"Черное лето" автоматом залетает в мой личный топ-3 фильмов и сериалов о зомби-апокалипсисе. Совершенно неожиданный для меня сериал, сумевший удивить человека, который смотрит фильмы про зомби вот уже 25 лет на систематической основе.
Прежде, чем я расскажу о самом проекте, сделаю небольшое отступление. Рамки этого жанра достаточно узкие, да и сам по себе он не относится к высокому и умному кино. Зомби-муви - это трэш, примитивный сюжет вокруг идеи о выживании главных героев в условиях оживающих мертвецов, цель этого сюжета - попугать зрителя, поиграть на его нервах, будоража древние страхи человека. Как в литературе, где есть т.н. pulp fiction (книжки в мягкой обложке карманного формата, с простеньким сюжетом, чтобы коротать время в поездках и потом без угрызений совести выбросить в урну), его можно отнести к pulp movie (извините, но другие термины, которые я пытался придумать, дабы блеснуть умом, были еще ужаснее), т.е. разовое кино скоротать пустой вечерок.
Но я искренне люблю этот жанр. Всегда несказанно радовался, увидев какой-нибудь проект, который бы сумел в узеньких штанишках жанровых ограничений найти карман, полный сюрпризов. Так было с "Рассветом мертвецов", так было с "Зомби по имени Шон", так было с "Нацией Z", так было совсем недавно с корейским "Мы все умрём" и их же "Поездом в Пусан".
"Рассвет мертвецов вдохнул новую жизнь в жанр.
"Зомби по имени Шон" показал, как из ужаса сделать смешную комедию, и при этом не переступить за рамки вкуса и меры.
"Нация Z" показал, как после десятков лет экспериментов над жанром можно все-равно снять классический зомби-апокалипсис в классической трэш-стилистике, как 20 лет назад, за какие-то классические двадцать долларов и безо всякой (почти) компьютерной графики, и это будет по-прежнему интересно.
"Поезд в Пусан" и "Мы все умрем" показали, каким становится привычное нам кино про зомби, если добавить в него азиатскую эстетику, самобытность и по-анимешному гипертрофированную эмоциональность.
И всё-таки появление таких фильмов было редкостью, потому что жанр за десятилетия оказался изъезжен и перепахан вдоль и поперек. Зомби-драмы, зомби-комедии, зомби-боевики, зомби со звездой категории А (Война Z, это про тебя и Бреда) и так далее появляются регулярно, но не приносят жанру ничего нового.
И вот на этом фоне тотального дефицита хороших проектов я и познакомился с "Черным летом". И провёл два выходных в компании с главными героями этого проекта, имеющего два сезона и 16 эпизодов. И много теперь имею, что сказать.
Начало банально пребанальное: страшная эпидемия, весь мир в труху, остатки правительства, пользуясь остатками армии, собирают остатки населения для их эвакуации на остатки незараженных территорий. Сразу подкупило внимание к деталям: картинка очень качественная, наполненная мелочами, и сразу задающая соответствующее настроение у зрителя: тревожное ожидание сгущающегося п%№:%ца.
Сюжет первого сезона сводится к поиску: Роуз ищет свою дочь, Анну, которую разлучили с нею и с отцом в ходе эвакуации на фильтрационном пункте. С этого момента судьба дочери остаётся неизвестной зрителю до самого финала первого сезона.
Во втором сезоне сюжет сводится тоже к поиску, но теперь к поиску аэродрома, на который с регулярно прилетает самолёт, который еще и сбрасывает где-то в горах какие-то ящики непонятно для кого. Аэродром ищут несколько групп, воюющих друг с другом за припасы и за информацию о маршруте к аэродрому (точнее сказать - к взлетной полосе). Кроме этих групп есть несколько героев из первого сезона (Роуз в том числе), так что их с натяжкой можно отнести к главным героям сериала в целом. По этой же причине (несколько групп выживших и воюющих между собой) зомби, как основная опасность для героев, отходит на задний план, ибо нет более опасного животного, чем человек. Собственно, эта мысль вбивалась в голову зрителя и в первом сезоне, по ненавязчиво и параллельным курсом. В втором сезоне этот мотив становится основным.
