Данная статья была написана (как и многие другие) для одного глянцевого журнала. С тех пор кое-что изменилось, как минимум, вышел набор деталировки для Т-28. Так что статья немного устарела, но в целом считаю ее полезной, как минимум для получения первого представления о модели. Раз уж я рассказываю о Т-35, а на подходе еще одна модель, Ба-10М, то что же молчать о среднем многобашенном танке?
Многобашенные советские танки всегда вызывали у меня смешанные чувства. С одной стороны, они являются прекрасными представителями «дизельпанка» со всеми полагающимися жанру заклепками, изобилием колесиков и каточков, а так же торчащими во все стороны пулеметами. С другой же – эти танки олицетворяют собой горечь поражений певого военного лета. И тем не менее, в коллекции их иметь хотелось. В силу того, что основное мое увлечение – послевоенная техника, хотелось строить их из наборов, дающий хороший результат при сборке «из коробки», не впадая в длительные «запилы». Пятибашенным Т-35 «Звезда» меня обеспечила пару лет назад.
А теперь в мои руки попал набор трехбашенника из Лобни – Т-28. Нельзя сказать, что это первый Т-28 в «слепом масштабе». До этого были какие-то сомнительные смоляные наборы от польских производителей (с разными типами башен), смоляная же модель от испанской MIG Production (с устрашающими травлеными гусеницами). Года три назад появились пластиковые наборы от Trumpeter (опять же с двумя типами башен), выполненные с новомодными упрощенными ходовыми частями «в одну деталь». И наконец, появился герой нашей статьи, выглядящий на фоне коллег предпочтительнее, как минимум за счет большего числа деталей и хорошей репутации отечественного производителя.
Набор содержит аж восемь литников (из них два разных по одной штуке, пара литников с гусеницами и прочими парными деталями и четыре одинаковых литника с катками и деталями подвески) и отлитую в многоразъемную форму «ванну» корпуса. Все это богатство выглядит очень приятно и хочется его поизучать прямо на литниках. Это позволило выявить некоторые проблемы.
Детали в моем наборе были отлиты не идеально. На вертикальных бронелистах короба, скрывающего подвеску, обнаружились весьма противные недоливы в районе подвода питателей. Честно говоря, это явный брак, но искать правды у производителя я и не пытался, решив, что свои кровные 990 рублей я потратил для сборки модели, а не для скандала.
Кроме этого, на листе забыта линия, отделяющая люк от остальной части бронировки. Петли просто прикреплены к листу. Так же в глаза бросились буксирные тросы. Они конечно никогда в пластике не получаются, но то, что дано в наборе это явно за гранью добра и зла. Отлитые «в одну деталь» они сразу же превращаются в нечто, недостойное установки на то, что именуется «моделью-копией».
Очень удивили траки. Попытка отлить участки, огибающие ленивец и звездочку в пару деталей дала несколько удручающий результат. Сборка из отдельных траков выглядела бы гораздо копийнее. Такие упрощения даже не спишешь на «заботу о начинающем моделисте». Ведь только опорных катков на Т-28 целых 48 штук, не считая шести запасных. На этом фоне «сэкономленные» детали просто теряются. Оставив все эти недостатки на совести пресловутого «менеджера по несовершенствам» (он явно не зря получает зарплату), я плюнул на пол и приступил к сборке.
Первым делом я взял в руки паяльник. Как ни странно, пайка – самый простой способ получить сравнительно похожие на себя буксирные серьги. Кусочек проволоки обвивается вокруг сверла подходящего диаметра, затем от него отрезается само «ухо» серьги. «Ухо» припаивается к прямому отрезку проволоки. А затем 4 движения острым ножом – и вуаля, у вас неплохая имитация буксирной серьги. Она конечно не идеальна, особенно в наш век 3D-печати, но уж совершенно точно лучше того, что предложил нам производитель.
Аналогичным образом были изготовлены талрепы, удерживающие тросы на корпусе. Сами тросы были сделаны по рецепту коллег с форума Format72. На медном тросика (0,4мм) от польской «Эврики» формирубтся петли, а затем концы обматываются тонкой калькой (в реальной жизни это брезентовая лента), которая пропитывается суперклеем. Результат достаточно убедительно изображает оригинальную конструкцию.
Корпус модели разбит на сравнительно большое число деталей, что позволяет сохранить реалистичную клепку на всех поверхностях. Сборка его прошла достаточно просто, за исключением пары нюансов. Во-первых, пришлось повозиться с уже упомянутыми недоливами. Я решил обойтись без шпаклевки, поэтому для начала чуть выровнял напильников недолитую грань. Затем состыковал детали с использованием большого количества очень текучего клея для полистирола. А через примерно пять минут с силой сдавил вертикальную и наклонную части бронекороба, прикрывающего подвеску. Размягченный пластик выдавился, и после высыхания его осталось только срезать острым ножом. Однако, полностью скрыть брак таким образом не удалось, но я с этим смирился. А вот нацарапать линию, отделяющую люк, у меня получилось хорошо.
Во-вторых, как я ни старался приложить детали, изображающие борта «бронебудки» механика-водителя, все время где-то получалась небольшая, но противная щель. До сих пор не понятно, что это – дефект набора, ошибка проектирования или моя неаккуратность. Как решение, я выбрал вариант, когда щель приходилась на стык гнутых листов с крышей. Заделать ее там проще всего в силу специфической конструкции бронекорпуса, вертикальные листы несколько выступают над уровнем крыши и на реальном танке. Бросить в стык обрезок тянутого литника и залить его клеем – дело пары минут, а в результате получается достаточно реалистичное решение этой проблемы.
