Малыш появляется в мире, о котором он ничего не знает, к тому же он совершенно беспомощен. В первые месяцы жизни кроха адаптируется к новым условиям жизни: температуре, давлению, питанию. Сон и кормление - образ жизни малыша.
Первый объект, который ребёнок выделяет из окружающей действительности, - человеческое лицо. Возникает реакция сосредоточения на лице матери, которое сопровождается движениями и звуками - важное новообразование периода новорожденности. Называется эта эмоционально положительная реакция комплексом оживления. Комплекс оживления является базой для дальнейшего развития речи и мышления.
Малыш установил контакт со значимым для него взрослым. С этого момента взрослые становятся ответственными за развитие своего малыша.
Период от 0 до 6 месяцев характеризуется тем, что идёт интенсивное развитие через зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.
В зрительной системе крохи появляется слежение, сосредоточение, реакция на новое. Дальнейшее развитие всех движений малыша происходит под контролем органов восприятия.
Вот как это происходит: в хватательном движении ребёнок впервые движет руку к предмету под контролем зрения. Сначала ребёнок сосредотачивается на предмете, потом поднимаются ручки, он что-то ловит в воздухе и, наконец, схватывает предмет. На основе акта хватания у ребёнка развивается манипулятивная деятельность.
С 4 месяцев появляется реакция на новизну, которая заключается в длительном удержании взгляда на новом предмете.
Также у малютки развивается слуховое восприятие, в частности, реакция на голос матери. Уже в первые месяцы появляются разные типы голосовых реакций: гуканье, гуление.
При правильном и достаточном общении ребёнка и взрослого звуки, которые издаёт малыш, соответствуют звукам родной речи. Взрослый постоянно общается с ребёнком (разговаривает, ласкает), то есть насыщает ребёнка новыми стимулами для дальнейшего развития.
Если этого не происходит, то дефицит общения приводит к нарушениям в психическом развитии ребенка.
Вопрос: Как же играть с совсем ещё маленьким ребёнком, который ничего не смыслит в окружающем его мире?
1. Для того, чтобы возникло важное для развития действие - хватание, необходимо следующее: рука должна превратиться в орган осязания и "раскрыться". Первоначально кисть малыша сжата в кулачок, чтобы её раскрыть делаем массаж каждой кисти рук, с проговариванием потешек.
Например:
- "Сорока-белобока кашу варила...", взрослый большим пальцем своей руки делает массажные круговые движения по всей ладони малыша.
- Затем поглаживает каждый пальчик от основания до кончиков пальцев.
* Начиная с большого пальчика малыша делаем поглаживающие движения от кончиков до основания. - Затем максимально раскрываем ладошку и сжимаем в кулачок. Поглаживаем со словами: "Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка, этот пальчик - мама, этот пальчик - папа, этот пальчик - Я. Вот и вся моя семья".
Массаж можно делать используя мягкую махровую перчатку или варежку.
2. Хватание - первое организованное, направленное действие. Оно организуется взрослым и рождается как совместная деятельность ребёнка со взрослым. Поэтому необходимо малышу обеспечить разнообразие игрушек, которыми он может манипулировать. Королевой игрушек по праву можно считать погремушку. Она стимулирует и зрительное, и слуховое восприятие, мотивирует на сознательные, произвольные действия рукой, вырабатывает зрительное и слуховое сосредоточение на предмете.
Как играть с погремушкой?
- Вкладывать в ручку крохи погремушки из разных материалов: гладких, шершавых, мягких, твёрдых, шуршащих, показывая разные игровые движения: трогать, трясти, ощупывать, ударять о другой предмет.
- Погремушки яркого насыщенного цвета показывают ребёнку, привлекая его внимание. Когда ребёнок научился удерживать взгляд на интересном предмете, учат следить за ним, перемещая игрушку в пространстве: влево, вправо, вверх, вниз. Обязательно сопровождайте речью: "Где котик? Вот котик вверху! Котик убежал влево! Спрятался!"
3. Желательно иметь несколько погремушек с разным приятным звучанием и музыкальный мобиль в кроватку. Ориентируясь на звук, малыш учится узнавать, следить глазами, различать разные слуховые стимулы. Учится распознавать громкие и тихие звуки. Говорите ребёнку: "Послушай, как громко звенит колокольчик. Как тихо с тобой разговаривает рыбка."
В возрасте от 0 до 6 месяцев очень активно развивается мозг малыша - под воздействием различных стимулов созревают нервные клетки, образуя прочные нейронные связи между разными отделами мозга.