развития, стал обращать внимание на то, как я общаюсь с другими людьми.

У этой книги есть адаптация для подростков: "7 навыков высокоэффективных тинейджеров", написанную сыном Стивена Кови - Шоном. Мы с 15-ей дочерью прочитали её вместе.

Из 100-го тома:

(https://promo.sber.ru/180/book100/001.html)

Если выбирать одну единственную книгу по саморазвитию, которую стоило бы прочитать в течение жизни, то «7 навыков высокоэффективных людей» подойдет как нельзя лучше. Она входит в ТОП-25 наиболее значимых книг по бизнесу по версии журнала Time. Общий тираж давно превысил 25 миллионов экземпляров, текст переведен на 38 языков и издан в 73 странах мира. Немало известных людей, включая Билла Клинтона, Ларри Кинга, Стивена Форбса и Германа Грефа, упоминали ее в числе ключевых книг в своей жизни.

В чем причина такой ошеломительной популярности? В фундаментальности подхода. Ведь все семь принципов можно отнести к основополагающим. Они представляют собой систему ценностей, на которой основаны долгосрочные, а не сиюминутные счастье и успех. «Дело не в том, насколько прокачана ваша личность, – пишет Кови, – а в том, насколько вы достойный человек». И эта простая, но значимая мысль на многие десятилетия задала вектор саморазвития для миллионов людей на планете.

Быть, а не казаться

По сути, ключевую идею «7 навыков…» можно свести к лаконичному принципу – «Быть, а не казаться». Не казаться умным, общительным и отзывчивым человеком, а реально быть им. Не создавать видимость искреннего интереса к другим людям, а действительно его испытывать. Не кричать на всех углах о поддержке малого бизнеса, а запускать сервисы, которые облегчают ему жизнь. Вся политика Сбера пронизана идеями Стивена Кови. Возможно, не каждое начинание оказывается на 100 % успешным, но каждый помысел искренен.

Главная мысль книги выражена в описании противостояния двух парадигм: этики личности и этики характера. Этика личности – это набор приемов и установок, пропагандирующих быстрый и поверхностный успех. Своего рода «социальный аспирин» или «пластырь». Этика характера – это воспитание в себе реальных качеств достойного человека: скромности, мужества, терпеливости, трудолюбия. Именно этика характера приводит к долгосрочным и по-настоящему впечатляющим результатам.

Эффективность и навыки

В работах Кови много неочевидного. Например, эффективность – это не просто способность добиваться намеченного с минимальными затратами, а целевое состояние личности, баланс между результатами и ресурсами. А навык – не столько отточенное до автоматизма умение, сколько компетенция, находящаяся на пересечении знания, умения и желания. Последний пункт самый важный. Без желания, по мнению Кови, любые знания и умения останутся мертвым грузом, не способным повлиять на человеческую жизнь.

1. Быть проактивным

То есть инициировать происходящее и брать на себя ответственность за свою жизнь. Понимать, что будущее зависит только от ваших решений. По мнению Кови, существуют две типичные модели реагирования на окружающее: реактивная и проактивная. В реактивной модели мы просто реагируем на любой стимул. Нам кажется, что наши действия определяются погодой, поведением партнеров, форс-мажорами и другими внешними условиями. В проактивной – между стимулом и реакцией есть промежуток, в течение которого мы можем сделать свободный выбор. Наша жизнь должна управляться нашими ценностями и решениями, а не внешними обстоятельствами.

2. Начинать, представляя конечную цель

Умение в любой деятельности сверяться со своим жизненным предназначением и не попадать в ловушку бессмысленной активности. Всегда четко осознавать, к той ли «стене приставлена твоя лестница», не лишен ли твой бег по кругу всякого смысла.

3. Сначала делать то, что необходимо делать сначала

Третий навык подразумевает управление временем и жизненными целями. Критически важно, чтобы такое управление строилось на основе выделения приоритетов. В качестве инструмента Кови предлагает использовать матрицу Эйзенхауэра. Все дела в ней делятся по критериям важности/неважности и срочности/несрочности. Девизом этого навыка может стать фраза Гёте: «Наиболее важные дела никогда не могут подчиняться наименее важным».

