Найти тему
skazohniza-m4rk

"Бойтесь своих желаний, они имеют свойство сбываться": О рассказе Д. Дюморье " Алиби"

С известной английской писательницей, романы которой пленяют нас тайнами и загадками, я впервые познакомилась несколько лет назад, когда еще училась в институте.

Тогда приходилось много читать самой разнообразной художественной литературы. Только представьте себе - русская классика 18-20 вв, зарубежная классика и т.д. А к экзамену к тому же за два месяца надо было прочитать аж 40 книг, представляете?

Вот когда я была готова прийти в отчаяние! Ведь многие произведения я читала еще в школе. Содержание их, конечно, со временем стало забываться. А сейчас надо было более детально знать о содержании книг. Так что требовалось их снова перечитать.

Что делать-то? Как выбраться из этой ловушки?

"Не дрейфь,- успокоила меня подруга. - Прорвемся. Я прочитаю 20 книг и напишу тебе содержание. А ты возьмешь на себя другую половину".

Так вот мы и выбрались из этой непростой ситуации. Но,однако, даже несмотря на такой простой выход, потом на меня накатили скука и отвращение к классике.

Несколько месяцев я ходила как потерянная. И не хотела притронуться ни к одной книге. Да, даже и такое бывает у заядлого книголюба, не представляющего свою жизнь без литературы.

Все изменил, однако, мой день рождения, на котором я получила в подарок две книги от подруги.

"Тебе понравится. Это про любовь",- пояснила она, с улыбкой кивая на них.

Я же лишь поблагодарила ее в ответ, не зная, что и думать. Ведь книг о любви я и вовсе не знала. Ну, если только не считать "Анжелику" А. и С. Голон.

Это оказались две книги, которые вернули мне вкус к жизни и излечили от депрессии и пресыщения.

Одна из них - "Неотразимый Бак " Б. Картленд.

А другая - "Генерал его величества" Д. Дюморье.

-2

Обе относились к жанру "исторического любовного романа", с которым я знакомилась впервые. Но надо сказать, что, только открыв одну из них, я забыла о времени, погрузившись в увлекательное повествование. Эх, балы, прекрасные леди и разбойники, благородные джентльмены и любовь! И почему я родилась в 20 веке, а не в прошлом? Уж я бы вдоволь повеселилась и насладилась теми забавами и приключениями!

Несмотря на то, что обе книги мне очень понравились, грустный финал у Дюморье оставил осадок в моей душе, заставив склониться в пользу Б. Картленд. Да, конечно, ее книги немного схематичны и похожи одна на другую, но в то же время в конце нас ожидал счастливый финал и воссоединение влюбленных. Как говорится -"жили они долго и счастливы", что не могло не понравиться. Ведь в жизни порой этого нам так не хватало!

И вот через несколько лет я решила вспомнить о Д. Дюморье в рамках книжного марафона"Читаем Дафну Дюморье", организаторами которого являются:

 «Ариаднина нить»«БиблиоЮлия»«Библио Графия»«Запах книг»«Книжная аптека»«Книжная полка Джульетты»«Книжный клуб авантюристов»«Книжный мякиш»Longfello«чопочитать».

Рассказ "Алиби" входит в сборник "Не позже полуночи"
Рассказ "Алиби" входит в сборник "Не позже полуночи"

Мой выбор пал на небольшой рассказ писательницы -"Алиби", который я прочитала с большим удовольствием. По жанру напоминает триллер и в некоторых местах держит читателя в очень большом напряжении.

У меня же возник лишь один вопрос после его прочтения: знала ли писательница Достоевского? Уж настолько явно прослеживается параллель с его произведениями, а точнее -с одним из них.

Рассказ, заставляющий о многом задуматься, с интригующим началом и не менее неожиданным финалом.

Все начинается с того, что мистер Фентон гуляет вместе с женой по набережной. Вскоре он понимает, что его жизнь скучна и обыденна и порой напоминает ему заключение, в котором изо дня в день ничего не меняется. Завтрак в столовой. Ранний утренний чай. Чтение газеты. Поездка в метро. И другие обыденные занятия, которые с завидной регулярностью повторяются, навевая лишь скуку и раздражение.

К тому же Фентон понимает, что и его жена, и все люди напоминают марионеток, движениями которых управляет опытный кукловод или даже сам Бог:

" И она, и все люди, которые прогуливаются по набережной или переходят мост,- крошечные марионетки, раскачивающиеся, когда их дергают за ниточки".

После этого он осознает, что не хочет быть марионеткой и должен изменить свою жизнь, где лишь только он будет делать то, что ему хочется. Фентон же желает быть всесильным кукловодом, управляющим жизнями других людей.

И что же он придумывает в этой ситуации? Конечно же, пойти в любой дом и ограбить или даже убить его обитателей. Так все и поймут, что он всесилен, как Бог. А все остальные - глупые марионетки, которыми так легко управлять. Да и сделать с ними можно что угодно.

Как ни странно, задуманное быстро удается. Фентон с легкостью находит дом, где проживает бедная молодая эмигрантка с маленьким сыном и снимает у них комнату.

Конечно, он хладнокровно решает их убить. Ведь он же все-таки не марионетка!

Но убийство же надо четко продумать и организовать. Тут нельзя действовать спонтанно.

И Фентон потихоньку начинает завоевывать доверие Анны Кауфман. А в качестве алиби придумывает , что он -художник и начинает и в самом деле рисовать в комнате, которую Анна отводит для него.

С течением времени Фентон так увлекается этим новым для себя занятием, что и в самом деле видит в себе художника. Он не сомневается в том, как будут радостно удивлены его жена и друзья, увидев лишь раз его великолепную мазню.

Фентон и не подозревает, что все его планы вскоре потерпят крах. Как же все-таки опасно, когда желания сбываются! И какими для человека это оборачивается печальными и катастрофическим последствиями!

Рассказ читается довольно легко. Несколькими штрихами довольно четко прорисован портрет Анны и ее жизнь с ребенком до встречи с Фентоном. Да так проникновенно, что не можешь не испытывать сочувствие к ее судьбе!

И довольно бледно на ее фоне показан нам Фентон. Впрочем, гораздо важнее для Дюморье было показать его характер и то, что двигало им, когда он задумал это хладнокровное убийство.

После прочтения данного рассказа я долго не могла от него отойти. И не раз подумала о том, сколько же порой темного и таинственного таится в глубине души человека.

И только лишь позднее я узнала, что этот рассказ входит в сборник " Не позже полуночи". Заинтересовалась и не могла отказаться и не прочитать и другие рассказы писательницы. Каждый из них затрагивает, заставляет задуматься о многих вопросах, поднимаемых Дюморье в них .

Но "Алиби"- это особое произведение, оставивший яркий след в моем сердце. Вот только лишь одно не дает мне покоя: в самом ли деле Дюморье писала его под влиянием Достоевского или это простое совпадение?

Как думаете?