Годы после окончания Первой мировой войны, «войны за прекращение всех войн», принесли стремительные, глобальные изменения. Менялась эпоха во всех сферах человеческой деятельности - от социальной до научной. В том числе и в боевых искусствах, где островное искусство каратэ готовилось к жизни в новом мире. Это были времена, когда зародилось то каратэдо, которое мы знаем сегодня. Зажигались звезды основателей главных стилей. В Японии это были Сётокан, Вадо-рю, Годзю-рю и Сито-рю, и сформировались они в первые два десятилетия после окончания Первой мировой войны. Другие широко известные и влиятельные школы - Сёрин-рю, Уэти-рю, Сюдокан и Синдо Дзинэн-рю (Рёбукай) также могут проследить свою генеалогию до этого периода. Но, помимо хорошо известных направлений, был еще один стиль, созданный одним из первопроходцев каратэ, авторитетным мастером доктором Титосэ Цуёси (1898-1984), основателем Тито-рю каратэдо.
Ранние годы
История Тито-рю — это, по сути, история Титосэ Цуёси, родившегося под именем Тинэн Готёку в районе Аката старой окинавской столицы Сюри (ныне входит в состав города Наха) в семье Тинэна Тиёю. Его родословная интересна тем, что его отец был младшим сыном одного из самых известных персонажей в истории каратэ – Буси Мацумуры Сокона (1809-1901?). Именно к Мацумуре, верному слуге трех окинавских королей, современные практики Сёрин-рю/Сюри-тэ возводят свое искусство. Его сын, Тиёю, взял фамилию своей жены – Тинэн, что раньше на Окинаве было вполне обычным явлением. Хотя Тиёю, очевидно, никогда не изучал каратэ у своего отца, да и вообще не занимался боевыми искусствами, его сын Готёку приобщился к тодэ (смесь китайских и окинавских боевых искусств, предшественник каратэ) в 1905 году, в возрасте семи лет. Его учителем стал Арагаки Сэйсё, бывший чиновник (ранга тикудун пэйтин) старого окинавского королевства и очень уважаемый мастер тодэ. Еще одним учеником Арагаки в то время был Фунакоси Гитин (1868-1957), человек, которому приписывают внедрение тодэ в Японии и приведение каратэ к тому виду, который мы знаем. Арагаки (который, по словам Титосэ, умер в мае 1918 года) в течение семи лет обучал молодого Готёку ката тодэ Сэйсан (своей версии), прежде чем приступить к освоению форм Нисэйси, Сотин и Сихохай, а также техник владения шестифутовым шестом (бо). Конечно, в те дни практически все тренировки состояли из отработки ката, в отличие от наших дней, когда основное внимание уделяется базе, за которой следуют спарринги и ката.
Тинэн Готёку продолжал тренироваться под руководством настоящих старых мастеров, каждый из которых передавал свои личные особенности выполнения ката, расширяя кругозор юноши и передавая ему свой поистине бесценный опыт. Хотя имеются некоторые разночтения, но можно утверждать, что со времен учебы в начальной школе и до достижения возраста 20 лет Готёку продолжал накопление знаний везде и всегда, чему немало способствовало его школьное окружение. Одним из его школьных учителей был ни кто иной, как Фунакоси Гитин, а одним из его одноклассников был старший сын Фунакоси, Гиэй (хотя, по некоторым данным, одноклассником был Гиго, младший сын Фунакоси, ставший богом Сётокан каратэ). Немного младше Готёку, в той же школе учился Нагаминэ Сёсин (р. 1907), которому еще предстояло создать Мацубаяси-рю, ветвь Сёрин-рю. Еще будучи школьником, Готёку тренировался под руководством Хигасионны Канрё (также - Хигаонна; 1853-1915), прародителя Наха-тэ тодэ. Титосэ говорил, что выучил у Хигасионны ката Сайфа, Сэпай, Курурунфа и Рохай (что остается загадкой, поскольку никто из других учеников Хигасионны не включил Рохай в свою программу). В то же время у Хигасионны тренировались Мияги Тёдзун (1888-1953), основатель Годзю-рю каратэ, и Мабуни Кэнва (1889-1952), впоследствии создавший Сито-рю.
