Найти тему
Navygaming Channel

Потери ВМФ Германии в годы Первой мировой,1917/ №86

Уточняем потери флота кайзеровской Германии в годы Великой войны. Вспомним потери в корабельном составе; с помощью обратной связи от читателей проверим сведения, которые бывают неточными. Рады обсуждению, вопросам, замечаниям и пояснениям, сделанным в вежливой форме. Благодарны за уточнения и дополнения, стараемся их использовать. Если предлагаете данные для корректировки - прошу указывать источник, который можно было бы добавить в текст статьи, или на основании которого можно скорректировать выявленные неточности.

1917 год

октябрь

2 - Плавказарма "Германия" выскочила на мель в р.Эмс (Германия), оставлена экипажем

2 - Парусное судно "Фортуна" (бывший французский "Лютис" или "Лютеция") взорван в заливе Кука.

История этого корабля достаточно интересна, изначально он назывался "Фортуной" и плавал под немецким флагом, пока не был захвачен французами, которые переименовали его в "Лютецию". Тем временем немецкий парусный рейдер "Зееадлер", действуя в Атлантическом и Тихом океанах, захватил или потопил 15 судов противника, однако вскоре ему изменила удача и он потерпел кораблекрушения на о. Мопелиа. Часть экипажа с командиром на шлюпке отправилась на поиски какого-либо судна, а тем временем их товарищи остались "робинзонствовать" на Мопелиа.

Немецкий рейдер "Зееадлер"
Немецкий рейдер "Зееадлер"

Но 5 сентября 1917 года к острову подошла французская шхуна «Лютеция», с которой заметили потерпевших крушение и французский капитан, увидев обломки «Зееадлера», согласился помочь за треть страховой суммы. Немцы согласились, «Лютеция» бросила якорь, к ней подошла шлюпка с вооруженными матросами и она снова была захвачена немцами. Французов и пленных с других захваченных еще «Зееадлером» шхун оставили на острове (их через трое суток спас японский броненосный крейсер "Идзумо", который искал немецкий рейдер).

Остов "Зееадлера" на рифах
Остов "Зееадлера" на рифах

Немцы вернули кораблю прежнее имя - "Фортуна" и двинулись на восток. Они планировали зайти на остров Пасхи и подготовить корабль к переходу вокруг мыса Горн, а дальше все еще надеялся вернуться на родину. Однако 4 октября 1917 года «Фортуна» налетела на необозначенный на карте риф и потерпела крушение. Экипаж смог добраться до острова Пасхи, где и был интернирован чилийскими властями до конца войны. Настоящая Робинзонада!

Рейдерство "Зееадлера"
Рейдерство "Зееадлера"

3 - Подводная лодка-минный заградитель UC14 подорвалась на мине и затонула у немецкой ВМБ Зеебрюгге (Фландрия). Погибло 17 человек, что подтверждается данными немецкого специализированного сайта.

Подводная лодка UC14, схема внешнего вида
Подводная лодка UC14, схема внешнего вида

По данным Х.Бендерта, районом операции для подводной лодки был назначен Стэнфордский пролив, юго-восточный подход к Лоустофту. 1 октября субмарина вышла из Зебрюгге, с тех пор от нее не было известий. Согласно официальным британским отчетам, мины в этом районе были обезврежены с 5 по 12 октября 1917 года. Это позволяет сделать вывод, что UC 4 все же могла успеть выставить мины и возвращалась на базу. 3 октября 1917 года в 22:15 сигнальные станции в Зебрюгге и Ноке заметили в море вспышку, за которой последовал сильный взрыв. Позднее тело командира было найдено в районе Тексел и там захоронено.

5 - Подводная лодка UB41 подорвалась на мине и затонула у побережья Англии. Погиб 21 человек, по данным немецкого специализированного сайта погибло 24 человека.

Подводная лодка типа UB41, схема внешнего вида
Подводная лодка типа UB41, схема внешнего вида

По данным интернета подтверждается, что подорвался на мине 5 октября 1917 года на восточном побережье Англии близ Скарборо. Обломки UB41 были обнаружены в августе 2003 года. Первоначально предполагалось, что лодка затонула в точке 54-18N , 00-21W. Однако текущее положение затонувшего корабля свидетельствует о том, что информация была неверной.

Место гибели субмарины
Место гибели субмарины

6 - Миноносец Т54 подорвался на мине и затонул в Балтийском море (в ходе Моонзундской операции) у г.Лозерорта. Место гибели: 57-38N и 21-36O. Погибло 7 человек.

Однотипный миноносец S-53 в базе
Однотипный миноносец S-53 в базе

Миноносец S54 11 ноября 1910 года переименован в Т54, в годы войны использовался как тральщик

Для справки: Относился к типу S43-S65. Построено 23 единицы на верфи "Шихау". Заложен в конце 1889, вошел в состав флота 20 августа 1890 года.
По проекту: водоизмещение: 152 т (в полном грузу)/проектное - 127 т. Размерения: 44,2х5,0х2,7 м. Механизмы: одна трехцилиндровая паровая машина тройного расширения, 1 локомотивный котел. Мощность 1571 л.с. Скорость - 21,5 узла. Дальность плавания - 2160 миль (10 узлов), 650 миль (17). Запас топлива - 30 т угля. В 1909-1910 годах на орабль установили 1 военно-морской котел.
Вооружение: 1-37-мм револьверное орудие, 3-350-мм ТА. С 1893 года - установлено 1-50-мм орудие, позднее - тральное оборудование. Экипаж -16 человек. Применялся для опытов с нефтяным отоплением
Место гибели миноносца
Место гибели миноносца

К сожалению других подробностей гибели перечисленных кораблей найти не удалось

Источники: Шишов,А.А. Потери Военно-морского флота Германии в Первой мировой войне 1914-1918 гг. - СПб, 1996,104 с.; Groner E., Mickel P., Mrva F.-Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 3., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De,1982; Шеер, Р.Германский флот в мировую войну. 1914-1918. /Р.Шеер.- М.:Эксмо, Изографус; СПб.: Terre Fantastica, 2002.- 672 с.; ВМС Германии. 1914-1918 (Справочник по корабельному составу)/Морская коллекция, 1996, № 3. - 26 с.; Гибсон, Р. Германская подводная война 1914-1918 гг./Р.Гибсон, М.Прендергаст. - Мн.:Харвест, 2002. - 464 с.; Грэй, Э. Немецкие подводные лодки в Первой мировой войне. 1914-1918 гг./ Э.Грей. - М.:ЗАО "Центрполиграф, 2003. - 286 с.; Трубицын, С. Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии (1871-1918 гг.) /С.Б.Трубицын. - СПб: БКМ, 2000. - 112 с.;ВМС Германии. 1914-1918 (Справочник по корабельному составу)//Морская коллекция, 1996, № 3. - 26 с.