Найти в Дзене
С Богом по жизни

КАК НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВОВАТЬ (ч.1): ОБЕРЕГАЙТЕ СВОЕ СЕРДЦЕ

КАК НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВОВАТЬ (ч.2): ОБЕРЕГАЙТЕ СВОЙ БРАК

Иисус привел несколько противопоставлений между тем, что иудеям было сказано, и тем, как они должны жить. Они знали шестую заповедь – «не убивай» (Мф. 5:21; см. Исх. 20:13), – но Иисус сказал, что гневная мысль, которая может привести к убийству, тоже является злом.

Наш текст начинается с седьмой заповеди: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20:14; Мф. 5:27). Иудеи понимали, что Бог осуждает физическое прелюбодеяние, но Иисус сказал им, что мысленное прелюбодеяние и узаконенное прелюбодеяние одинаково греховны.

СЛЕДИТЕ ЗА СВОИМИ МЫСЛЯМИ

Чтобы избежать прелюбодеяния, в первую очередь нужно оберегать свое сердце. Наш текст начинается словами Иисуса: «Вы слышали, что сказано древним: “Не прелюбодействуй”» (Мф. 5:27). Он процитировал седьмую заповедь. «Прелюбодействовать» – от глагола мойхос, которым обычно определяют того, «кто имеет незаконную половую связь с супругой [супругом] другого» (Вайн). Однако, как мы увидим, далее в тексте используется более широкий термин, обозначающий сексуальный грех (форма слова порнея). Вероятно, следует считать, что седьмая заповедь осуждает всякий сексуальный грех: любую половую связь между двумя людьми вне одобренного Богом брака.

Седьмая заповедь была дана, главным образом, с целью защиты супружества, и наказание за ее несоблюдение было суровым (см. Лев. 20:10; Втор. 22:22-27). Проблема состояла в том, что иудейские наставники, очевидно, учили, что греховен только сам акт прелюбодеяния. Десятая заповедь осуждала желание обладать чужой женой (Исх. 20:17), указывая, что вожделение, предшествующее собственно акту прелюбодеяния тоже греховно; однако иудейские учителя, очевидно, не придавали должного значения греху противозаконного желания.

Иисус сказал, что мысль, приводящая к прелюбодеянию, так же греховна, как и сам акт: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28). Конечно, сказанное в стихе 28 о мужчине касается и женщины. Женщина, смотрящая на мужчину с вожделением, уже совершила прелюбодеяние с ним в своем сердце. Лежащий в основе этого принцип – мысли порождают действия (см. Мф. 15:19). Часто цитируемое изречение гласит:

Посеешь мысль — пожнешь поступок,

Посеешь поступок — пожнешь привычку,

Посеешь привычку — пожнешь характер,

Посеешь характер — пожнешь судьбу.

Чтобы контролировать свои поступки, нужно вначале контролировать свои мысли.

Здесь необходимо добавить два опровержения. Во-первых, Иисус говорил не о том, чтобы просто смотреть на противоположный пол. Самых строгих фарисеев называли «кровоточащими фарисеями» – из-за того, что они ходили, глядя в землю, чтобы ненароком не посмотреть на женщину. Поэтому они постоянно натыкались на деревья, столбы и стены, отчего их лбы всегда были в крови. Иисус не призывал иметь кровоточащие лбы. Он не говорил, что «всякий, кто посмотрит на женщину, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Он сказал: «…всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Однажды я слышал, как один проповедник говорил: «Нет ничего плохого в том, чтобы смотреть на прекрасный цветок и даже восхищаться им. Но если этот цветок начинает волновать вас, немедленно отходите от него!» Джон Стотт писал: «Все мы знаем разницу между тем, что значит смотреть и что значит вожделеть», – и он, вероятно, прав.

Второе опровержение – Иисус не имел в виду вожделение к своей жене или к своему мужу. Это желание дано Богом и задумано для укрепления брака (см. Быт. 2:24; Мф. 19:6) и продления человеческого рода (см. Быт. 1:27, 28). Слово «вожделение» в нашем тексте – от эпифимиа, что значит «сильное желание». Это слово может означать хорошее желание, но обычно употребляется в «плохом смысле» – как здесь. Иисус говорит о человеке, смотрящем с вожделением на того, с кем не состоит в браке.

Некоторые возражают: «Но ведь это очень трудно: похотливые мысли просто приходят в голову сами собой. Я не властен над ними». Согласен, что это проблема. Не думаю, что сейчас с этим труднее, чем было в дни Иисуса, но это, несомненно, трудно. Нас со всех сторон окружают безнравственные «развлечения» и соблазнительные рекламы. Средства массовой информации никак не сочувствуют христианским ценностям, и интернет заполнен порнографией. Чтобы сохранить сердце в чистоте, требуются усилия – но это возможно, если человек серьезно хочет следовать за Иисусом. Когда в голову без приглашения приходят нечестивые мысли, не останавливайтесь на них. Переключайте свои мысли на что-то более здоровое (см. Фил. 4:8) и займитесь чем-нибудь полезным.

КОГДА НЕОБХОДИМА РАДИКАЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ

Можно дать и другие советы, но давайте обратимся к средству Иисуса. Его слова в стихах 29 и 30 шокируют, когда мы впервые слышим их:

«Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5:29, 30).

Это, видимо, было любимое изречение Иисуса. Подобные слова вы найдете в Мф. 18:8, 9. Возможно, Иисус взял для Своей иллюстрации глаз потому, что он часто ассоциируется с вожделением, похотью. Иоанн писал о «похоти очей» (1 Ин. 2:16). А о руке здесь может говориться потому, что от взгляда недалеко и до дела.

