По данным Пензастата, в 2022 году производство молока в Сурском крае сократилось на 12,3 процента, хотя при этом наш регион сохранил первое место по надоям в Приволжском федеральном округе.
На днях губернатор Олег Мельниченко поручил активизировать работу по развитию молочного животноводства, поставив перед главами администраций муниципалитетов задачи: как можно быстрее доводить до аграриев бюджетные средства на поддержку этого направления, минимизировать риски снижения поголовья КРС.
Уговорил на ферму
Очевидно, что надежда возлагается в первую очередь на крупнейших игроков молочного рынка. Но свой вклад в развитие отрасли вносят и небольшие организованные хозяйства. Одно из них находится в селе Липовка Малосердобинского района.
В отличие от многих фермеров, сетующих на убыточность производства цельного молока и грозящихся пустить стадо под нож, супруги Алексей и Анжела Рыбаковы верят в свое дело. В 2020 году закупили поголовье КРС высокопродуктивной голштинизированной черно-пестрой породы, реконструировали коровник на развалинах бывшей колхозной фермы и уже через два года сработали в плюс, пусть и с незначительной прибылью. Планируют дальнейшее развитие. Пока в КФХ всего 70 голов КРС, но в ближайшее время их количество должно увеличиться до 100. Поэтому скоро начнется реконструкция второго коровника.
— Когда муж сказал, что собирается заняться животноводством, я в ужасе замотала головой: «Ни за что!», — поделилась Анжела Рыбакова. — Это не жизнь будет, а сплошная головная боль — ни сна, ни отдыха. У нас уже было 300 гектаров земли, где Алексей выращивал зерновые и подсолнечник. Без проблем сбывал урожай, растениеводство приносило доход. Весной отсеялся, в конце лета убрал, сложил в закрома — и зимуй спокойно. Но мужу хотелось развивать бизнес. Тем более он за скотиной с детства привык ухаживать: его родители всегда держали большое хозяйство, частенько и сам коров пас.
Алексей Рыбаков все-таки склонил жену на свою сторону. Анжела согласилась помогать при условии, что обязанности будут строго разграничены: глава семьи занимается непосредственно фермой, она – ведет бухгалтерию. Причем науку бухучета ей, выпускнице факультета русского языка и литературы, а ныне чиновнице отдела Пенсионного фонда в Малосердобинском районе, пришлось постигать с азов, на практике.
Кредит взять можно, только осторожно
К тому времени у семьи скопился небольшой стартовый капитал, но на полноценную, пусть и маленькую, ферму требовались дополнительные средства. Помогло государство: Рыбаковы выиграли грант в 4,5 млн рублей по программе «Агростартап». На эту сумму приобрели нетелей, сельхозтехнику и оборудование для фермы.
— Грант нам здорово помог, — утверждает Алексей. — Но тут нужно быть предельно внимательным, ведь деньги не просто так даются. Вкладывая их в твое производство, государство хочет получить работающее сельхозпредприятие. Каждый рубль должен тратиться только на развитие фермы: что указал в бизнес-плане, на то и расходовать средства. Все отчеты следует сдавать вовремя, иначе наложат большие штрафы, а то и всю сумму потребуют вернуть. Спасибо Анжеле, которая строго за этим следит.
Пользуются Рыбаковы и льготными банковскими кредитами, но также осторожно.
— Малому бизнесу, особенно в сельском хозяйстве, — считает Алексей, — лучше рассчитывать на собственные средства и иметь параллельный источник дохода. А если случится, не дай бог, падеж скота? Кредит все равно придется отдавать — банк проблемы разорившегося фермера не интересуют. Опять же прибыль даже при успешном раскладе появляется не сразу. В первые годы хозяйство в прямом смысле кормить фермера будет, а деньги приносить — нет.
От малого — к большому
Рыбаковы говорят, что доходов КФХ хватает пока только на покрытие расходов, особенно зимой, когда падают надои. Большим подспорьем послужило то, что подросло первое поголовье телят, родившихся уже на ферме. Телочек оставили для расширения дойного стада, а откормленных бычков сдали на мясо. Вырученные за их реализацию деньги оказались как нельзя кстати, когда подошел срок уплаты налогов.
Проблем со сбытом молока у фермеров нет. Продукцию сдают перекупщику в соседнем Колышлейском районе. Хотелось бы, конечно, работать напрямую с молокоперерабатывающими заводами, но объемы производства пока скромные, ближайшее предприятие находится далеко от Липовки — невыгодно возить. Приходится смиряться с ценами, которые устанавливает перекупщик, они гораздо ниже желаемых, но зато стабильность. Излишки продукции, уже по розничным ценам, охотно раскупают жители Малосердобинского района — им нравится качественное молоко.
Корма в КФХ заготавливают сами, на зиму дополнительно закупают для животных свекловичный жом. Весной планируют увеличить площадь посева кормовых трав. В этом году ввели в оборот около 80 гектаров залежных земель. Необходимая техника для проведения полевых работ есть: трактора, комбайны, навесные агрегаты — кстати, все российского и белорусского производства.
Сегодня в Липовке всего 240 жителей, преимущественно пенсионеры. Работоспособное население перебирается в крупные села и города. КФХ Рыбаковых — единственное организованное хозяйство в окрестностях. И поэтому даже четыре рабочих места, созданных здесь, — уже хорошо! А в дальнейшем их прибавится.
Все стадо обслуживают доярка Елена Журлова и скотник Ян Мариенко, местные жители, которым долго не удавалось найти постоянную работу.
В холодное время года животные находятся в коровниках, на привязи, а летом – на свободном выпасе, благо рядом 40 гектаров поймы. Для 70 коров этого вполне достаточно.
Алексей Рыбаков убежден, что, несмотря на невысокую рентабельность и трудоемкость, сельским хозяйством заниматься можно и нужно. По крайней мере, он себе другой жизни не представляет и мечтает когда-нибудь стать владельцем крупной современной фермы как минимум с полуторатысячным поголовьем.