Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

Является ли отсутствие загрязняющих веществ в Перечне основанием для освобождения от обязанности возместить вред, причиненный почвам?

Является ли отсутствие загрязняющих веществ в Перечне (утв. Распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 г. № 1316-р) основанием для освобождения от обязанности возместить вред, причиненный почвам?

Отвечает юрист Центра Каменев Артем:

В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Кроме того, согласно п. 3 указанной статьи вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
При этом размер вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды исчисляется в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (утв. Приказом Минприроды от 8 июля 2010 г. № 238).
Наряду с указанным, Распоряжением Правительства от 8 июля 2015 г. № 1316-р утвержден Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее – Перечень).
При этом необходимо отметить, что в 2022 году по вопросу исчисления размера вреда, причиненного почвам загрязняющими веществами, которые не подлежат государственному регулированию сложилась судебная практика, согласно которой выработана позиция о том, что отсутствие загрязняющих веществ в Перечне при доказанном и подтвержденном факте причинения вреда окружающей среде в результате ее загрязнения данным веществом не исключает их негативного воздействия на окружающую среду и не может являться основанием для освобождения от обязанности возместить причиненный ущерб.

Данная позиция приведена в судебных актах:

  • Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2022 г. по делу № А75-8684/2021;
  • Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 октября 2022 г. по делу № А75-8684/2021.

Особое внимание стоит обратить на факт отражения указанной позиции в Обзоре судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 июня 2022 г.) (далее - Обзор).
В соответствии с абз. 5 преамбулы Обзора в целях развития подходов, закрепленных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», и для обеспечения единообразного применения судами законодательства об охране окружающей среды при рассмотрении дел в порядке гражданского, арбитражного, административного судопроизводства Верховным Судом Российской Федерации на основании статьи 126 Конституции Российской Федерации, статей 2 и 7 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» определены следующие правовые позиции.

Указанное означает, что позиции, определенные в Обзоре, обязательны для применения судами нижестоящих инстанций при рассмотрения аналогичных дел.
На основании изложенного, отсутствие загрязняющих веществ в Перечне при доказанном и подтвержденном факте причинения вреда окружающей среде в результате ее загрязнения данным веществом не исключает их негативного воздействия на окружающую среду и не может являться основанием для освобождения от обязанности возместить причиненный ущерб.
При этом причинитель вреда не лишен права представлять доказательства того, что поступление в почву такого вещества не влечет изменения физико-химического состава почв и не приводит к дисбалансу экосистемы в целом и возникновению убытков.