До 1901 года губернский город Минск не имел ни одного памятника. Когда и по какому случаю установили первый из них, выяснил корреспондент агентства «Минск-Новости».
В XIX веке скульптурные памятники устанавливали крайне редко — лишь выдающимся личностям, например Карамзину, Пушкину, Крылову, Гоголю и главам государства. К примеру, в Москве за сто лет, с 1818 по 1917 год, установили всего восемь памятников. Это было связано с особенностью той эпохи — исторические события увековечивали строительством скорее культовых сооружений: соборов, церквей, часовен, монастырей.
К началу ХХ века до собственного памятника «дозрел» и Минск. Морозным днем 7 января 1901-го на Соборной площади появилась новая достопримечательность: на невысоком постаменте из черного гранита возвышался бронзовый бюст императора Александра II. На постаменте виднелась надпись: «Императору Александру II. Благодарные граждане г. Минска. 1900 год». Примечательна именно эта деталь, «народная» составляющая — памятник открывали не власти, а именно граждане. И неудивительно, ведь средства на установку бюста также собирал народ —дворяне, священники, купцы, мещане, крестьяне…
За что же они благодарили Александра II? В сентябре 1858-го император посетил Минск. Вернувшись в Царское Село, монарх буквально через несколько дней (25 сентября) утвердил новый генеральный план города, определивший планировку и застройку основных улиц. Трассировка улиц Верхнего города неизменно существует по сей день. Именно при Александре II произошел стремительный рост Минска как губернского города. Если в 1857 году его население составляло 27 тысяч человек, то через 30 лет — уже 91 тысячу. Площадь города увеличилась в 10 раз. В 1871-м через него прошла Московско-Брестская железная дорога, а в 1874-м — Либаво-Роменская. Два минских вокзала стали крупными железнодорожными узлами, соединившими Польшу с Центральной Россией, а прибалтийские губернии — с малороссийскими. С 1873-го действовал Минский коммерческий банк, а в следующем году город обзавелся водопроводом, о чем до сих пор напоминает фонтан в Александровском сквере: на постаменте скульптуры «Мальчик, играющий с лебедем» выбиты цифры 1874.
Кроме того, минчане хорошо помнили: крестьянская реформа начала 1860-х проходила в белорусских губерниях на гораздо более выгодных условиях, нежели в Центральной России. Так, с 1 мая 1863 года в Минской губернии прекратили временнообязанные отношения, крестьян перевели на выкуп без согласия помещика, а размер выкупного платежа снизили на 20 %. Участие жителей Минской губернии в восстании 1863–1864 годов было символическим.
Почему местом установки памятника выбрали именно Соборную площадь? Это был центр города, где находились все главные учреждения и храмы. Дважды (в 1856 и 1858 годах) там бывал сам император. Кроме того, 4 мая 1841-го именно на Соборной весь Минск торжественно отмечал свадьбу тогда еще наследника престола, великого князя Александра Николаевича с великой княгиней Марией Александровной. «Минские губернские ведомости» описывали торжество так: «4 мая, в день воскресный, на Соборной площади Минска ожидало зрелище величественное. Между ратушею и Губернаторским домом, во всю длину площади, установлены были огромные столы, обремененные яствами, напитками и сластями. Тут виделся целый зверинец лишенных живота животных: огромный бык, тучные бараны, тельцы упитанные… Целые сотни домашних птиц уселись между курганами булок, пирогов и пудовых калачей. Все это защищалось оградою, составленною из ушатов, наполненных хлебным вином, и из многих сотен бутылок с вином виноградным разных сортов…
Когда чиновники и дамы, обходя столы, поравнялись с ратушею, городской голова встретил собрание и поднес заздравные бокалы. Начальник губернии поздравил свой город с Высоконовобрачными, шампанское полилось, музыка на ратуше загремела, и «ура!» потрясло воздух…» Понятно, почему самый первый памятник в Минске — Александру II — был установлен именно там.
В общих чертах бюст выглядел вполне симпатично. Он был обращен лицом к трехэтажной гостинице «Европа» (в 1906–1909 годах она была перестроена и стала шестиэтажной). Императора изобразили в мундире лейбгвардии Гусарского полка, основание монумента оградили мраморными столбиками, соединенными цепью. По вечерам зажигались два электрических фонаря, которые в начале ХХ столетия уже не были редкостью. В парк на площади не впускали лиц «непристойно и грязно одетых: торговцев, чернорабочих и мастеровых».
К сожалению, век памятника оказался недолгим. Когда во время Первой мировой войны в сентябре 1915-го возникла угроза прорыва к Минску германской армии, бюст сняли с постамента и эвакуировали в тыл. Куда именно — неизвестно. Его следы затерялись. Возможно, это и к лучшему: памятник не осквернили в революционные годы и не снесли, как почти все царские монументы на территории бывшей империи. Уцелел только гранитный постамент, который находится в православном приходе деревни Беларучи Логойского района Минской области.
А вот площадка, на которой высился бюст царя, в последующем многое повидала. В 1917–1918 годах на месте первого памятника установили другой, созданный минским архитектором и скульптором Оттоном Краснопольским. Это был гипсовый «Солдат-революционер» с винтовкой в руках. Его разбили оккупировавшие Минск немцы весной 1918-го. В мае 1921 года открыли обелиск имени Минского Совета, вскоре пришедший в негодность и потому снесенный. В 1927-м появилась скульптура революционера Гирша Леккерта, казненного в 1902 году за покушение на виленского губернатора В. В. фон Валя. Причем бюст Леккерта размещался на том же пьедестале, где еще 10 лет назад стоял Александр II… Однако в 1937-м, после того как государственными языками БССР перестали быть сразу белорусский, русский, польский и идиш, памятник Леккерту пропал. Его место в 1939 году занял фонтан с фигурой целящегося в небо лучника. Чаша фонтана, неоднократно перестраиваемая, просуществовала до 2003-го, когда в центре бывшей Соборной площади (с марта 1917 года — площадь Свободы) заново возвели здание ратуши.
Подготовил Вячеслав Бондаренко