«Соблазняет» – от глагольной формы связанного с охотой слова скандалон, как «изначально называлась та “деталь капкана, к которой крепилась приманка”» (Вайн). Со временем слово стало означать весь капкан целиком. Иисус говорит, что если ваш правый глаз или ваша правая рука завлекает вас в ловушку мысленного прелюбодеяния, то нужно избавиться от того или другого.

Это вызывает несколько вопросов. Менее важный – «Почему Иисус сказал именно правый глаз и правая рука?» Вероятно, потому, что большинство людей – правши. У большинства из нас правая рука умеет больше, чем левая, и ее отсутствие было бы более ощутимо. В Писаниях также говорится, что сидеть «одесную», или по правую руку, почетно (см. Мк. 16:19; Деян. 2:33; Кол. 3:1). А что можно сказать о правом глазе? Он связан с правой рукой. Закройте правый глаз, и вы увидите, что область действия правой руки сузилась. Отсутствие правого глаза и правой руки сильно повлияет на способность человека что-то делать.

Отсюда вытекает более важный вопрос: «Что Иисус имел в виду, когда велел вырвать глаз или отсечь руку и выбросить их?» История описывает случаи, когда некоторые христиане буквально понимали слова Иисуса и вырывали себе глаза, отсекали руки и производили другие операции в борьбе с вожделением. Не желая быть обвиненными в умалении учения Иисуса, мы все-таки заключаем, что Его высказывание нельзя воспринимать буквально – хотя бы по следующим трем причинам:

• Буквальное толкование было бы неэффективным. Вырывание глаза или отсечение руки вряд ли уберет похоть из сердца.

• Буквальное толкование было бы нелогичным. Если человек вырвет правый глаз или отсечет правую руку, у него все равно еще останется левый глаз и левая рука. Он по-прежнему сможет смотреть и поступать похотливо.

• Буквальное толкование было бы непоследовательным. Оно противоречило бы новозаветному учению о том, что тело есть храм Святого Духа и его нельзя разрушать и портить (см. 1 Кор. 3:16, 17; 6:19, 20).

Итак, слова Иисуса нельзя понимать буквально, однако это не значит, что их не надо воспринимать серьезно. Его аналогия основана на известном медицинском принципе: устранение больной части тела ради спасения жизни всего тела. Сегодня такая практика принята повсеместно. Но и в давние времена в случае гангрены обычно понимали, что для спасения жизни необходимо удалить больную часть тела.

Если конечность не удалить, то гангрена распространится на все тело, что приведет к смерти. По сути, Иисус сказал, что если что-либо в вашей жизни способствует мысленному прелюбодеянию, то вам нужна серьезная духовная операция: устраните это из своей жизни! Стотт пишет:

«Повеление избавиться от причиняющих беспокойство глаз [или] рук… – это пример использования нашим Господом ярких метафор. Он ратовал не за буквальное членовредительство, а за беспощадное нравственное самоотречение. Не увечье, а умерщвление – вот путь к святости, которому Он учил…»

Павел сказал: «…если духом [с помощью Духа; Современный Перевод] умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8:13). Мы должны «умертвить» все, что вызывает в нас нечистые мысли.

Можно спросить: «А если это для меня дорого?» Правая рука и правый глаз в дни Иисуса считались очень важными — как, впрочем, и сегодня. Пусть что-то для вас так же дорого, как правый глаз или правая рука, но если это побуждает вас к нечистым помыслам, избавьтесь от этого или избегайте его.

Напрашивается еще один вопрос: «О чем конкретном вы говорите?» Я могу дать только общие советы, но не могу ответить на этот вопрос за вас. Иисус сказал: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя… И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя». Что соблазняет вас? Что вызывает у вас нечистые мысли? Это могут быть определенного сорта книги, журналы или другие публикации. Это могут быть какие-то телепрограммы или фильмы. Это может быть интернет. Это может быть общение с каким-то человеком или группой людей (см. 1 Кор. 15:33). Что бы это ни было, Иисус велел вырвать это из вашей жизни и бросить как можно дальше от себя.

Как-то раз следовавшие за Иисусом так высказались об одном Его учении: «Какие странные слова! Кто может это слушать?» (Ин. 6:60). Для некоторых та идея, что они должны исключить из своей жизни все, что возбуждает похотливые мысли, – это «странные слова». В Мф. 5:29 Иисус фактически спросил: «Что для тебя важнее: глаз и рука или же возможность попасть на небеса?» Он сказал: «Лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну». Он повторил это дважды, чтобы мы не пропустили эту мысль мимо ушей. Я не хочу попасть в ад; я сделаю все, что должен, чтобы не оказаться там! А вы разве так не думаете? Разве любая жертва не стоит того, чтобы не попасть в ад, а гарантированно отправиться на небеса?

Что касается чистоты наших помыслов, то давайте сперва сделаем то, что можем мы. Павел призывал каждого из нас иметь помышления Христовы (см. Фил. 2:5; 4:8). Однако нам также нужна помощь от Господа. Только с помощью Духа мы можем умертвить дела плоти (Рим. 8:13). С Божьей помощью мы должны бороться с грехом немедленно и решительно. Иисус велел не сократить, а отсечь.

КАК НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВОВАТЬ (ч.2): ОБЕРЕГАЙТЕ СВОЙ БРАК