А у нас начинается эпоха великих географических открытий. И открываем мы ее путешествием Васко да Гама. А ведь толком даже год рождения этого человека неизвестен. Часть источников указывает 1460, проводя при этом параллель, что в том же году отошел в мир иной Генрих-Мореплаватель. Другие источники указывают 1469 год. Вот так почитаешь и понимаешь, что о какой точности может идти речь, даже если такая деталь оказывается неоднозначной. Его называют и придворным, и военным, и дипломатом.
А вот дата начала этого путешествия указывается достаточно точно - 7 июля 1497 года корабли были выстроены у Лиссабона, а 8 июля начался сам поход. При этом, как мы помним, постройкой судов руководил Бартоломеу Диаш, о котором у нас уже была публикация. Почитать ее можно по ссылке.
За 12 дней экспедиция достигла островов Зеленого мыса. Ну давайте оценим это расстояние с помощью уже известного нам сервиса SeaRates.
Итак, в наши дни на преодоление маршрута протяженностью около 1620 миль со скоростью 15 узлов требуется примерно 4,5 дня. Между этими городами налажено и авиационное сообщение. Время в пути на самолете немногим более 4 часов. Рейсы же выполняются регулярно - 1-3 раза в неделю.
А вот затем, как им и посоветовал Бартоломеу Диаш, они закладывают огромную дугу по Атлантическому океану, чтобы избежать коварства морской стихии вдоль западного африканского берега.
7 ноября того же 1497 года суда достигли бухты Сент-Хелина (Святой Елены) на юго-западном побережье Африки. Это чем-то уникальный город. Если вы взгляните на карту, то поймете, что расположен он на небольшом полуострове, который "смотрит" на север. А с востока он омывается заливом. Вот и получается, что солнце встает над заливом.
До этой точки примерно 5100 миль. А доставка контейнеров в наши дни оценивается в 19-23 дня в зависимости от компании. У португальцев же 526 лет назад ушло 4 месяца. Здесь Васко да Гама был легко ранен в стычке с местными жителями. А к концу декабря суда обогнули Мыс Доброй Надежды и вошли в бухту Моссель, знакомую нам уже.
Отсюда начинались уже новые земли для португальцев. Они потеряли один небольшой корабль из четырех, но флотилия упорно продвигалась на север, северо-восток. Достаточно быстро португальцы достигли устья Замбези, которую да Гама назвал "Рекой хороших указаний". Морем от Кейптауна до городка Чинде в Мозамбике в устье Замбези около 1530 миль.
Интересно, что львиная доля всех фотографий Замбези в Интернет - это, конечно, водопад Виктория. Но есть и вот такие просторы в нижнем течении.
А еще через какое-то время они достигают Мелинди, куда уже доходили торговые караваны из Индию. Морской путь можно было считать открытым, но Васко да Гама решает во чтобы то ни стало достичь индийских берегов. Они нанимают штурмана, долго ждут попутного ветра и 22 мая 1498 года бросают якорь у Калликута. И вот тут для меня одна из загадок. В ряде источников я читал, что они достигли Калькутты. Но... Калькутта то далеко-далеко на востоке. Видимо, и на крайней южной оконечности есть / был город с похожим названием. Потому как в высшей степени нелогично плыть вдоль индийского берега еще сотни километров.
Но сказать, что их здесь ждали с распростертыми объятиями нельзя. Более того, его фактически заманили и захватили в плен. В ответ португальцы выставили ультиматум, что либо да Гаму отпускают, либо они разрушат город. Португальца отпускают. Они налаживают кое-какие связи с городами, где магометанское влияние не столь сильно, после чего отправляются в обратный путь. В итоге через 26 месяцев они бросают якорь в пригороде Лиссабона, привезя с собой золотого идола с изумрудными глазами.
Повторное плавание в Индию состоялось в 1500 году. Это была экспедиция Кабрала, но да Гама тоже принимал в ней участие. Однако она запомнилась скорее жестокими стычками с местным населением. Наладив торговлю под дулами пушек, да Гама стал очень богатым человеком.
Через 20 с лишним лет его снова отправляют в Индию чуть ли не с титулом вице-короля. Да Гама уже более 60 лет. Он преодолел весь путь, но не прожил там и трех месяцев. В той экспедиции он был с сыновьями и умер от малярии. Сначала его похоронили в Индии, но затем тело перевезли в Португалию.
В честь мореплавателя названа одна из главных современных достопримечательностей Лиссабона - знаменитый длинный мост. До открытия Крымского моста он был самым длинным в Европе. Более 17 км.
Также в Лиссабоне есть и небоскреб Васко да Гама.
На острове Гоа недалеко от индийского побережья есть город Васко да гама. Вот так вошел в историю этот человек. Спасибо, что читаете канал. Подпишитесь, и вы не пропустите новые публикации. Ну и спасибо за ваши реакции