4. Думать в духе «Выиграл/Выиграл»

«“Выиграл/Выиграл” – это особый настрой сердца и ума, направленный на постоянный поиск обоюдной выгоды при взаимодействии с другими людьми, – пишет Стивен Кови. – “Выиграл/Выиграл” означает, что все договоренности и решения выгодны обеим сторонам». Это философия, в которой ты оставляешь за партнером право на равную с тобой долю счастья. Это базовое отношение к другому, при котором жизнь представляется ареной для сотрудничества, а не соперничества. Однако это еще и творческий вызов – найти решение, которое удовлетворит всех.

5. Сначала стремиться понять, потом быть понятым

Чтобы использовать предыдущий навык, нужно понимать, что именно партнер считает выгодным для себя. «Если вы хотите взаимодействовать со мной эффективно, если хотите влиять на меня – своего супруга, соседа, начальника, коллегу или друга, – то в первую очередь вы должны понимать меня». Иллюстрируя этот навык, Кови приводит прекрасный пример с окулистом, который от всей души предлагает вам те же очки, что носит сам. Он искренне хочет помочь, но вам нужны совсем другие! Так технический навык общения превращается в философию взаимного понимания и поддержки. И только потом – в фактор повышения собственной эффективности.

6. Достигать синергии

Для Кови условия возникновения синергии – это доверие и открытость во взаимодействии. «Вступая в синергетическую коммуникацию, вы не знаете точно, чем все обернется в итоге, но у вас есть внутреннее чувство радости, безопасности и приключения, сопровождаемое уверенностью, что все будет намного лучше, чем раньше». Синергия – это то, что происходит между людьми в процессе творческого взаимодействия. Эмоциональное заражение, свобода обмена мнениями, отказ от жесткой дорожной карты и удовольствие быть частью прекрасного целого. «Люди, испытавшие однажды истинную синергию, никогда уже не станут такими, как раньше. Им известна возможность вновь пережить это расширяющее горизонты увлекательное приключение».

7. «Затачивать пилу»

Постоянно совершенствоваться, «затачивать» себя, как инструмент, – итоговый навык во всей последовательности. Он сохраняет и обновляет самый главный ресурс – нас самих. «Самое большое и выгодное вложение из всех, что мы когда-либо делаем, – утверждает Стивен Кови, – это инвестиция в самих себя: единственный инструмент, которым мы располагаем, чтобы справляться с трудностями жизни и вносить свой личный вклад».

Почему Сбер выбрал эту книгу для своей библиотеки

Ценности Сбера неразрывно связаны с идеями «7 навыков высокоэффективных людей». В 2009 году несколько тысяч специалистов Сбера участвовали в видеоконференции, во время которой Стивен Кови рассказывал им о принципах успешных руководителей и сотрудников. Герман Греф не раз публично называл его книгу одной из главных в своей жизни. Все, что делает наша компания, так или иначе перекликается с написанным в ней.

Казалось бы, за 30 лет, минувших с ее первого издания, текст «7 навыков…» должен был устареть. Но время идет, а мысли Стивена Кови становятся только актуальнее. Особенно те из них, что касаются принципа «Быть, а не казаться».

В мире, который отказывается от демонстративного успеха и обращается к открытости и естественности, призыв Кови развивать характер, а не жонглировать поверхностными установками, звучит подобно могучему колоколу. Указывает путь миллионам предпринимателей, менеджеров, рядовых сотрудников. Открывает глаза, вдохновляет, отрезвляет, дает силы и понимание, что и как нужно делать со своей жизнью.

Об авторе

Стивен Кови – один из самых выдающихся людей планеты, автор 12 книг. В 16 лет получил диплом бакалавра по специальности «Деловое администрирование» в Университете Юты, затем степень МВА в Гарварде. Имеет степень доктора философии в области религиоведения. В 1985 году создал компанию, которая занималась тренингами и бизнес-консультированием. Сегодня это международный проект FranklinCovey, обучающий основам успеха в бизнесе. Лауреат международной премии «Предприниматель года» и национальной премии «Предприниматель года» за особые достижения в области бизнес-лидерства (1994), Премии Сикха за вклад в дело мира (1998) и звания «Оратор года» (1999).

Полный список - Том 2

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц