Найти тему

Архетип мученика - вот почему я не хочу больше страдать!

Оглавление

Архетипы — это первообразы, так или иначе навязанные нам подсознанием: нашим собственным, но и коллективным — то есть, вообще говоря, обществом. Это не знание, а шаблоны, которые мы часто принимаем за свои и которые подсказывают нам, как жить. В этом году я хотел бы написать больше об архетипах, но начну с менее обсуждаемого и, на мой взгляд, чрезвычайно распространенного. Сегодня архетип мученика.

Что интересно, оно имеет куда более широкий охват, чем нам кажется на первый взгляд и касается оно не только матерей и бабушек, жертвующих собой ради семьи, но и сверхответственных менеджеров, других спасателей мира или людей, играющих такую ​​роль в какую-то область жизни.

Подписывайтесь на наши новости телеграмм. В HR-блоге вы найдете: интересные статьи, подкасты на тему IT-подбора, обзоры HR и IT мероприятий, также будем делиться своей аналитикой IT рынка.

Обязательно проверьте, не мученик ли вы, мученик, и если решите, что что-то неладно, то постарайтесь познать этот архетип и его проявления в себе.

Важно! Простое осознание шаблона может помочь вам изменить его и реагировать менее автоматически в вашей жизни!

Архетипы - что это такое, откуда они взялись?

Юнг, пожалуй, самый известный создатель описания архетипов. Согласно Юнгу, коллективное бессознательное (то есть то, что мы каким-то образом наследуем как люди, живущие в сообществе) содержит множество очень универсальных архетипов.

Они свойственны всем людям на Земле, вне зависимости от расовой или культурной принадлежности. Это, конечно, упрощение, потому что если посмотреть на некоторые первобытные народы, то у них наверняка был бы несколько иной набор базовых архетипов, чем у человека, живущего в западной цивилизации, но и там архетип Воина, Целителя, Матери, Отца или Герой появится.

В литературе мы чаще всего встречаемся с этими архетипами, но в зависимости от автора они могут быть описаны более или менее подробно, а у нас самих, что стоит подчеркнуть, может быть сочетание многих архетипов. Эти закономерности также могут изменяться на разных этапах жизни, проникать, дополняться, часто на основе противоположностей, как в знаке инь и ян.

Архетип мученика - что это такое?

Мученик, как известно, в литературе, истории, искусстве человек, жертвующий собой за идею, за религию, за принцип, за других людей. Во многих культурах этот миф функционировал на протяжении тысячелетий, а само мученичество трактовалось как особый вид героизма еще во времена первых христиан, в Древнем Риме или позже, в Средние века.

Конечно, сегодня речь не идет о таком мученичестве, и этот архетип обычно связан не с хождением на смерть, а с посвящением своей жизни каким-то принципам, убеждениям или другим людям.

Но мучеником остается тот, кто делает то, во что верит, по уважительной причине, жертвуя собой. Его считают человеком, который ставит высшее благо, интересы других или успех идеи, в которую он верит, выше своих собственных интересов.

Однако всегда ли это так? Именно здесь раскрывается парадокс архетипа мученика, мученика. Потому что отказ от себя не всегда приравнивается к альтруистическим мотивам. Часто бывает ровно наоборот.

Рекомендуем к прочтению: ​​7 вопросов, которые можно задать в конце интервью работодателю (2 часть)

Откуда это?

Откуда взялся архетип мученика? Чаще всего оно формируется верой, которая говорит нам, что страдание благородно. Большинство из нас хочет видеть себя благородными, добрыми, благородными... Если подумать с точки зрения разума, то теоретически можно отвергнуть этот архетип, но корни его лежат гораздо глубже.

Вера в терапевтическую или формирующую силу страдания, вероятно, исходила из человеческой потребности рационализировать явления и как таковая вошла в язык, религию и наши головы.

Поскольку этого не избежать и каждый из нас испытает это в своей жизни, давайте как-то это обосновать! Скажем, огонь закаляет сталь! Это правда, но не все. Огонь также сжигает дотла, сжигает и уничтожает. Так же, как страдание.

Страдание, конечно, не то, к чему мы должны стремиться, и не то, на что мы должны соглашаться во имя того, чтобы нас воспринимали как благородное, доброе.

Хорошими людьми, чуткими, сердечными нас делает не страдание, а любовь.

