Недавно Джафара Панахи, одного из главных иранских режиссёров, под залог выпустили из тюрьмы после полугодового заключения — оппозиционного автора арестовали в июле, постановив, что он должен полноценно отбыть наказание, назначенное ему ещё в 2010-ом.
Панахи — титулованный завсегдатай европейских кинофестивалей, вот уже больше десяти лет вынужденно снимающий партизанское кино с ограниченным количеством локаций и самим собой в главной роли. Идеальная точка входа в фильмографию режиссёра — компактное «Такси», крайне интересное в плане совмещения документальной и художественной фактуры.
Камера не покидает колесящее по улицам Тегерана желтое такси, за рулем которого находится не кто иной, как сам Панахи. Пассажиры увлечённо общаются с доброжелательным водителем на разные темы, делясь своими взглядами, а некоторые даже узнают его. Сидящих на заднем сиденье людей сыграли непрофессиональные актеры, чьи личности остались неизвестными, хотя часть происходящего определённо является подстановкой (абсурдный эпизод с рыбками).
«Такси» — это трогательный фильм про силу человеческой коммуникации и вместе с тем гимн кино как искусству, способному прорывать все возможные границы. Если человек по-настоящему влюблён в кинематограф, он всегда найдёт, как снимать.