Сразу надо быть готовым к тому, что создатели сериала нещадно выкорчёвывают одну из основных условностей (допущений) жанра - необъяснимую везучесть главных героев в мире апокалипсиса. Персонажи тут мрут чаще, чем в "Игре престолов". В "Черном лете" зрителю не стоит ни к кому привязываться, просто потому, что погибнуть, причем часто крайне нелепо, по собственной глупости, может любой персонаж. Вспомните, как мы возмущаемся тупостью персонажей, которые в одиночку спускаются в подвал/идут на чердак, где явно есть что-то недружелюбное человеку. Вспомнили? В "Черном лете" такое поведение заканчивается смертью и обращением в нежить в большинстве случаев. Живучесть Роуз, которая протянула в этом мире уже целых два сезона, на самом деле продиктована чисто техническими требованиями и жалостью к зрителю: должен же быть персонаж, чтобы провести его через все эпизоды и предоставить зрителю, привыкшему к хэппи-эндам, хоть какую-то награду за созерцание мира, который уже умер, только сам этого еще не понял.
Да, именно такой вывод вынес я к концу первого сезона: создатели сериала не оставляют человечеству шансов на выживание, отвешивая увесистую оплеуху всем оптимистам и инфантилам. Если случится нечто подобное, человечества не станет. Оно просуществует еще немного, какое-то очаги, возможно, смогут даже существовать долго, но в глобальном смысле человечества не станет. И пусть эта мысль сквозит во многих фильмах и сериалах жанра, но в "Черном лете" она просто бьёт наотмашь. Однако, несмотря на явный бесперспиктивняк происходящего на экране, угасание нашего мира показано кинематографически очень зрелищно и по-садистски увлекательно, при этом, границы вкуса и меры не нарушены (насколько возможно в этом жанре)
Зрелищность достигается, как я уже говорил, вниманием к мелочам и искусством операторской работы. Несмотря на то, что, как и в духовном прародителе "Черного лета", "Нации Z", вопрос с созданием картинки заброшенного мира решается за счет обычных локаций в обычных городках, полях, зданиях и объектах, достоверность этой картинки очень высока, как и её качество. Правильные ракурсы камеры, акцент на деталях, свет и мастерство операторов радуют очень крутой, "дорогой" картинкой на экране.
В отдельных моментах включается режим псевдодокументальной съёмки, из-за чего возникает ощущение, что в кадре присутствует еще один персонаж, снимающий происходящее на телефон или видеокамеру. При этом изображение на экране не мельтешит и не дрожит, за что также стоит сказать огромное спасибо операторам
Сериал динамичный, изобилует погонями, бегством от зомби, перестрелками, хотя бывают и эпизоды, когда персонажи медленно куда-то крадутся под очень тягучий и тревожный амбиент, отчего просто устаёшь бояться.
Практически нет никакого соплежуйства о высоких материях, пространных диалогов о необходимости оставаться человеком с большой буквы "Ч", о величии духа и прочей возвышенной чепухи. Нет изощрённых и коварных интриг между выжившими в целях борьбы за власть в анклавах, потому что нет никаких анклавов, а любой встречный, без разницы, зомби это или человек, это всегда угроза. И вот этот момент, когда в конце концов каждый теряет свою личину образованного и цивилизованного человека, точно так же и тоже наотмашь бьёт по зрителю, совершенно не жалея его.
Перипетии выживания (язык не поворачивается называть происходящее сюжетом или сценарием) изобилуют в основном трагичными или кровавыми моментами (это же зомби-апокалипсис, как никак), иногда, преподнося зрителю удовольствие от тех моментов, когда разбросанные по хронометражу серий сюжетные элементы собираются в сюжетный твист (ну, вот эти все ружья в пьесах, висящие на стене, и которые обязательно в какой-то момент стреляют). Как правило это достигается не хитрым, но действенным приемом: эпизод показывается кусочками, от имени разных героев, и общая картина открывается зрителю лишь через некоторое время. Очень здорово таким образом до зрителя доводится простая мысль: у каждого действия есть свои последствия.
Что мы имеем? А имеем мы очень добротно сделанный проект от Нетфликса 2019 года (когда они не засоряли свою продукцию повесточкой о БЛМ и ЛГБТ) о зомби-апокалипсисе, в котором обычная глупость персонажей, которую они демонстрируют в этом жанре, сведена к минимуму; поведение героев подчинено только стремлению выжить; нет раздражающих диалогов и монологов об ответственности перед человечеством, о необходимости оставаться людьми; где никто не строит новое человечество (со всеми его системными проблемами), а старается хоть как-то дожить отведенные ему годы, а не быть сожранным. У проекта отличная кинематографичная картинка, актеры, не навязшие в зубах, хороший бюджет (ну, или очень крутые операторы, сумевшие создать такое впечатление). И, лично на мой взгляд, лучшая история в жанре про то, кто опаснее: зомби или человек.