Уточняем потери флота кайзеровской Германии в годы Великой войны. Вспомним потери в корабельном составе; с помощью обратной связи от читателей проверим сведения, которые бывают неточными. Рады обсуждению, вопросам, замечаниям и пояснениям, сделанным в вежливой форме. Благодарны за уточнения и дополнения, стараемся их использовать. Если предлагаете данные для корректировки - прошу указывать источник, который можно было бы добавить в текст статьи, или на основании которого можно скорректировать выявленные неточности.
1917 год
октябрь
2 - Плавказарма "Германия" выскочила на мель в р.Эмс (Германия), оставлена экипажем
2 - Парусное судно "Фортуна" (бывший французский "Лютис" или "Лютеция") взорван в заливе Кука.
История этого корабля достаточно интересна, изначально он назывался "Фортуной" и плавал под немецким флагом, пока не был захвачен французами, которые переименовали его в "Лютецию". Тем временем немецкий парусный рейдер "Зееадлер", действуя в Атлантическом и Тихом океанах, захватил или потопил 15 судов противника, однако вскоре ему изменила удача и он потерпел кораблекрушения на о. Мопелиа. Часть экипажа с командиром на шлюпке отправилась на поиски какого-либо судна, а тем временем их товарищи остались "робинзонствовать" на Мопелиа.
Но 5 сентября 1917 года к острову подошла французская шхуна «Лютеция», с которой заметили потерпевших крушение и французский капитан, увидев обломки «Зееадлера», согласился помочь за треть страховой суммы. Немцы согласились, «Лютеция» бросила якорь, к ней подошла шлюпка с вооруженными матросами и она снова была захвачена немцами. Французов и пленных с других захваченных еще «Зееадлером» шхун оставили на острове (их через трое суток спас японский броненосный крейсер "Идзумо", который искал немецкий рейдер).
Немцы вернули кораблю прежнее имя - "Фортуна" и двинулись на восток. Они планировали зайти на остров Пасхи и подготовить корабль к переходу вокруг мыса Горн, а дальше все еще надеялся вернуться на родину. Однако 4 октября 1917 года «Фортуна» налетела на необозначенный на карте риф и потерпела крушение. Экипаж смог добраться до острова Пасхи, где и был интернирован чилийскими властями до конца войны. Настоящая Робинзонада!
3 - Подводная лодка-минный заградитель UC14 подорвалась на мине и затонула у немецкой ВМБ Зеебрюгге (Фландрия). Погибло 17 человек, что подтверждается данными немецкого специализированного сайта.
По данным Х.Бендерта, районом операции для подводной лодки был назначен Стэнфордский пролив, юго-восточный подход к Лоустофту. 1 октября субмарина вышла из Зебрюгге, с тех пор от нее не было известий. Согласно официальным британским отчетам, мины в этом районе были обезврежены с 5 по 12 октября 1917 года. Это позволяет сделать вывод, что UC 4 все же могла успеть выставить мины и возвращалась на базу. 3 октября 1917 года в 22:15 сигнальные станции в Зебрюгге и Ноке заметили в море вспышку, за которой последовал сильный взрыв. Позднее тело командира было найдено в районе Тексел и там захоронено.
5 - Подводная лодка UB41 подорвалась на мине и затонула у побережья Англии. Погиб 21 человек, по данным немецкого специализированного сайта погибло 24 человека.
По данным интернета подтверждается, что подорвался на мине 5 октября 1917 года на восточном побережье Англии близ Скарборо. Обломки UB41 были обнаружены в августе 2003 года. Первоначально предполагалось, что лодка затонула в точке 54-18N , 00-21W. Однако текущее положение затонувшего корабля свидетельствует о том, что информация была неверной.
6 - Миноносец Т54 подорвался на мине и затонул в Балтийском море (в ходе Моонзундской операции) у г.Лозерорта. Место гибели: 57-38N и 21-36O. Погибло 7 человек.
Миноносец S54 11 ноября 1910 года переименован в Т54, в годы войны использовался как тральщик
Для справки: Относился к типу S43-S65. Построено 23 единицы на верфи "Шихау". Заложен в конце 1889, вошел в состав флота 20 августа 1890 года.
По проекту: водоизмещение: 152 т (в полном грузу)/проектное - 127 т. Размерения: 44,2х5,0х2,7 м. Механизмы: одна трехцилиндровая паровая машина тройного расширения, 1 локомотивный котел. Мощность 1571 л.с. Скорость - 21,5 узла. Дальность плавания - 2160 миль (10 узлов), 650 миль (17). Запас топлива - 30 т угля. В 1909-1910 годах на орабль установили 1 военно-морской котел.
Вооружение: 1-37-мм револьверное орудие, 3-350-мм ТА. С 1893 года - установлено 1-50-мм орудие, позднее - тральное оборудование. Экипаж -16 человек. Применялся для опытов с нефтяным отоплением
К сожалению других подробностей гибели перечисленных кораблей найти не удалось
Источники: Шишов,А.А. Потери Военно-морского флота Германии в Первой мировой войне 1914-1918 гг. - СПб, 1996,104 с.; Groner E., Mickel P., Mrva F.-Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 3., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De,1982; Шеер, Р.Германский флот в мировую войну. 1914-1918. /Р.Шеер.- М.:Эксмо, Изографус; СПб.: Terre Fantastica, 2002.- 672 с.; ВМС Германии. 1914-1918 (Справочник по корабельному составу)/Морская коллекция, 1996, № 3. - 26 с.; Гибсон, Р. Германская подводная война 1914-1918 гг./Р.Гибсон, М.Прендергаст. - Мн.:Харвест, 2002. - 464 с.; Грэй, Э. Немецкие подводные лодки в Первой мировой войне. 1914-1918 гг./ Э.Грей. - М.:ЗАО "Центрполиграф, 2003. - 286 с.; Трубицын, С. Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии (1871-1918 гг.) /С.Б.Трубицын. - СПб: БКМ, 2000. - 112 с.;ВМС Германии. 1914-1918 (Справочник по корабельному составу)//Морская коллекция, 1996, № 3. - 26 с.