Найти тему
Разделочная

"Черное лето" - один из лучших сериалов о зомби-апокалипсисе.

"Черное лето" автоматом залетает в мой личный топ-3 фильмов и сериалов о зомби-апокалипсисе. Совершенно неожиданный для меня сериал, сумевший удивить человека, который смотрит фильмы про зомби вот уже 25 лет на систематической основе.

Прежде, чем я расскажу о самом проекте, сделаю небольшое отступление. Рамки этого жанра достаточно узкие, да и сам по себе он не относится к высокому и умному кино. Зомби-муви - это трэш, примитивный сюжет вокруг идеи о выживании главных героев в условиях оживающих мертвецов, цель этого сюжета - попугать зрителя, поиграть на его нервах, будоража древние страхи человека. Как в литературе, где есть т.н. pulp fiction (книжки в мягкой обложке карманного формата, с простеньким сюжетом, чтобы коротать время в поездках и потом без угрызений совести выбросить в урну), его можно отнести к pulp movie (извините, но другие термины, которые я пытался придумать, дабы блеснуть умом, были еще ужаснее), т.е. разовое кино скоротать пустой вечерок.
Но я искренне люблю этот жанр. Всегда несказанно радовался, увидев какой-нибудь проект, который бы сумел в узеньких штанишках жанровых ограничений найти карман, полный сюрпризов. Так было с "Рассветом мертвецов", так было с "Зомби по имени Шон", так было с "Нацией Z", так было совсем недавно с корейским "Мы все умрём" и их же "Поездом в Пусан".
"Рассвет мертвецов вдохнул новую жизнь в жанр.
"Зомби по имени Шон" показал, как из ужаса сделать смешную комедию, и при этом не переступить за рамки вкуса и меры.
"Нация Z" показал, как после десятков лет экспериментов над жанром можно все-равно снять классический зомби-апокалипсис в классической трэш-стилистике, как 20 лет назад, за какие-то классические двадцать долларов и безо всякой (почти) компьютерной графики, и это будет по-прежнему интересно.
"Поезд в Пусан" и "Мы все умрем" показали, каким становится привычное нам кино про зомби, если добавить в него азиатскую эстетику, самобытность и по-анимешному гипертрофированную эмоциональность.

И всё-таки появление таких фильмов было редкостью, потому что жанр за десятилетия оказался изъезжен и перепахан вдоль и поперек. Зомби-драмы, зомби-комедии, зомби-боевики, зомби со звездой категории А (Война Z, это про тебя и Бреда) и так далее появляются регулярно, но не приносят жанру ничего нового.
И вот на этом фоне тотального дефицита хороших проектов я и познакомился с "Черным летом". И провёл два выходных в компании с главными героями этого проекта, имеющего два сезона и 16 эпизодов. И много теперь имею, что сказать.

Начало банально пребанальное: страшная эпидемия, весь мир в труху, остатки правительства, пользуясь остатками армии, собирают остатки населения для их эвакуации на остатки незараженных территорий. Сразу подкупило внимание к деталям: картинка очень качественная, наполненная мелочами, и сразу задающая соответствующее настроение у зрителя: тревожное ожидание сгущающегося п%№:%ца.

Сюжет первого сезона сводится к поиску: Роуз ищет свою дочь, Анну, которую разлучили с нею и с отцом в ходе эвакуации на фильтрационном пункте. С этого момента судьба дочери остаётся неизвестной зрителю до самого финала первого сезона.
Во втором сезоне сюжет сводится тоже к поиску, но теперь к поиску аэродрома, на который с регулярно прилетает самолёт, который еще и сбрасывает где-то в горах какие-то ящики непонятно для кого. Аэродром ищут несколько групп, воюющих друг с другом за припасы и за информацию о маршруте к аэродрому (точнее сказать - к взлетной полосе). Кроме этих групп есть несколько героев из первого сезона (Роуз в том числе), так что их с натяжкой можно отнести к главным героям сериала в целом. По этой же причине (несколько групп выживших и воюющих между собой) зомби, как основная опасность для героев, отходит на задний план, ибо нет более опасного животного, чем человек. Собственно, эта мысль вбивалась в голову зрителя и в первом сезоне, по ненавязчиво и параллельным курсом. В втором сезоне этот мотив становится основным.

Сразу надо быть готовым к тому, что создатели сериала нещадно выкорчёвывают одну из основных условностей (допущений) жанра - необъяснимую везучесть главных героев в мире апокалипсиса. Персонажи тут мрут чаще, чем в "Игре престолов". В "Черном лете" зрителю не стоит ни к кому привязываться, просто потому, что погибнуть, причем часто крайне нелепо, по собственной глупости, может любой персонаж. Вспомните, как мы возмущаемся тупостью персонажей, которые в одиночку спускаются в подвал/идут на чердак, где явно есть что-то недружелюбное человеку. Вспомнили? В "Черном лете" такое поведение заканчивается смертью и обращением в нежить в большинстве случаев. Живучесть Роуз, которая протянула в этом мире уже целых два сезона, на самом деле продиктована чисто техническими требованиями и жалостью к зрителю: должен же быть персонаж, чтобы провести его через все эпизоды и предоставить зрителю, привыкшему к хэппи-эндам, хоть какую-то награду за созерцание мира, который уже умер, только сам этого еще не понял.