Глядя на современное Тито-рю, можно предположить, что наибольшее влияние на Готёку оказал овеянный легендами мастер каратэ Тётоку Кьян (1870-1945). Кьян, потомок знатного, приближенного к королю, окинавского рода, был невысоким, жилистым человеком, носил очки и вел яркую жизнь. Говорят, что у Кьяна Готёку изучил ката Тинто, Бассай, Кусанку, Ананку и Годзюсихо. При этом вполне вероятно, что некоторые из этих форм он получил от своего близкого друга, одного из самых известных учеников Кьяна, Арагаки Анкити. К сожалению, Арагаки Анкити (не являвшийся прямым родственником мастера тодэ Арагаки Сэйсё), бывший также учителем Нагаминэ Сёсина, умер еще молодым человеком. Однако, у их учителя, Кьяна, было много учеников, и он породил целую плеяду стилей, связанных с Сёрин-рю: Сёбаяси-рю, Иссин-рю, Мацубаяси-рю, Сёриндзи-рю (Окинава), Сёриндзи-рю Рэнсинкан (Япония), Сёриндзи-рю Кэнкокан (Япония) и др. Все эти стили, включая Тито-рю, схожи в наборах ката и техниках.
А юный Готёку продолжал учиться. Он получил ката Дзиттэ, Дзион и Рюсан у Ханасиро Тёмо (1871-1945), Унсу (совершенно отличное от одноименного ката Сётокан, разработанного на основе Унсу Сито-рю) и Вансю от Мотобу Тёю (1857-1927), старшего брата скандалиста Мотобу Тёки (1871-1944). Кстати, Уэхара-сэнсэй говорил, что ката Унсу и Вансю не входили в учебную программу Мотобу Тёю. Не останавливаясь на достигнутом, будущий доктор Титосэ изучал работу с оружием под руководством двух знаменитых мастеров из Наха - Когусику и Маэдзато. Они были наследниками схожих традиций, которые сегодня лучше всего представлены в малоизвестном стиле каратэ Кодзё-рю. Под их руководством Готёку овладел ката с саями, тонфами, эку (веслом) и нунтяку. У Канагусику из Сюри он вместе с Тибаной Тёсином, основоположником современного Сёрин-рю, постигал торидэ тайходзюцу – упорядоченной форме того, что известно под названием «туидэ» - методы захвата и контроля. Кроме того, он изучал бодзюцу у Тинэна Санды (1840-1922), одного из самых опытных мастеров кобудо на Окинаве, тезки мастера из Яманни-Тинэн-рю. У него же тренировался и другой известный мастер – Осиро Тёдзё.
Помощник Фунакоси
Если все это кажется немного ошеломляющим, имейте в виду, что это было только начало долгой и выдающейся карьеры в каратэ. Мы переносимся в 1922 год, в Токио, куда по разным причинам переехали и Фунакоси, и Тинэн Готёку, взявший имя Титосэ Цуёси. Это было время роста японского национализма, и, как по личным, так и по политическим причинам многие жители Окинавы, включая Титосэ, изменяли свои имена на более привычные японскому слуху. В этом не было никакого позора, как сегодня можно было бы предположить. Что касается Титосэ, то он прибыл в столицу чтобы поступить на медицинский факультет Токийского университета. Он уже давно получил среднее образование на Окинаве и, подобно многим своим одноклассникам, успел попреподавать в школе. Однако и в Токио каратэ останется частью жизни Титосэ, даже когда он был занят учебой. Он находил время помогать Фунакоси в его додзё Ёцуя и в различных университетских клубах каратэ, где его учениками были ни кто иной как Оцука Хиронори (1892-1982), будущий основатель Вадо-рю, и Кониси Ясухиро (1893-1983), один из самых влиятельных людей раннего каратэ, чей стиль теперь называется Рёбукай (по названию школы кэндо Кониси). Позже, в Университете Такусёку, Титосэ преподавал ката Накаяме Масатоси (1913-1987), будущему главному инструктору самой крупной организации современного каратэ в Японии, Японской ассоциации карате или JKA.