Откуда взялся архетип мученика, как он проявляется и чем опасен?

Как пишет Бетани Вебстер,  «архетип мученика вырастает из неоплаканной травмы, ставшей личностью. Женщина защищает ее и отказывается отпускать, опасаясь боли внутри. Это может проявляться во многих различных формах между женщинами. Это также происходит из поколения в поколение».

Женщин — потому что этот архетип особенно актуален для нас — веками приносили в жертву. Это прекрасно видно даже в современном мире, в ожиданиях от женщин, в том числе и в том, как часто мы берем на себя роль сильной женщины. На протяжении тысячелетий у нас не было большого выбора, и даже если сегодня многое изменилось, факт в том, что эти старые модели невозможно искоренить за одно, два или, может быть, пять поколений.

Если ваша мать или бабушка приносили жертвы, очень вероятно, что образец того или иного жертвоприношения будет и вашим. Мы можем убежать от него, но если будем делать это неосознанно, то, например, посвятим себя работе, а не семье. Эффект только будет казаться другим.

Архетип мученика может проявляться в классическом и хорошо известном большинству из нас поведении:

- жертва ради детей, мужа, родителей, семьи. Чаще всего проявляется в отказе от себя, своих мечтаний и желаний, во имя достижения других целей. «Я должен так жить, у меня нет другого выбора, это моя судьба, кто-то должен».

– жертвуя здоровьем, силой, личной жизнью ради работы, карьеры, организации. "Никто не старается, все только что, если я не позабочусь об этом, то никто не позаботится, я сделаю это лучше всех".

- жертвовать своими границами ради кого-то, чего-то, что мы хотим иметь в своей жизни, даже ценой того, что попираем себя. «Я должна приспосабливаться, приспосабливаться, иначе я не заслужу места в его, ее жизни, меня не будут любить, ценить, я буду отвергнута, так что лучше наступить на себя, притвориться, чем позволить себе быть удаленный"

Рекомендуем к прочтению: Помощь соискателю: как составить резюме

Самые главные проблемы с архетипом мученика — как это выглядит на практике?

Энтони де Мелло, известный иезуит, писал, что «благотворительность — это настоящий маскарад корысти, замаскированный под альтруизм». Помогая другим, мы ВСЕГДА помогаем себе. То же самое и с посвящением. Мы всегда делаем это по какой-то причине, и эти причины чаще всего не связаны с альтруизмом, а скорее с тем, чтобы быть НАШИМ СОБСТВЕННЫМ ГЕРОЕМ.

Теоретически в этом нет ничего плохого, это такой обмен, который просто происходит в жизни. Проблема, однако, в том, что мученик, мученик, хочет чего-то взамен, и цена за жертву, которую мы чаще всего не желали, не выбирали или не требовали (например, как партнер, дети), довольно высока.

«Я пожертвовала всем ради тебя, и вот как ты мне отплатил», — столько раз слышала К. от своей матери, что она перестала слушать эту историю и много месяцев пыталась проработать свое чувство вины в терапии.

«Моя жена говорит, что посвятила мне всю свою жизнь», — также сказал 55-летний К., который несколько лет боролся с тяжелой депрессией, с которой не мог справиться. – Я никогда не требовал и не ожидал этой жертвы, это действительно был выбор моей жены, но сегодня я знаю, что именно на этой почве в том числе и развились мои проблемы с депрессией. В течение многих лет я чувствовал себя виноватым, что недостаточно поддерживал свою жену, что сделал большую карьеру, чем она, что она чем-то пожертвовала для меня, для семьи. Только теперь я вижу, что это был прежде всего ее выбор, а не мои ожидания.

В случае с архетипом мученика мы обычно имеем такие или очень похожие сценарии.

Жертвоприношение не бесплатно, и человек, избравший такую ​​жизненную стратегию, часто ставит себя в роль жертвы, которой следует возместить ущерб или хотя бы поставить памятник герою. Это неправильный путь для всех: и для того, кто жертвует, и для того, кто получает. Это не даяние от сердца и не по нужде — это такая сделка, за которую рано или поздно придется отчитываться.

Почему нам так сложно выйти из этого архетипа?

«Требуется огромное мужество и самосознание, чтобы знать свои проекции и не проецировать свою боль на других. Это задача, которая стоит перед нами, требует от нас всего наилучшего и для которой мы абсолютно способны. Это вызов, потому что нас учили рассматривать наши раны как нечто, чего следует избегать, а не как главные ключи к нашей силе.

