Начну с того, что сегодня у нас неделя "О страшном суде". Почему суд, и чем он “страшен”?
Согласитесь мы живем в такое время, когда кажется, что всадники Апокалипсиса проносятся рядом с нами, и сама смерть дышит нам в лицо. “Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это – начало болезней”. (Мк.13:8) Такое впечатление, что это всё сбывается на наших глазах.
Почему же суд? Потому что внезапный, а почему страшный? Потому что неизвестно, что решит судья: оправдает, или в тюрьму отправит. Ну в смысле - в “геенну огненную”. Особенно, если учесть, что не совсем понятно по каким критериям, будут оценивать. Кто грешник? Если не можем и дня прожить, чтобы не согрешить, то кто может быть оправдан?
Давайте посмотрим на происходящее с другого ракурса, иногда это бывает полезно. Вот произошло это чудовищное землетрясение в Турции, и мы до сих пор не представляем себе масштаб бедствия, когда целый город постепенно уходит под воду - это говорит само за себя. Но ведь люди всегда знали, что этот район является сейсмоопасным, следовательно, там необходимы специальные строительные технологии, которые давно известны и отработаны. Почему же мы видим новостройки, которые складываются в один миг, словно карточные домики?
Посреди всего этого информационного цунами незамеченной осталась новость, что в одном небольшом городе, находящемся в самом эпицентре, не обрушилось ни одного здания. Оказывается мэр долгие годы сопротивлялся самострою, и не принимал проекты, не соответствующие нормам безопасности. Представляете, каково это - бороться в одиночку со строительным лобби, с его огромными финансовыми ресурсами, не брать взятки, и устоять под давлением? И ведь, не случись землетрясения, мы бы ничего и не узнали о нарушениях технологии строительства и откатах, - все новостройки стояли бы себе преспокойненько. То же самое - не случись война, мы не узнали бы о масштабах хищения в армии: в мирное время кому какое дело, сколько там снарядов на складах, и все ли танки на ходу? Заплатил проверяющему, и воруй сколько сможешь.
Но приходит он - “Страшный суд”, внезапно, как и обещал Спаситель, и всё тайное становится явным. Землетрясение явным образом показывает, в каком городе мэр взяточник и коррупционер, а в каком - герой-праведник. Вот это и есть “грех”, а не то, чтобы в среду скоромного не вкушать, и креститься тремя перстами - от этого никто не пострадает. Только во время “суда” вскрывается истинная суть человека, невидимая до поры. Когда простой человек изо дня в день продолжает добросовестно исполнять свои обязанности, это никто не замечает и не оценит, но в такие дни, всё становится очевидным.
Помните случай на нашем севере, где на заброшенном аэродроме остался единственный смотритель, который продолжал ухаживать за взлетной полосой. Он каждый день косил ростки, понимая, что если дерево вырастет, то оно своими корнями разрушит бетонную поверхность, сделает её неровной, и посадка самолета в этом месте неминуемо приведет к крушению. Мы бы никогда не узнали об этом человеке, не случись того инцидента, когда самолет терпел бедствие и ему нужно было срочно совершить посадку, и это был единственный аэродром в океане леса вокруг. Благодаря многолетним усилиям одного человека множество человеческих жизней были спасены. Вот где проходит грань “грех” - “не грех”.
Скажу так, да, мы действительно грешим каждый день, поступая неправильно из-за лени, алчности или ещё чего. Но именно поэтому время суда и становится “страшным”. Не соверши мы столько неправильных поступков в свое время, не было бы всех этих трагедий сейчас. Ведь это не рептилоиды с планеты Нибиру устраивают нам все это, а мы сами. Не греши мы каждый день, не было последствий землетрясения, да и войн с эпидемиями, я думаю, тоже не было бы. Если бы мы построили справедливое общество, в котором каждый человек ценен, где не правил бы капитал, то не было бы всего этого кошмара вокруг.
Духовный закон №1
Я для себя сформулировал его так: Закон роста. Иисус говорит: “Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом”. (Лк.16:10) Мы сейчас рассмотрели примеры, когда люди были верными “в малом” - исполняли то, что могли, над чем были поставлены. Мы толкуем Евангелие превратно, думая, что большое, которое будет нам доверено по нашим заслугам, - оно где-то в будущем, что-то грандиозное, “о чем не слышало ухо, и не видел глаз”. На самом деле Иисус никак не разделяет это “малое” и “большое” - это одно и тоже, но в разное время. Просто то, что было малым со временем выросло, и стало большим. И если ты был верен в малом, то останешься верным и в большом. Всё вырастает: из зерна получается дерево, - если поливать его каждый день, то со временем станешь обладателем большого. И будешь наслаждаться множеством плодов. Из ребенка вырастает человек. Если не потерять с ним контакт в раннем возрасте, то со временем он станет тебе большим другом.
И вот тут мы приближаемся к самому любопытному, рецепту спасения на страшном суде от самого Иисуса. “Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне”. (Мф.25:40) Иисус называет наших близких, во-первых, братьями, а во-вторых, меньшими. Это значит, что Он признает, что любой человек может вырасти до уровня Христа. “Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься”... (Мф 20:22) Иисус не противопоставляет себя людям, не возносится над нами: Он воплотился, чтобы быть среди равных, только так мы смогли бы Его принять. И это равенство дает нам потенциал для роста, просто мы должны помогать друг другу, “делать” дела любви, помогая брату вырасти. А уж когда вырастет, мы обретем Христа - в другом человеке, но это будет уже не малое стадо, а великая Церковь верных.
Что-то я разошелся, обещал же без пафоса. Ладно, больше не буду.
Иисус сам сформулировал этот закон, когда сравнил Царствие Небесное с горчичным зерном, самым маленьким из семян, но которое вырастает в большое дерево, так что и птицы небесные вьют себе гнезда в его ветвях.
Аминь.