Фильм “История любви и желания” (Une histoire d'amour et de désir) повествует о жизни “новых европейцев”. Ахмед (так его называют некоторые арабы, для французов он Амед - в соответствии с их фонетикой) сын эмигрантов из Алжира, живет под Парижем. Он поступает на арабскую филологию, его однокурсницей становится Фарах (для французов она, разумеется, Фара) из Туниса.
С чем у вас ассоциируется арабская культура? Если вы не востоковед, то, скорее всего, арабы и культура у вас вообще с трудом ассоциируются друг с другом. Агрессивный ислам, фанатизм, порабощенные женщины, антисемитизм, террор. Не самый приятный ряд вырисовывается. Но так было не всегда.
Ахмед (нам привычнее такая форма имени, поэтому так и буду его называть) открывает для себя поэзию своих предков. Оказывается, ни он, ни его ровесники сами ничего не знают о духовном наследии средневековых арабов. Как будто у них те же ассоциации, что у нас, плюс кускус. Но оказывается, тысячу лет назад на Востоке сочиняли вполне откровенную эротическую лирику. И даже был учебник телесных удовольствий, типа знаменитой “Камасутры”. На самом деле все логично. В средние века арабы (разумеется, не все, а лишь особо одаренные) были сильнейшими математиками. Слово “алгебра” - это из их лексикона. Разумеется, стихи и уравнения - это разные сферы интеллектуальной деятельности. Но значит, был в целом достаточно высокий уровень развития. Алгебра - это абстракция. Она более отвлеченная, чем сугубо практичная и приземленная греческая геометрия. И поэзия тоже работает с образами разной степени конкретики. Вот что-то потом у принявших ислам (возможно, и с его помощью) азиатов пошло не так.
В среде Ахмеда считают, что “белые” специально формируют у выходцев с востока превратное мнение об их собственной культуре. Они даже не хотят подумать, что она у них оказывается гораздо богаче, разнообразнее, чем они сами привыкли считать.
Фарах из Туниса ведет себя гораздо раскованнее. Как будто это она выросла во Франции, а не Ахмед. У молодых людей возникли чувства, но парень настолько зажат догмами своего воспитания, что не может выразить свой чувственный интерес к девушке. Правда, между актерами не чувствуется магнетизма. Хотя это, возможно, обусловлено “деревянностью” Ахмеда. Хорошо играть такого персонажа, все можно на него свалить.
Читайте также: "Смерть по русскому полю катится". Как поэзия реагирует на современность