В начале 1930-х Титосэ получил лицензию на медицинскую практику. Он также нашел время посетить одну из самых значимых встреч в истории каратэ. Это было собрание признанных авторитетов окинавского каратэ в 1936 году в Наха, Окинава, спонсируемое Окинавским Синпо Ся и организованное Накасонэ Гэнва, политическим активистом и учеником Тоямы Канкэна (1888-1966), основателя Сюдокан каратэ. На встрече было фактически «ратифицировано» принятие термина каратэдо как «пути пустой руки» в качестве замены тодэдзюцу, «китайской руке». Таким образом, доктор Титосэ начал играть значительную роль в развитии каратэ.
Всем планам помешала война, и Титосэ в составе армейского медицинского корпуса на некоторое время оказался в Китае, где ему удалось сойтись с некоторыми местными жителями. Фортель судьбы - Титосэ благодаря войне смог заниматься ушу у местного мастера. Обучение было недолгим: Титосэ отправили обратно в Японию, на военную базу на острове Кюсю, где он и встретил окончание войны. Уволившись из армии в звании майора, Титосэ решил посвятить себя преподаванию каратэ, и в 1946 году открыл в городе Кикути небольшой зал под названием Ёсэйкан. В том же году, чтобы собрать средства для помощи Окинаве, он организовал и провел большую демонстрацию каратэ в Кумамото.
Рождение Тито-рю
К 1948 году, объединившись с некоторыми другими мастерами каратэ, включая Фунакоси, Мабуни, Хигу Сэйко и Тояму Канкэна, доктор Титосэ зарегистрировал Всеяпонскую федерацию каратэдо. Целью организации было помочь стандартизировать систему оценок (кю/дан) и объединить основные школы. Доктор Титосэ стал президентом федерации, но она просуществовала в неизменном виде лишь несколько лет. Однако Титосэ и Тояма продолжали принимать участие в ее деятельности до конца своей жизни. Именно тогда доктор Титосэ, акушер-гинеколог по образованию, сформулировал свои идеи в то, что мир узнает под именем Тито-рю. Вопреки очевидному предположению, название «Тито» происходит не от имени Титосэ, а состоит из иероглифов «ти» (тысяча) и «то» (от китайского «тан»). То есть, Тито-рю можно перевести как «Восходящее к китайской династии Тан тысячелетнее искусство». Под эгидой Всеяпонской федерации каратэдо Титосэ приступил к созданию своей организации со штаб-квартирой квартиру в Кумамото, на южном японском острове Кюсю.
Первые послевоенные годы были для японского каратэ периодом спячки. Союзные державы запретили практически все боевые искусства (хотя запрет был не столь строгим, как принято считать), а японцы только начали приходить в себя. Тем не менее, некоторым группам, включая группу Титосэ, удавалось каким-то образом тренироваться; в это же время появились такие организации каратэ, как Годзюкай и Японская ассоциация каратэ. Каратэ готовилось предстать перед миром. И если полностью опустошенной войной Окинаве требовалось гораздо больше времени на восстановление, то японские организации уже способны были возглавить международную экспансию каратэ. Одним из тех, кому было поручено открыть школу Тито-рю за рубежом, был Цуруока Масами, получивший свой черный пояс первой степени (сёдан) от Титосэ еще в 1949 году. Цуруока открыл первую коммерческую школу каратэ в Торонто, Канада, в 1959 году и впоследствии стал известен как «Отец канадского каратэ».