Еще до сборки я обратил внимание на то, что снаружи пресловутой «будки» на деталях есть какие-то выступы, а внутри, соответственно впадины. На танке из ЦМВС (да и на финской машине из Паролы) на этих местах просто смотровые щели. «Во дают, наизнанку напроектировали», подумалось мне. В природе такие случаи вполне известны, на модели B1bis от Trumpeter в нашем масштабе люк отлит внутренней стороной наружу. По странному стечению обстоятельств – тоже люк механика-водителя. Довольный своим умозаключением, я срезал наплывы и сделал смотровые щели при помощи тонкого сверла и острого модельного ножа.
Поделился этим наблюдением со своими коллегами, специализирующимися на довоенной технике (сам я современщик, изредка изменяющий основному направлению коллекции). Они моей радости не разделили. Оказалось, что на настоящем танке щели закрывались подвижными бронезаслонками, а на доживших до наших времен машинах их просто не сохранилось. Фотографии подтверждают правоту инженеров «Звезды». Пришлось восстановить уничтоженное при помощи «доширакопласта». Ну а раз щели уже изготовлены, бронезаслонки были приклеены в поднятом положении. Так что по итогам я со своим дедуктивным методом выглядел как известный герой анекдота, которому злодеи не только верх кружки заварили, но еще и дно отрезали.
Решив немного отдохнуть от корпуса, я взялся за башни. Малые пулеметные собрались легко и просто. В целом они на себя похожи. Любопытно, что в отличие от малых башен танка Т-35, эти не имеют подъемных рымов на крыше. «Яблоки» для монтажа пулеметов категорически не удались. Их передняя поверхность почему-то утоплена внутрь тела «яблока». Исправить это малой кровью невозможно. Башни можно сделать подвижными, для этого они снабжены П-образным «ухом», призванным удерживать их от выпадения. Я же решил просто посадить их на трении.
Большая башня так же неплохо стыкуется. Почему-то на ней «яблоки» получились более похожими на настоящие (но на Т-35 они были лучше). Зато есть пара своих недостатков. В силу того, что нижний лист башенной ниши отлит вместе с боками, конструкция получила хорошо видимую коническую форму в сечении. Это следствие технологических ограничений. Неприятный недостаток булл устранен при помощи напильника. Бронировка орудия имеет великолепную утяжину, в лучшем стиле раннего АСЕ. При ее удалении погиб лючок, потом пришлось восстановить его из кусочка пластика, петлю удачно изобразил тянутый литник. Если просто взять и приклеить бронировку орудия так, как советует инструкция, она будет ощутимо не параллельна оси ствола. Пришлось изготовить из «доширачки» пару прокладок. После этого орудие стало смотреться гораздо лучше. Ствол не имеет отверстия, пришлось его просверлить. Зато поручневая антенна отлично встала на свое место. И зенитный пулемет для пластикового, отлитого одной деталью, весьма не плох. Единственное дополнение – уравновешивающая пружина на люке с зенитным пулеметом.
Вернемся к корпусу. Крыша моторно-трансмиссионного отделения выполнена с традиционными для «Звезды» упрощениями. Колпак вентилятора отлит зацело с люком, вокруг него нет характерной щели. Кожухи воздуховодов сделаны так, как будто их заварили листовым металлом – на детали нет даже намека на сетку. Все это я решил оставить на совести разработчиков и фактически ограничился там, что заменил ручки на проволочные (позабыв одну на крыше, ее пришлось ставить уже в процессе окраски). Кожух над кормовым вентилятором сделан неплохо, но в пластике он конечно вышел грубовато. Будем надеяться, что производители фототравления не обойдут своим вниманием героя статьи, тут есть множество деталей, которые в тонком металле будет гораздо реалистичнее выглядеть.
Один из таких элементов – корзина для имущества на левой надгусеничной полке. В наборе в силу технологических упрощений она выполнена просто рельефной пластиной. Выглядит, конечно, нелепо. Поэтому пришлось вооружиться линейкой и ножом, и выстроить каркас корзины из полосок тонкого пластика. Затем на каркас были наклеены внятяг семь кусков тонкой медной проволоки. Вышло не совсем копийно, но уж точно лучше, чем то, что было в наборе. В корзину предлагается вложить скатку брезента. Она вышла очень грубо и замылено, и без всякого сожаления была отправлена в ведро. А вот мелочевка типа инструмента и домкратов у «Звезды» как всегда отличные. Их нужно просто приклеить на свои места и потом аккуратно раскрасить.
Дошло дело до самого пугающего участка – ходовой части. Одних только опорных катков тут сорок восемь штук, не считая запасных. Каждые четыре катка крепятся к тележке. Я хотел было приклеить тележки к корпусу, но примерка показала, что в таком случае не удастся установить внешний рад катков. Они просто не влезут из-за бронеэкрана. Пришлось красить тележки отдельно, соединять с окрашенными катками и уже так монтировать готовую сборку. На танке четвертая и пятая тележки оснащены необрезиненными катками. В наборе эта особенность воспроизведена. Немного пришлось повозиться с поддерживающими катками. Их половинки соединяются между собой на коротеньком шпенечке, и нужно быть очень внимательным к их взаиморасположению. Очень легко собрать их перекошенными. Ленивец выполнен даже с положенными перемычками по его окружности. Ведущая звездочка так же очень похожа на оригинал. В гусеничную ленту ее зубья встают идеально.
И как обычно, о покраске в другой части. Спасибо за внимание!