Ханс Фаллада - это уникальный писатель. Его творчество изобилует превосходными, очень смелыми работами. "Волк среди волков" и "Крестьяне, бонзы и бомбы" стали важнейшими романами 30-х годов, а потом Фаллада прославился как один из лучших детских писателей германской литературы, однако свою главную работу он закончил за несколько недель до своей смерти.
Вообще Фалладе (а точнее Дитцену) очень везло, если так можно сказать. У него была двойная неудачная попытка суицида, он смог выдержать наркотическую зависимость, его не отправили в концлагерь в годы Гитлеровской Германии, несмотря на то, что он не скрывал свою абсолютно неугодную режиму позицию. Даже в сороковые годы, когда такие издательства, как "Дойче рундшау", "Хохланд" и др. закрыли, а их сотрудников либо отправили в концлагеря, либо жестоко казнили, даже в это время, Фаллада смог сохранить себя.
В итоге, по истечению войны, Ханс Фаллада садится за работу над своим последним романом. Он не увидит даже первого его издания, где будут допущены серьёзные цензурные правки, он еле успеет написать последнюю строку своего величайшего произведения, перед тем как умереть.
На самом деле это произведение является одной из самых важных книг для понимания человека и его природы.
Одним из главнейших открытий Фаллады в этом произведении стал "Закон профессионала". Вокруг него ходило колоссальное количество писателей ещё в начале двадцатого века (Куприн, например, в "Гамбринусе", открыл очень много предпосылок для этого закона), а после Второй Мировой Войны сразу два великих автора выпустили романы, очень похожие по своей идее друг на друга. Это был Камю с "Чумой" (1947) и Фаллада со своим последним романом.
Если быть кратким, то "Закон профессионала" гласит о том, что в самые смутные и тяжёлые времена наиболее честными остаются люди, которые очень хорошо знают своё дело. В случае с Камю таким героем становится доктор Риэ, а в случае с Фалладой краснодеревщик Отто Квангель.
Помимо этого Фаллада делает ещё один очень интересный вывод из этого закона:
Вспомните комиссара Эшериха. Он был абсолютно гнилым человеком, но всё же он был профессионалом в одном деле - он превосходно охотился за преступниками. Да, его не интересовало, кого он на самом деле сажает за решётку, но выискивать измену он умел. Повторюсь, этот человек не заслуживает никакого оправдания или сожаления, но даже такой "профессионал" был не нужен кровожадной машине. Ей был нужны советник Цоот и комиссар Лауб - жестокие, трусливые и бездарные люди, неспособные ни на что, кроме истязаний и составлений таблиц.
Поэтому конец Эшериха (даже двойной конец) говорит нам очень о многом....
Вообще роман Фаллады представляет собой хронику человека. Он показывает нам огромное количество психотипов людей, рассказывая, какие люди сломались, какие захотели сломаться, какие спрятались, пытаясь сохранить свою душу и воспитать новое честное поколение, а какие бессмысленно боролись, как в фильме Орсона Уэллса. Вот только смысл в этом был.