«У нас, дочерей, есть встроенная лояльность к нашим матерям, и отчасти поэтому многие из нас боятся проявить свою полную силу. «Кто я такой, чтобы быть удивительным? Моя мать пожертвовала всем ради меня. Что будет с моей мамой, если я буду сильной, сильной и уверенной в себе? Она может чувствовать себя покинутой. Терпеть не могу чувство превосходства над матерью. Она останется наедине со своими страданиями.

Как дочери, мы должны отказаться быть пищей для «голодающих матерей». Мы не можем позволить им питаться нашими мечтами через скрытую конкуренцию и чувство вины. Это не настоящая еда, которую они ищут, но они могут думать, что другого пути нет. Мы должны позволить нашим матерям владеть их страданиями, ибо дар самопреобразования заключается в том, что мы позволяем себе испытать печаль, вызванную нашими ранами».

Это может звучать загадочно, но объяснить это можно одной простой фразой: Никто из нас не обязан повторять родовые травмы или закономерности, воспроизводимые в семье из поколения в поколение, и, развивая себя, выходя за пределы того, что всегда было, мы никого не предаем. - наоборот, мы действуем на освобождение!

Что мы можем с этим поделать?

Наконец, я хотел бы подчеркнуть одну важную вещь: речь идет не об обвинении, а о навешивании ярлыков. В основном это касается осознания. Если этот архетип присутствует в вашей семейной системе, вы, вероятно, мало что можете сделать, чтобы помочь человеку, который в ней живет, особенно если он видит в ней смысл. Однако вы можете поддержать себя в том, чтобы не ввязываться в игру, в которую ведет такой человек и которая чаще всего основана на вине, чувстве обиды и борьбе за неправильно понятую лояльность – чаще всего в страдании.

Вы также можете посмотреть на свои модели и поведение. Даже если вы теоретически отвергаете архетип мученика, вы можете попасть в эту роль в определенных сферах своей жизни.

Проверить, если:

– Вы не жертвуете собой на работе, не слишком ли много берете на себя? Здесь мученичеству нередко подвержены и мужчины, считающие, что для того, чтобы чего-то добиться в жизни, надо, например, работать сверх сил, без отдыха, жертвовать для работы своей частной жизнью и всем, что имеешь. Однако все чаще по этому образцу следуют женщины, которые, например, хотят быть совершенно непохожими на свою мать, не хотят жертвовать собой ради семьи, поэтому бессознательно переходят в иной, не менее вредный вид жертва.

– Вы не верите в жертвенность в любви, в отношениях, в постели? Именно здесь часто применяются наши выученные или усвоенные шаблоны, которые также во многом связаны со стилями привязанности. Мы считаем, что для того, чтобы иметь, нужно идти на жертвы, а это обычно дорога в никуда. Это работает в краткосрочной перспективе.

— Ты не веришь, что что-то стоящее требует жертв. Это путаница терминов: чаще всего это требует усилий, работы, и это не то же самое, что самоотверженность.

И наконец:

Помнить! Жертва, несмотря на этимологию слова, вовсе не священна. Это не имеет ничего общего со святостью. Давайте дадим себе то, что должны дать, но давайте делать это из любви, из веры, из потребности сердца.

Что реально: в любви, в работе чаще всего вообще не требует жертв. Усилия, которые мы вкладываем в него, не разрушают нас, не лишают достоинства, мечты, собственной личности и не заставляют топтаться над собой, а наоборот - поддерживают и развивают. И это основное отличие.

Еще больше интересного в нашем HR-блоге! Узнай как получить работу, успешно пройти интервью и с нуля освоить профессию IT рекрутера. Ждем вас по ссылке! Мы собрали опыт нашего кадрового it агентства и делимся им теперь с вами!

Наши клиенты: HeadHunter, Miro, VK, Озон, Banzai Games, Тинькофф, Binance, Agoda, Novakid, Яндекс и международных стартапов, выпускников Y Combinator.

  • 170 000+ база резюме it специалистов
  • 5 500+ вакансий успешно закрыто
  • 14 дней средний срок закрытия вакансий
  • 150+ положительных отзывов от клиентов
  • 15 ИТ-рекрутеров в штате
  • 10 лет в подборе IT персонала