Найти тему
газета "ИСТОКИ"

"Нам песня строить и жить помогает..."

С незапамятных времен музыка и песня были атрибутами человеческого бытия. И, естественно, каждая из них имеет свою биографию, свою судьбу. Нередко бывает так, что проходит время, и песня или музыка, когда-то популярная, перестает волновать людей, уступая место другим сочинениям, в которых отражаются новые события, мысли, ощущения. Иные, переходя от одного поколения к другому, долго не стареют, вызывая чувство глубокого удовлетворения у исполнителей и слушателей. А народно-патриотическая сущность песен, в которых отражаются важнейшие черты времени – оптимизм, любовь к отчизне, готовность отстоять ее от врагов, почти всегда опиралась на фольклор, и не случайно лучшие из них являются свидетелями эпохи и живут до сих пор.

Нам хорошо знакомы имена советских авторов – композиторов и поэтов. Есть, однако, немало известных, любимых народом вальсов, маршей и песен – старинных и сравнительно недавнего времени, об авторах которых мы знаем очень мало или почти ничего.

Кто сложил, например, песню «Раскинулось море широко»? Популярная, часто исполняемая военными ансамблями, она долгое время считалась народной, результатом коллективного творчества. Правда, существовала версия, что слова ее сочинил матрос коммерческого парохода «Одесса» Ф. Предтеча в 1906 году под впечатлением от трагической гибели своего приятеля-кочегара, и песня называлась «Кочегар». Но убедительного подтверждения его авторства не было.

Истинный же автор отыскался в фондах рукописного отдела Государственной публичной библиотеки имени Ленина. Им оказался поэт XIX века Н. Щербина. Рукопись с полным текстом стихотворения называлась «Моряк», герой стихотворения – повстанец, участник партизанского движения. Текст Н. Щербины несколько отличается от того, который бытует в наше время.

Интересная деталь. Две строфы авторского текста не вошли в матросскую песню, а зажили самостоятельной жизнью. Композитор А. Гурилев сочинил на них романс «После битвы».

Особенно популярной песня «Раскинулось море широко» была в период русско-японской войны. Пели ее на мотив «Кочегара». Потом она несколько подзабылась. В советское время возродил ее, исполнив на эстраде, народный артист СССР Леонид Утесов. У старшего поколения она была одной из любимых.

В нашей стране широко известны старинные русские вальсы, особенно популярны три из них – «Амурские волны», «На сопках Маньчжурии» и «Березка», они теперь исполняются не только как инструментальное, но и как вокальное произведение. В судьбах этих вальсов есть много общего. Все три сочинялись военными дирижерами, которые служили в начале XXвека в Сибири и на Дальнем Востоке. Они стали популярны еще в дореволюционное время. Потом были забыты, а в сороковых годах минувшего столетия снова приобрели известность – едва ли не большую, чем прежде.

«Амурские волны» более ста лет назад (в 1903 г.) написал военный дирижер Макс Авельевич Кюсс. Он родился в 1874 году в Одессе, там же окончил музыкальное училище. Военно-дирижерскую службу начал с 1903 года в 11-м Восточно-Сибирском полку, там же сочинил свой вальс, ставший бессмертным.

В годы первой мировой войны М. А. Кюсс служил в 5-й Казачьей дивизии и в Отдельном батальоне георгиевских кавалеров. После революции продолжил службу в рядах Красной Армии. В 20-х годах преподавал в военно-музыкальной школе в Одессе. В 1927 году вышел в отставку. Умер в сорок втором.

Сейчас можно только представить, скольким отплытиям, отъездам и расставаниям сопутствовала мелодия «Амурские волны»! Кому-то она прибавляла мужества и храбрости, кого-то роднила с любимым человеком, кого-то спасительно утешала. Можно ли яснее запечатлеть в музыке понятия о чести, достоинстве и верности, чем это сделал в своем вальсе военный музыкант-дирижер Макс Авельевич Кюсс!

В сороковых годах вальс «Амурские-волны» переживает как бы второе рождение. Возрождению его способствовал руководитель армейского ансамбля песни и пляски в городе Хабаровске офицер В. А. Румянцев. Он сделал хоровое изложение вальса, текст к которому был написан К. Б. Васильевым и С. А. Поповым. В этой новой форме бессмертный вальс Макса Кюсса вошел в репертуар военных ансамблей, в списки произведений других хоровых коллективов, стал известен и за рубежом.

Вальс «На сопках Маньчжурии» был написан военным дирижером Иваном Алексеевичем Шатровым вскоре после русско-японской войны. Иван Шатров родился в 1885 году в семье унтер-офицера. После смерти отца был определен музыкальным воспитанником в линейный полк. В девятнадцать лет он стал капельмейстером, а в 1904 году был направлен на фронт.

Под Мукденом Мокшанский полк, где служил И. А. Шатров, попал в окружение. Завязался трудный бой, во время которого оркестр под управлением Шатрова продолжал играть торжественный марш. Не обошлось без жертв – два музыканта погибли. За мужество, проявленное в боевой обстановке, семь музыкантов были награждены Георгиевскими крестами, а дирижер – орденом Станислава с мечами.

