Что делаете вы, господа и дамы, когда вам вдруг приспичило узнать погоду в Тюмени по случаю предстоящего в эту Тюмень авиаперелета? Лезете в интернет или звоните родственникам? Логично, не поспоришь. Но насколько точно? Все-таки аэропорт Рощино расположен в десятке километров от города. Гораздо надежнее посмотреть погоду непосредственно на аэродроме. Бонусом будет то, что именно этот же прогноз будет использовать и экипаж, при принятии решения на вылет! Есть и другой вариант - очень часто в отчетах о различных авиационных происшествиях используют именно такой формат описания погоды. В любом случае, для людей интересующихся авиацией это знать будет интересно. А главное - сложного тут ничего нет! Ну и в конце концов - сами просили написать статью о коде METAR.
Итак, называется этот прогноз TAF (Terminal Aerodrome Forecast) – прогноз погоды на аэродроме на ближайшее время. Кроме того, есть еще METAR (METeorological Airdrome Report) – фактическая погода на аэродроме и SPECI (Aviation selected SPECIal Weather Report - специальная метеорологическая сводка). Где эти данные найти? Нет ничего проще! Нужно лишь знать четырехбуквенный код ИКАО нужного нам аэродрома. Для Рощино это USTR - Юниформ, Сиерра, Танго, Ромео! А далее по запросу вида "USTR TAF" мы получаем примерно вот такую шляпу:
TAF USTR 091938Z 0921/1021 VRB01MPS 2100 FU BKN016 TEMPO 0921/1006 0200 FU VV002 BECMG 1001/1002 22005G12MPS
На первый взгляд это просто набор цифр и букв. Но, если приглядеться повнимательнее то... там есть логика. Да даже сейчас наверняка вы увидели уже знакомые вещи!
1. TAF - говорит нам о том, что это именно краткосрочный прогноз.
2. USTR - прогноз составлен для аэропорта Рощино.
Так ведь, да?
А вообще этот код абсолютно стандартен и состоит из следующих групп:
Тип сводки - аэропорт - дата/время - срок действия (только для прогноза) - ветер - видимость - погодные явления - облачность - температура/точка росы - давление QNH - состояние ВПП - тренд - примечания.
Поехали сверим:
1. Тип сводки - TAF - прогноз.
2. Аэропорт - USTR - Рощино.
3. Дата/время - 091938Z
09 - прогноз составлен 09 числа текущего месяца,
1938 - в 19 часов 38 минут
Z- по всемирному скоординированному времени (Coordinated Universal Time - UTC в радиообмене заменяется словом Zulu - Z).
4. Срок действия - 0921/1021 - 09 число 21 час/10 число 21 час.
5. Ветер - VRB01MPS
VRB - без определенного направления
01 - сила ветра
MPS - единицы измерения - метры в секунду.
6. Видимость - 2100 - дальность видимости 2100 метров, то есть не очень много.
7. Погодные явления - FU - это дым.
8. Облачность - BKN016
BKN - значительная
016 - эшелон 016, то есть 1600 футов.
9. Температура/точка росы - отсутствует.
10. Давление QNH - отсутствует.
11. Состояние ВПП - отсутсвует.
12. Тренд - TEMPO - ожидается
А дальше идут уже узнаваемые вещи, верно?
0921/1006 - явно тут речь о периоде с 09 числа 21 часа по 10 число 06 часов
0200 - видимость всего 200 метров
FU - мы уже знаем - это дым.
VV002 - вертикальная видимость - 200 футов...
И снова тренд - BECMG - это изменения в которых можно быть уверенным
1001/1002 - с часу до двух ночи 10 числа
22005G12MPS - ветер будет 220 градусов 05 метров в секунду с порывами до 12 (G12).
Разумеется, есть куча всяких обозначений, которые нормальный человек вряд ли должен помнить. Это нормально. Я пользуюсь этими прогнозами постоянно и то, вполне могу забыть, что такое TSDS, например (гроза с пыльной бурей). Есть шпаргалки:
Не настолько важно помнить абсолютно всё, главное - понять структуру этого кода и запомнить несколько основных обозначений. Давайте-ка... Возьмем погоду Мурманска и еще раз посмотрим как устроен код:
ULMM 092100Z 16002MPS 9999 SCT033CB 04/04 Q1018 R13/150070 NOSIG RMK QFE757
Факт/прогноз - отсутствие значения - это точно фактическая погода
Аэропорт - ULMM - Мурманск
Дата/время - 092100Z - 09 число 21 час 00 минут по UNC
Cрок действия (только для прогноза) - отсутствует
Ветер - 16002MPS - 160 градусов, 02 метра в секунду
Видимость - 9999 - 10 километров
Погодные явления - отсутствуют
Облачность - SCT033CB - отдельная разбросанная, на высоте 3300 футов, кучево-дождевая
Температура/точка росы - 04/04 - +04 градуса/+04 градуса
Давление QNH - Q1018 - 1018 ГПа
Состояние ВПП - R13/150070 - полоса 13, после косой черты: 1- влажно, 5-до половины площади ВПП, 00 - толщина осадков менее 1 мм, 70 - коэффициент сцепления 0,7.
Тренд - NOSIG - без изменений
Примечание - QFE757 - давление QFE 757 мм рт.ст.
А можно пойти и обратным путем! Давайте что-нибудь напророчим, к примеру, выдуманным Тьмутараканцам в выдуманном аэропорту UTTM!
Пусть у них будет ураганный северный ветер, ливневый переохлажденный дождь с гололедом, видимость 800 на 60 метров и безумно скользкие полосы! Так им:
TAF UTTM 092358Z 0921/1021 00025G40MPS 0800 FZSHRA OVC005 VV002 03/03 Q998 88/SNOKLO TEMPO 1002/1005 GR
Я б туда в такую погоду - не полетел!