Найти в Дзене
Motomusher

Как мы вытащили из снега застрявший квадрик со сломанной рулевой тягой, заменили её на самоделку и потеряли винт ведущего шкива АГАТа

Активная на развлечения молодёжь "засадила" квадроцикл Can-Am Maverik в снег по самое "небалуйся" в ложбине в 2.5 км от нашей деревни. В этот день никого не оказалось на снегоходах или тракторе, поэтому решили попробовать добраться туда на моём мотоблоке на гусеницах и довезти инструменты, доски и домкрат. Мой первый опыт выездной спасательной операции тяжёлого (800 кг) квадрика из снежного плена.

По дороге к застрявшему квадрику. Вес инструмента в тележке - около 80 кг + 1 пассажир
По дороге к застрявшему квадрику. Вес инструмента в тележке - около 80 кг + 1 пассажир

Туда доехали без проблем вдвоём, с грузом. Ещё двоим пришлось топать пешком. Мотоблок всех не смог увезти: гуски скользили и закапывались. Температура воздуха около -5 град, правда поднялся довольно приличный ветер, когда мы проехали пол-пути. (Этот ветер создал нам проблемы на пути назад)

"Квадрик" капитально сидел на "брюхе" прямо поперёк хорошо укатанной дороги. Сзади и спереди квадрика - рыхлый снег. У левого переднего

Квадрик капитально "сидит на брюхе" поперёк укатанной дороги.
Квадрик капитально "сидит на брюхе" поперёк укатанной дороги.

колеса сломана рулевая тяга. Решили сначала развернуть его на 90 град.

Первые попытки развернуть. Оба передние колеса стоят в санях-волокушах
Первые попытки развернуть. Оба передние колеса стоят в санях-волокушах

по направлению дороги. Для этого: передние колёса поставили на сани-волокушу, включили нейтралку на квадрике, я управлял мотоблоком, тянувшим сани, а трое толкали вбок квадрик. Получилось развернуть его наполовину раза с 4-го или 5-го. После этого оставили на санях только колесо со сломанной тягой, подключили только задние колёса и потихонечку вытолкали "бедолагу" паралельно дороге. Правда, правой стороной он застрял на "обочине", в "пухляке.

Ура! Развернули! А с двигаться вперёд квадрик никак не хочет - сползает вправо с дороги и вязнет в снегу.
Ура! Развернули! А с двигаться вперёд квадрик никак не хочет - сползает вправо с дороги и вязнет в снегу.

Как ни старались - дохлый номер - правое переднее колесо никак не хотело выезжать на дорогу. Изначально мы думали, что оставим левое переднее на санях, которые будет тянуть мотоблок, а работающие задние колёса помогут двигаться по дороге без проблем. Но, увы, чуда не случилось.

Зато случилось потерять болт от ведущего шкива мотоблока! Кожух, закрывающий ремни и шкивы, не позволил мне вовремя заметить откручивающийся болт. Хорошо, что не потерялась шпонка!! Пришлось использовать болт от крапления мотора к раме. Он подошёл по размеру, но, похоже, на этом валу резьба дюймовая...

Раз такое дело, решили, что надо починить тягу, чтобы квадрик выбирался сам. Т.е. сделать новую, чтобы как-нибудь доехать до гаража или места, с которого его можно будет затащить в прицеп. Поехали вдвоём обратно в деревню на мотоблоке. Было немного "стрёмно" осозновать, что мотор "сидит" уже только на 3-х болтах и шкив прижат "не тем" ... С трудом, но добрались...

