Информационно-творческий проект
«Развивающие игрушки из фетра»
Автор:
учитель:Ширяева Олеся Геннадьевна
Тип проекта:
среднесрочный, открытый, коллективный, информационно-творческий,
практико - ориентированный.
Аннотация к проекту.
Игрушка - предмет, предназначенный для игры.
Изготовление игрушек, один из видов декоративно прикладного творчества, в котором сочетается большое разнообразие элементов рукоделия: аппликация, шитье, вышивка, декорирование. Изготовление развивающих игрушек для детей из фетра становится трендом нашего времени. Относительно несложная технология работы с фетром, доступность и разнообразие материала, а так же быстрое получение красивых изделий в конце работы. Работая с разноцветным, ярким мягким фетром ученики получат положительные эмоции, и детям захочется экспериментировать с данным материалом.
Необходимость проекта:
Игрушка служит целям умственного, эстетического, нравственного и физического развития ученика, помогая ему познавать окружающий мир.
Создавая развивающую игрушку своими руками, обучающиеся приучаются к осмысленной деятельности, что способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Так же, работая с интересным материалом, у детей с ОВЗ развивается художественное творчество. Дети чувствуют себя нужными, изготавливая игрушку для кого- то конкретного. Игрушки позволяют также более естественно организовать общение ребёнка с родителями и педагогами, что является в современном мире весьма актуальной проблемой.
Фетр – удивительно приятный материал! Ведь в отличие от ткани фетр не осыпается, не требует обработки края, не тянется, легко кроится, и детали легко сшиваются без наметки. Фетр – не что иное, как войлок, выполненный из шерсти кролика или козы. Различается он своей плотностью и толщиной.
Сейчас очень популярные развивающие игрушки из фетра, детские книги, или мягкие игрушки.
Цель проекта: сформировать потребность в совершении добрых поступков, в сострадании и отзывчивости, добром отношении друг к другу, сделать выполнение добрых дел привычкой, заразить этой идеей всех, кто нас окружает. Познакомить учеников с умственной отсталостью с историей появления игрушки, обучить технологии работы с фетром и сопутствующими материалами, раскрыть творческие способности каждого ребенка, развивать художественный вкус через творческую деятельность.
Задачи:
-Формировать умения собирать информацию, систематизировать ее.
-Развивать навыки исследовательской деятельности.
-Развивать навыки ручного труда.
-Привлечь родителей к активному участию в воспитательном процессе.
-Оказание социальной помощи.
-Формирование высокого уровня социальной ответственности учащихся.
-Формирование социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков учащихся.
-Использование имеющихся в учреждении наработок и воспитательного потенциала для организации социально значимых дел.
-Познакомить детей с историей возникновения игрушки.
-Познакомить с готовыми вариантами развивающих игрушек из фетра.
-Вызывать желание детей создавать развивающие игрушки своими руками.
-Освоить элементарные приемы кроя и шитья.
-Развитие дизайнерских способностей.
-Прививать этические и эстетические нормы.
-Воспитание трудолюбия, самостоятельности, ответственности .
Участники проекта:учитель трудового обучения, классный руководитель, воспитатель, обучающиеся 5 класса, родители, школьный психолог.
Условия реализации проекта:
-возможность использования ИКТ,
-заинтересованность детей и родителей, системность работы.
Материально – техническая база:
-наличие материалов и инструментов: фетр разных цветов, нитки катушечные - разных цветов, иглы, картон, ножницы, иголки, ручки, карандаши, мел, клей ПВА, клей пистолет, альбомы с выкройками, цветные ленты, пуговицы, элементы отделки.
Объект проектной деятельности:развивающие игрушки из фетра.
Предмет проектной деятельности: технология изготовления развивающих игрушек из фетра.
Педагогические принципы для реализации проекта:
Принцип взаимодействия и сотрудничества.
Принцип успешности и доступности.
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип деятельностного подхода.
Методы реализации проекта:
Частично-поисковый, поисково-аналитический, демонстрационный, практический, творческий, проблемный, сравнительный, наблюдение, анализ, чтение, систематизация, сбор фотоматериалов, беседы, наблюдения, консультации, работа с интернет - ресурсами.
Формы реализации проекта:
Классный час, мастер класс, беседа, родительское собрание, ручной труд, совместная деятельность обучающихся и родителей, беседы, мастер-класс, занятие, дружеские посиделки, итоговый конкурс.
Гипотеза: во время реализации проекта ученики должны освоить технологию выполнения работы с таким материалом как фетр.
Мы предположили, что можно сделать оригинальную развивающую игрушку из фетра своими руками, и подарить ее в кабинет психолога для развивающих занятий с детьми.
