19 февраля родился Константин Дмитриевич Ушинский. Отец русской педагогики. Сегодня ему 200 лет.
К.Д. Ушинский фигура настолько масштабная и значимая для русской мысли, что переоценить его огромность трудно.
Философ свою жизнь и свой гигантский талант посвятил вопросам образования человека: воспитанию и становлению человеческой личности.
Образование по Ушинскому – это не только передача знаний от одного поколения к другому. Это прежде всего – созидание новых смыслов, новых идей, новых форм жизни в неотрывной связи от практического и нравственного бытия человека, от народной и национальной самобытности.
К.Д. Ушинский утверждал, что педагогика не может быть только наукой. Педагогика – это прежде всего искусство, где научное знание только часть этой широкой и глубокой жизненной области, в которой происходит возрастание личности, формирование гражданского самосознания человека. Поэтому Ушинский считал, что сводить образование к только науке - нельзя. Любая наука ведет к односторонности. Назвавшись наукой педагогика сама себя обокрала, оторвавшись от других фундаментальных сил жизни: от традиции, веры, церкви, нравственности, от интуиции и сердца.
Эту целокупность духа и тела, знания и практики, Ушинский и стремился в своих трудах вернуть русской педагогике и русскому образованию, по сути, создав новую научность – «образовательное знание». Знание образующее в человеке человечность, развивающее внутренние силы личности. И в этом он сделал вызов буржуазно-капиталистическому миру, водрузившему материальные ценности на стяги развития цивилизации, в ущерб культурному и духовному становлению личности. Первым, кто наступил на горло этому звериному утилитаризму, где человек только ресурс, вещь, используемая для развития мирового рынка, где все продается и покупается, был К.Д. Ушинский.
К.Д. Ушинский философ, мыслитель мирового масштаба. Его труды касаются не только педагогики. Мысль Ушинского имеет цивилизационное измерение для русского человека. Для нас он важен потому что - он, в принципе, как и Достоевский, и Пушкин, и Чайковский, показал, что педагогика, как, и русское слово, и русская мысль, и музыка, берут начала из недр народного духа, народной жизни, и вне национального самосознания русский человек существовать не может. Русскому способу бытия чужда любая абстракция, если она не приложима к жизни и не воплощена в жизнь, в человеческое тепло и любовь. Именно этот принцип, забытый нами, что все у нас имеет жизненное и нравственное измерение, должен вернуться в основы нашего образования. Идея, философия, наука, отделившиеся от традиции, от веры в Бога, от системы духовно-нравственных ценностей, приводят общество к потере самобытности, превращению человека в безликий ресурс и материал, который используют в своих интересах чужеродные силы, как внутри страны, так и из вне.
И школа – это первостепенно развитие мысли в детях, развитие духа и целостности в юном человеке. Знание, оторванное от традиции и от духовной установки - оскудевает и вырождается. А если знание вырождается, теряет свое эмпирическое бытие и нравственную приложилось в жизни, то и человек вырождается в такой системе. И сколько раз мы наступали на одни и те же грабли в этом отношении, пытаясь забыть свои корни, свои духовные ценности, Господи помилуй!
Если Пушкин поставил русское слово на высочайший уровень и заложил систему ценностных координат русской литературы, то Ушинский сделал такого же масштаба прорыв в сторону самобытности нашего национального образования. И именно Ушинский доказал и показал в своих трудах, что образование и воспитание – это не отдельные функции человеческой жизни, этапы и ступеньки к профессиональной карьере, условия приобретения чинов и статусов; народное образование и воспитание по Ушинскому – это фундаментальные основания человеческого бытия, личностное возрастание, одухотворение человеческой природы. Образование и воспитание человека – это единственное условие, где человек становится личностью, свободным творцом своей жизни и жизни своего народа. Становится субъектом истории.
Но главное, что сегодня упущено в нашей системе образования, (про личность и свободу оторванную от народной истории мы много слышим из уст современных бездарных педагогик), и что в своих трудах развивал К.Д. Ушинский – это идея становления народного самосознания, народной души, соборности народного духа. Мы ошибаемся, думая, что личность может обойтись без своей национальной истории; без своего отечества, оторвавшись от исторической и религиозной самобытности, сможет получить самодостаточное бытие. Мы ошибаемся, что русского человека можно сделать космополитом, навязав ему чуждые общечеловеческие, которые уже давно бесчеловечные, иди – все это беспочвенный субъективизм, заразивший весь мир, как вирус. И мы гибнем от этой болезни.
Национальное единство, традиция, язык, вера – это необходимые факторы обретения личностной и гражданской зрелости человека, его свободы.
Именно за этот национальный компонент: за народность и христианство, как идеологическую и нравственную основу русского воспитания, за эту установку что «человек – это образ Божий», и не могут простить Ушинского всех мастей атеисты – идеологи разрушения христианского мира, форпостом которого всегда была и есть Россия. И всегда, когда русский народ, отходил от свой христианской сути он дорого расплачивался за свое отступничество.
За эту христианскую природу мысли, за защиту духовности в человеке, за эту особую научность, которая всегда у нас воплощается в нравственном измерении, и выгнали просвещенцы буржуазного мира К.Д. Ушинского из научно-педагогического и народного сознания. Поэтому и забыто имя великого педагога.
Мы предали своего учителя, кинувшись образовываться по методичкам чужеродных идей. От этого беспамятства мы и топчемся на месте, бросаясь – то к одним, – то к другим философиям. От этого забвения своего, мы и несем этот позорный комплекс неполноценности перед другими народами. Это вечное лакейство наше от того, что процентов 80 всех учителей в России сегодня и не вспомнят, если их вдруг спросить, как называется основной труд великого мыслителя, отца русской педагоги, К. Д. Ушинского. Это наша катастрофа.
А труды, К.Д. Ушинского, его мысль и философия должны быть основным предметом всех наших педагогических разговоров и споров, не только в учительских, но и на кухнях наших домов. Потому что Ушинский не только про школу и учителей, русский язык и математику – это про нашу с вами жизнь, про нашу свободу про наш ум и про нашу душу. Ушинского необходимо читать всем людям, кто говорит и мыслит на русском языке, и претендует на творчество и национальную независимость.
Пока нам до этого далеко. Но думаю, и верю, что все изменится скоро, и мы вернем свою духовную, интеллектуальную и материальную самобытность. И всех мастей узурпаторы нашей национальной свободы, верю, будут изгнаны из нашей культуры, нашего образования, и нашей жизни. А Константин Дмитриевич Ушинский, будет на нас взирать с портретов в наших домах и школах, как отец русской педагогики и великий мыслитель; будет вдохновлять нас жить и строить свое счастливое будущее, рожать и воспитывать детей. И книги его будут затерты до дыр не только учителями, но и всеми людьми, кто любит и ценит русское слово, русскую мысль и Русский мир.
Всех с днем рождения великого педагога, Константина Дмитриевича Ушинского.