Титосэ принимает гайдзина
К 1951 году Титосэ начал преподавать на военных базах на юге Японии, поначалу в лагере Симидзу. В 1955 году он стал главным инструктором клуба каратэдо Сил самообороны Японии в лагере Кэнгун Пост. В то время в Японии было расквартировано внушительное количество подразделений американской армии. Одним из них была боевая группа 187-го воздушно-десантного полка, дислоцировавшаяся в Японии в конце Корейской войны. До этого 187-я в полном составе участвовала в боевых действиях в Корее, но к июлю 1953 года, когда война подходила к концу, часть была отправлена в Японию и размещена в трех разных местах на Кюсю. Одним из молодых солдат в отряде был Уильям Дж. Дометрич, которого познакомил с каратэ морской пехотинец США, бывавший на Окинаве. Дометрич начал свое обучение Тито-рю под руководством сэнсэя Сирахамы Итиро из города Бэппу, старшего ученика Титосэ. После тяжелых тренировок с Сирахамой Дометрич сдал экзамен на коричневый пояс. Наконец, он получил разрешение встретиться и потренироваться с сэнсэем Сирахамы, доктором Титосэ из Кумамото.
В то время иностранцы были редким явлением в додзё японских боевых искусств. Лишь немногим удавалось попасть в них, например, Уолтеру Тодду и Дэну Айвену, но они находились в Токио, где военнослужащим оккупационных сил было легче получить доступ к тренировкам. Поэтому Дометрича можно с полным правом назвать настоящим пионером каратэ. Однако, попасть Дометричу в зал Титосэ было не так-то просто. Его не ждали с распростертыми объятиями. Думается, Титосэ со скепсисом относился к способностям иностранцев пройти горнило строгого обучения. И, вероятно, он сомневался в мотивах большого гайдзина («гайдзин» - несколько уничижительный термин для обозначения иностранцев). Как бы то ни было, но Дометрич не сдавался – настойчиво и упрямо он раз за разом пересекал весь остров чтобы доехать до Кумамото. Наконец, Титосэ смягчился, и Уильям Дометрич вошел в историю каратэ. Дометрич тренировался до 1954 года, когда отправился обратно в Соединенные Штаты, но уже с черным поясом по Тито-рю. К сожалению, во время переезда у него украли сертификат на черный пояс. Все что осталось – сертификат на степень кю, на коричневый пояс, но на нем стояли подписи Титосэ, Хиги Сэйко (известного мастера Годзю-рю), Тоямы Канкэна и Фунакоси Гитина. Сертификат был выдан Всеяпонской федерацией каратэ-до, и он до сих пор хранится у Дометрича.
Первый клуб Тито-рю на территории США был открыт на Гавайях обладателем черного пояса Томасом Моритой еще в начале 1950-х годов. Дометрич преподавал в разных местах, но в конце концов осел и открыл в 1962 году свою школу в Ковингтоне, штат Кентукки. Это был один из первых залов каратэ в Соединенных Штатах, и он все еще работает.
Еще одним военнослужащим 187-го воздушно-десантного полка, изучавшим Тито-рю в Японии после Дометрича, был Генри Слемански, и он остался на действительной военной службе. Хэнк Слемански был одним из тех персонажей, для которых придумали термин «хардкор». Билл Дометрич рассказывал, что Слемански был настоящим грубияном; он преподавал каратэ в Форт-Кэмпбелл, штат Кентукки, в 1960-х годах, и проводил жесточайшие тренировки в парашютных ботинках. Его занятиям пришел конец, когда Слемански нанес лейтенанту удар ногой с разворота в лицо и сломал тому челюсть. Слемански перевели из Форт-Кэмпбелла, и вскоре он уехал во Вьетнам. Историчность Хэнка Слемански заключается в том, что он обучал Тито-рю каратэ Элвиса Пресли, когда они оба находились в Германии в конце 1950-х годов. Именно Слемански аттестовал Элвиса на сёдан (первый дан) в 1960 году. Слемански отслужил несколько сроков во Вьетнаме и, по слухам, либо был убит в бою, либо умер от сердечного приступа по возвращении в Штаты в звании старшего сержанта.