Социальная значимость проекта: каждый человек хоть раз в жизни хотел сделать полезное дело. Подумав, мы решили, что развивающая игрушка из фетра созданная своими руками будет наилучшим выбором. Занятия данным видом рукоделия способствует развитию художественного вкуса не только у детей, но и у взрослых. Развитие творческой активности, воображения и мышления, а также усидчивости и аккуратности. Передача игрушки в кабинет психолога для работы с другими детьми.
Планируемые результаты:
- Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения полученных знаний;
-Приобретение учениками навыков социального общения с взрослыми и сверстниками в ходе совместной творческой деятельности.
-Формирование положительных взаимоотношений между детьми и родителями, проявление интереса к совместной творческой деятельности.
-Закрепление знаний о развивающих игрушках из фетра.
-Знать правила организации рабочего места и правила поведения и техники безопасности на занятиях при работе с острыми, колющими и режущими предметами;
- Знать и применять технологию выполнения изделия по выкройкам;
- Уметь выполнять простейшие швы;
- Владеть приемами работы с фетром и аксессуарами;
- Уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки.
-Обретение опыта социально активной деятельности учащихся.
-Формирование необходимости совершения добрых дел;
-Осознание участниками проекта в процессе деятельности его социальную значимость.
-Отработка на практике модели реально действующего социального проекта, который может стать традицией учреждения;
-Создание положительной ценностной мотивации участников образовательного процесса.
План реализации проекта.
Сроки прове-
-дения.
Содержание этапа.
Планируемые мероприятия.
Деятельность
учителя.
Деятельность обучающихся.
Деятельность
родителей.
1этап. Подготовительный.
Февраль
1неделя
2018г.
Ознакомление с целями и задачами проекта. Выбор активной группы.
Проведение родительского собрания совместно с обучающимися.
Проводит собрание, на котором знакомит обучающихся и родителей с проектом, ставит цели и задачи.
Участвуют в собрании, планируют дальнейшую деятельность.
Участвуют в собрании, планируют дальнейшую деятельность.
2 этап. Основной.
Февраль
2неделя
2018г.
Изучение истории возникновения развивающей игрушки
Подготовка докладов.
Организация доступа к нужной литературе и интернет источникам.
Работа с литературой и интернет источниками.
Помогают ученикам оформить выступление.
Февраль
3неделя
2018г.
Классный час.
Выступления учеников.
Организует классный час.
Выступают на классном часе.
Февраль
4неделя
2018г.
Классный час
Знакомство с материалом «ФЕТР».
Организует классный час
рассказ учителя.
Слушают учителя,
участвуют в обсуждении.
Март
1неделя
2018г.
Технология изготовления развивающих игрушек из фетра.
Беседа о технике безопасности. Знакомство с качествам и свойствами фетра.
Проводит мини урок.
Дети воспринимают материал в готовом виде.
Обсуждение услышанного. Учатся высказывать свое мнение.
Март
2неделя
2018г.
Практическая работа.
Классификация ручных стежков. Материалы,
виды швов, технология пошива игрушки.
Показ выполнения стебельчатый шов,
тамбурный шов, крестом,
обметочного, петельного и назад иголкой швов.
Отработка выполнения швов дома с детьми.
Отработка на картоне выполнения различных видов швов.
Март
3неделя
2018г.
Круглый стол.
Разработка различных вариантов развивающей игрушки.
Подготовка образцов и выкроек.
-Составляет список материалов для изделия.
-Организует изготовления подарка.
Изучают образцы, выбирают выкройку.
Подготавливают поделочный материал.
Март
4неделя
2018г.
Конкурс рисунков
«Придумай и нарисуй развивающую игрушку».
Организует конкурс, оценивает результаты.
Придумываю игрушку, делают наброски и выкройку.
Придумывают вместе с ребенком игрушку, помогают сделать наброски.
Апрель
1неделя
2018г.
Практическая работа.
Изготовление выкройки для игрушки, перенос выкройки на фетр.
Оказывает помощь ученикам.
-Изготавливают выкройку.
-Перенос ее на ткань, подготовка деталей.
Помогают детям сделать выкройку игрушки.
Апрель
2неделя
2018г.
Практическая работа.
Изготовление игрушки из фетра вместе с родителями.
Оказывает помощь ученикам.
Изготавливают
изделие, декорируют его.
Оказывают помощь детям.
Апрель
3неделя
2018г.
Итоговое оформление и декорирование игрушки из фетра.
Окончательная обработка развивающей игрушки.
Оказывает помощь ученикам.
Изготавливают
изделие, декорируют его.
Оказывают помощь детям.
3 этап. Заключительный.
Май
1неделя
2018г.
Итоговая выставка.
Итоговая выставка.
День открытых дверей.
Организация выставки.
Оценивание детских работ.
Вручение призов.
Май
2неделя
2018г.
Подарок в кабинет психолога.
Организация посещения кабинета психолога.
Дарят игрушки психологу.