В советское время, в сороковых годах, вальс в обработке В. А. Соколова приобрел вокальную форму. Записанный на пластинку в исполнении певца И. С. Козловского, известный вальс словно заново родился. Его второе рождение было неожиданным подарком к шестидесятилетию автора – гвардии капитана И. А. Шатрова, продолжавшего в те годы военную службу в одной из частей Закавказского военного округа. Иван Алексеевич ушел из жизни в 1952 году.

Автор известного русского вальса «Березка» Евгений Михайлович Дрейзин (1878-1932) родился в Полтаве, в семье драматических актеров. Выпускник Московской консерватории, в 1903 году он был назначен дирижером военного оркестра на крейсер «Аскольд».

В последующем для продолжения службы Евгения Дрейзина направляют в 26-й Восточно-Сибирский полк. В период русско-японской войны он принимает участие в обороне Порт-Артура. За храбрость и боевые заслуги был награжден орденами.

Служба не бывает безоблачной. В конце войны Дрейзин попал в плен, и лишь в 1907 году ему удалось обрести свободу и вернуться в свой полк.

Во время первой мировой войны Е. М. Дрейзин – снова на фронте, службу продолжает и после войны. С 1918 года Евгений Михайлович работал в городах Калуга и Керчь, преподавал музыку, руководил самодеятельными духовыми оркестрами...

Вальс «Березка» был написан им еще в 1910 году. Тема первой части его заимствована из романса А. Г. Рубинштейна «Разбитое сердце», текст которого начинается словами: «Я видел березку – сломилась она...». Этот романс в свое время был очень популярен. Известность приобрел и вальс Е. М. Дрейзина.

Через десять лет после смерти автора – в 1943 году – военный музыкант Ансамбля песни и пляски Московского округа ПВО Л. П. Шац сделал для своего коллектива хоровое изложение вальса.

В новом тексте, написанном советским поэтом Александром Безыменским, березка воспевается как символ родной русской природы.

-2

Один любопытный факт. В 1953 году хор русской песни «Березка» («Сирабака») был создан в Японии. Его основал в Токио Го Китагава, вернувшись из русского плена. Семь лет проживший в Сибири, «дедушка Го» своим детям и внукам завещал любить и уважать Россию. А пуще всего – любить и уважать русскую балалайку, что и сбылось. Сын Китагавы сейчас возглавляет токийский оркестр русских народных инструментов. И, говорят, на балалайке никто в Японии не играет лучше него!

Более девяноста лет широко известен в нашей стране и за рубежом марш «Прощание славянки». Автор бессмертного произведения – Василий Иванович Агапкин, музыкант-трубач квартировавшего в Тамбове 7-го запасного кавалерийского полка русской армии. Свою «Славянку» он сочинил в 1913 году как отклик на Балканскую войну, когда свободолюбивые славянские народы решили раз и навсегда избавиться от турецко-османского ига.

Созданный в лучших традициях русской военной музыки, марш, как вальс «На сопках Маньчжурии» И. Шатрова, обошел всю Россию. Он посвящен женщинам-славянкам, провожающим своих сыновей, мужей и братьев на священную защиту родины.

Под его звуки в минувших войнах уходили на фронт бесконечные военные эшелоны. Известный советский историк Н. В. Яковлев в своей книге «1 августа 1914 года» рассказывает, как 106-й уфимский пехотный полк 27-й дивизии отправлялся из города Вильно (Вильнюс) на фронт: на перроне торопливое прощание, бледные заплаканные жены благословляют офицеров, вешают на шеи ладанки с защитными святынями. Звучал хватающий за душу марш «Прощание славянки».

Весной 1942 года под его звуки из Уфы (Демы) отправлялись в действующую армию эшелоны 112-й Башкирской кавалерийской дивизии... Его по сей день нежно любят поклонники парадно-строевой и церемониальной музыки. Мелодия «Славянки» волновала сердца не только воинов, но и поэтов. Слова на мелодию марша писали А. Блок, А. Федоров, В. Максимов, В. Лазарев, а затем марш исполнялся как песня. Этот марш знают и любят в Париже и Варшаве, Праге и Оттаве, Софии и Будапеште. Он стал настолько популярен, что в некоторых странах его даже считают своей народной, национальной музыкой.

Интересен тот факт, что музыка все же не изменялась никогда, скорее потому, что за своим любимым детищем композитор зорко следил со дня написания. Он постоянно стремился к тому, чтобы она звучала максимально приближенной к первому исполнению в октябре 1912 года в Тамбове.

Автор знаменитого марша Василий Иванович Агапкин (1884-1964) дослужился до звания полковника Советской Армии, будучи широко известным военным дирижером-композитором.

Творческий и жизненный путь, биография авторов народно-патриотической и военной музыки неотделимы от судьбы страны, ее истории.

ИЛЬЯС ГАЛЕЕВ

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!