Да, именно такой вывод вынес я к концу первого сезона: создатели сериала не оставляют человечеству шансов на выживание, отвешивая увесистую оплеуху всем оптимистам и инфантилам. Если случится нечто подобное, человечества не станет. Оно просуществует еще немного, какое-то очаги, возможно, смогут даже существовать долго, но в глобальном смысле человечества не станет. И пусть эта мысль сквозит во многих фильмах и сериалах жанра, но в "Черном лете" она просто бьёт наотмашь. Однако, несмотря на явный бесперспиктивняк происходящего на экране, угасание нашего мира показано кинематографически очень зрелищно и по-садистски увлекательно, при этом, границы вкуса и меры не нарушены (насколько возможно в этом жанре)

Зрелищность достигается, как я уже говорил, вниманием к мелочам и искусством операторской работы. Несмотря на то, что, как и в духовном прародителе "Черного лета", "Нации Z", вопрос с созданием картинки заброшенного мира решается за счет обычных локаций в обычных городках, полях, зданиях и объектах, достоверность этой картинки очень высока, как и её качество. Правильные ракурсы камеры, акцент на деталях, свет и мастерство операторов радуют очень крутой, "дорогой" картинкой на экране.

В отдельных моментах включается режим псевдодокументальной съёмки, из-за чего возникает ощущение, что в кадре присутствует еще один персонаж, снимающий происходящее на телефон или видеокамеру. При этом изображение на экране не мельтешит и не дрожит, за что также стоит сказать огромное спасибо операторам

Сериал динамичный, изобилует погонями, бегством от зомби, перестрелками, хотя бывают и эпизоды, когда персонажи медленно куда-то крадутся под очень тягучий и тревожный амбиент, отчего просто устаёшь бояться.

Один из редчайших эпизодов, когда он весь посвящен и занят диалогом. Очень важным, кстати, для понимания той грани, переступив которую, человек навсегда прощается со своей прошлой жизнью, которая перестаёт определять его поступки.
Один из редчайших эпизодов, когда он весь посвящен и занят диалогом. Очень важным, кстати, для понимания той грани, переступив которую, человек навсегда прощается со своей прошлой жизнью, которая перестаёт определять его поступки.

Практически нет никакого соплежуйства о высоких материях, пространных диалогов о необходимости оставаться человеком с большой буквы "Ч", о величии духа и прочей возвышенной чепухи. Нет изощрённых и коварных интриг между выжившими в целях борьбы за власть в анклавах, потому что нет никаких анклавов, а любой встречный, без разницы, зомби это или человек, это всегда угроза. И вот этот момент, когда в конце концов каждый теряет свою личину образованного и цивилизованного человека, точно так же и тоже наотмашь бьёт по зрителю, совершенно не жалея его.

Перипетии выживания (язык не поворачивается называть происходящее сюжетом или сценарием) изобилуют в основном трагичными или кровавыми моментами (это же зомби-апокалипсис, как никак), иногда, преподнося зрителю удовольствие от тех моментов, когда разбросанные по хронометражу серий сюжетные элементы собираются в сюжетный твист (ну, вот эти все ружья в пьесах, висящие на стене, и которые обязательно в какой-то момент стреляют). Как правило это достигается не хитрым, но действенным приемом: эпизод показывается кусочками, от имени разных героев, и общая картина открывается зрителю лишь через некоторое время. Очень здорово таким образом до зрителя доводится простая мысль: у каждого действия есть свои последствия.

Что мы имеем? А имеем мы очень добротно сделанный проект от Нетфликса 2019 года (когда они не засоряли свою продукцию повесточкой о БЛМ и ЛГБТ) о зомби-апокалипсисе, в котором обычная глупость персонажей, которую они демонстрируют в этом жанре, сведена к минимуму; поведение героев подчинено только стремлению выжить; нет раздражающих диалогов и монологов об ответственности перед человечеством, о необходимости оставаться людьми; где никто не строит новое человечество (со всеми его системными проблемами), а старается хоть как-то дожить отведенные ему годы, а не быть сожранным. У проекта отличная кинематографичная картинка, актеры, не навязшие в зубах, хороший бюджет (ну, или очень крутые операторы, сумевшие создать такое впечатление). И, лично на мой взгляд, лучшая история в жанре про то, кто опаснее: зомби или человек.