Новую тягу сделал из куска арматуры и 2-х колец из дюймовой (кажись) водопроводной тубы: приварил эти кольца по краям арматуры, а два обрезка "родной" тяги с резьбой использовали как гайки, чтобы затянуть эти кольца. Резьба там оказалась дюймовая. Чтобы не откручивались - винты обмотали фум-лентой. Я остался ремонтировать мотоблок,

Сделал временную тягу из арматуры и двух колец-отрезков водопроводной трубы
Сделал временную тягу из арматуры и двух колец-отрезков водопроводной трубы
Два отрезка родной тяги использовали в качестве гаек, т.к. резьба дюймовая. В таком виде квадрик и проехал 2.5 км по снегу до деревни. Дальше - по асфальту. Уж точно до гаража доедет.
Два отрезка родной тяги использовали в качестве гаек, т.к. резьба дюймовая. В таком виде квадрик и проехал 2.5 км по снегу до деревни. Дальше - по асфальту. Уж точно до гаража доедет.

а водтелю пришлось снова топать пешком до квадрика... Фотографии тяги сделаны уже после того, как он приехал в деревню своим ходом, т.е. самоделка не подвела в снегу!

Итак, после 5-ти километров по полям вся рама АГАТа была в хорошем слое льда. Туда ехали ещё ничего, а вот первая половина дороги назад оказалась особенно трудной, т.к. она шла в горку, ветром задуло старые следы и нам частенько приходилось идти пешком рядом с мотоблоком.

-7

На 2-й передаче гуски сразу начинали скользить. Приходилось всю эту первую половину двигаться на 1-й передаче. Зато когда вышли на ровное поле, уже ехали, а не шли рядом, а после поворота на наше поле, дорога пошла вниз и мы "прям полетели" на второй.

Можно сказать, что сегодня был серьёзный такой заезд на АГАТе на гусках с нормально нагруженной телегой.

Мои выводы:

1. АГАТ уверенно крутит гусеницы в любых условиях. Даже в горку на второй передаче он их крутит. Гусеницы сразу закаываются, и ты никуда не едешь, но мотоблок их крутит! Кстати, из ложбины нам пришлось вдвоём толкать мотоблок идущий на 1-й передаче.

2. Прав был один из читателей, что обороты не сбрасываются из-за примёрзшего регулятора оборотов, а не из-за забившегося снегом фильтра (как думал я). Сегодня мне пришлось в этом многократно убедиться. Наиболее подходящим решением проблемы мне видится изготовление кожуха для мотора, чтобы минимизировать попадание на эти тяги снега.

3. Почему скользили гусеницы? Меня это сильно удивило в этот раз. Только вечером я вспомнил, что на Кайман я навешивал спереди груз в 20 кг, тогда сцепление гуски было получше. По крайней мере, мотоблок так не буксовал... Думаю, что есть ещё 2 причины такого поведения "гусянки":

а) после ледяных дождей на полях образовался довольно прочный наст, а кое-где и лёд. На сегодняшний день поля неравномерно засыпало и задуло "сухим" снегом, где на пару, а где и на все 30см. В результате, гуска быстро "догребает" до этого наста-льда и скользит. Особенность этой зимы, ничего не поделаешь.

б) Как я понимаю, гуски Крутец сделаны из одной простой "бурановской" гусеницы, разрезанной вдоль пополам. Все зацепы идут в одну линию. У кого-то из блогеров я видел, что для бурана делают более "цепляющую" гусеницу "Полярник". На ней зацепы повыше и расположены в шахматном порядке. Может, для таких погодных условий "Полярник" - то, что надо? Конечно, можно самому попробовать сделать такие зацепы, но меня пугает и требуемое их количество, и возможность испортить хорошую вещь своим экспериментом, тем более, что зима уже на исходе...

4. Попробую снова сделать заезд по полям, но уже с грузом спереди. Посмотрим, улучшит-ли это проходимость по снегу...

5. Нужно ещё найти время и сделать сравнительный заезд на ездовом модуле ПМ-05 на лыжах, т.к. его колея будет точно совпадать с колеёй гусениц. Думаю, что проходимость с ним будет лучше, чем с телегой, в том числе, благодаря меньшему его весу.

Вот как-то так.

Всем удачи!