Оценка результатов проекта
Технологичность: работы выполнены по рациональной технологии, из доступных материалов, имеющихся инструментов. Шаблоны правильно подобранны.
Безопасность: изготовление проводилось в полном соответствии с требованиями безопасности.
Посильность: работа соответствует уровню подготовки учеников 5 класса коррекционной школы.
Эстетичность: гармоничные сочетания цветов, соответствует стилю. Данная игрушка послужит отличным украшением вашего интерьера. Также её можно подарить своим близким и родным.
Значимость: сделаны собственными руками, с любовью.
оответствие целевому назначению: благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей и взрослых, каждая игрушка выполняет свое функциональное назначение.
Итак, фетр является одним из самых популярных материалов для поделок. Из него шьют рождественские носки для подарков, вырезают детали аппликаций, шьют мягкие и развивающие игрушки. Играть намного приятнее игрушками, которые ученики сделали своими руками, нежели купили в магазине. Да и таких оригинальных игрушек больше ни у кого не будет!
Родители и педагоги являлись активными участниками всего процесса, помогали детям на всех этапах проекта, что позволило получить в итоге более сплоченный коллектив в классе. Проект показал высокий результат совместной работы участников проекта. Дети с удовольствием выполняли все задания, изготавливали игрушки и продумывали детали оформления. С огромной гордостью ученики подарили свои изделия в кабинет психолога.
Список рекомендуемой литературы:
1.Ольга Груша: Яркие поделки и аппликации из фетра Издательство: Феникс, 2015 г.
2. Мария Антюфеева "Фигурки из фетра и молний" Издательство: АСТ-Пресс, 2014
3. Поделки из фетра, Волшебная мастерская.феникс,2015г.
4. Игрушки и аксессуары из фетра. Феникс 2016г.
Интернет ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Игрушка
Приложение
Историческая справка
Фетр (от французского feutre - войлок) - это особенный нетканый материал, полученный валянием пуха кролика, зайца, отходов меха пушных зверей ценных пород, а также овечьей шерсти. Фетр производится с помощью нагревания, увлажнения, трения, бывает разной толщины и самых невероятных цветов.
Валять грубую ткань из овечьей шерсти научились азиатские кочевники ещё в период неолита. Использовали такую валяную ткань для изготовления домов – юрт и для одежды. Чуть позже стали делать красивые войлочные ковры. Когда «одомашнили» овец, техника валяния шерсти усовершенствовалась. Тем не менее, в те времена это был очень трудоёмкий процесс, но за то не требовалось создавать какие-либо механизмы. Для изготовления войлока нужны были только ловкие руки, овечья шерсть и горячая вода.
Валяние возникло и развивалось независимо друг от друга, во всех странах и регионах, где были одомашнены овцы, лошади, козы: Тибет, Памир, Алтай, Кавказ, Карпаты, Балканы, Передняя Азия (Иран, Афганистан), а также в Финляндии, Норвегии и Перу.
В последующие века появились более тонкие современные и изящные ткани. Из овечьей шерсти продолжали валять только валенки, и ещё изготавливали фетровые шляпы.
Возвращение фетру былой популярности произошло благодаря выдумкам дизайнеров. Появились различные мелкие аксессуары, цветы сумочки из фетра и другие украшения.
Сегодня фетр вновь любимый материал и не только у надомных дизайнеров, практичность и красоту фетра осознали и крупные производители. В Америке в национальном музее дизайна Cooper-Hewitt даже проводятся выставки изделий из фетра Fashioning Felt.
Игрушки из фетра
Этот вид рукоделия в России стал очень известным в последние несколько лет. В зависимости от сложности изделий, их могут шить как взрослые, так и дети. В настоящее время в магазинах с материалами для творчества стали продавать различные детские наборы с уже скроенными деталями игрушек из фетра, а также безопасными пластмассовыми иглами. Обычно в деталях уже сделаны дырочки, поэтому, дети могут самостоятельно осваивать искусство шитья поделок из фетра своими руками.
Существует две разновидности фетра: мягкий и жесткий. В жестком фетре обычно присутствуют помимо натуральных, ещё искусственные компоненты. Но его преимущество в том, что он со временем не теряет форму и из него легче шить поделки и игрушки. Мягкий фетр используют чаще для шитья объёмных игрушек. Вне зависимости от толщины фетр всегда легок и прочен. Принципом изготовления он похож на бумагу и так же как бумага, легко режется, не осыпается по краям, в тоже время легко шьется и приклеивается. Он хорошо держит форму. Его легко применять: фетр из-за своей структуры, позволяет изготовить такие мелкие детали, как клювы птиц, крылья, лапы, глазки без применения швов, так как обметывать фетр не нужно, а если нет желания шить, то его можно просто приклеить. Было бы даже странно, если бы рукодельницы не обратили на него (на фетр) своего внимания.