Становление
Все эти годы японская организация Титосэ не стояла на месте, превратившись в одну из сильнейших на юге Японии. Слава и репутация Титосэ были хорошо известны во всем мире каратэ. В 1958 году он был удостоен степени дзюдан (10 дан). Он получил ее на своей родине, на Окинаве, с которой поддерживал прочную связь на протяжении всей жизни. Таким образом, Титосэ стал одним из самых высокопоставленных людей в мире каратэ. Кроме того, он, вероятно, стал первым японцем такого ранга, посетившим Западное полушарие: Гавайи в 1962 году в качестве гостя организации Томми Мориты. В 1967 году Титосэ отправился в Канаду, где он и один из его старших учеников, Ямамото Мамору, провели демонстрацию на турнире по каратэ, организованном в Торонто Цуруокой Масами. В том же году Титосэ навестил Уильяма Дометрича в Кентукки, назначив его пожизненным главным инструктором США по каратэ Тито-рю.
В следующем десятилетии, несмотря на неуклонное распространение по всему миру, в Тито-рю произошло много перемен. В середине 1960-х годов Морита и его гавайская школа покинули Тито-рю, а чуть позднее Ямамото основал собственную организацию под названием Ёсюкай. Старшим американским учеником Ямамото был Майкл Фостер из Флориды, один из ведущих турнирных бойцов Америки конца 1960-х. В 1979 году Цуруока Масами основал свою собственную организацию каратэ, а его бывший старший ученик Шейн Хигаси возглавил канадскую ассоциацию Титокай (Тито-рю каратэ), оставшись верным Титосэ. Конечно, с годами, по мере роста и расширения Тито-рю, появились другие независимые организации, отражающие процесс, затрагивающий, в конечном итоге, все группы каратэ и, вероятно, все человеческие институты. На западном побережье США Тито-рю по-настоящему так и не прижилось. Хотя, автор помнит, как будучи подростком, в середине 1960-х годов, он тренировался с некоторыми учениками Тито-рю, когда этот стиль преподавался в Японском общественном центре в Гардене, штат Калифорния, небольшом городке на юго-западной окраине Лос-Анджелеса. Помимо того, существовали один или два клуба в Лос-Анджелесе и Сан-Бернардино, но с конца 1970-х годов этот стиль практически исчез на Западном побережье. Тем не менее, Тито-рю распространилось по всему миру с клубами и организациями на большинстве континентов.
Все это время Титосэ Цуёси продолжал преподавать. В 1982 году он совершил свою последнюю поездку за пределы Японии - в Северную Америку. В июне 1984 года доктор Титосэ Цуёси, ранее известный как Тинэн Готёку с Окинавы, внук Буси Мацумуры оставил этот мир. Его головную организацию, теперь уже международного масштаба, возглавил его сын, Титосэ Ясухиро, взявший, по традиции имя своего отца. Федерация Тито-рю каратэ (основанная в 1967 году по поручению Титосэ) Дометрича, получившего свой 7-й дан из рук Титосэ в 1971 году, вместе со всеми своими филиалами по всему миру стала независимой. Дометрич, а также другие мастера из других организаций по всему миру, хранит наследие Тито-рю. Наследие, воплощенное в стиле боевых искусств, созданном врачом, использовавшим свои знания о физиологии человека, чтобы разработать учебную программу, которая была бы полезна для общего благополучия человека.
О стиле
Структурно Тито-рю — это «утонченный» окинавский стиль, опирающийся как на элементы Наха-тэ (протостиля, предка, среди прочего, Годзю-рю), с его сильными, завязанными на дыхании, круговыми техниками, пришедшими из Китая, так и на Сёрин-рю (основанном на Сюри-тэ и Томари-тэ). Можно считать, что большая часть ката и техник Тито-рю принадлежит линии Кьяна Тётоку. Часть техник явно создана самим Титосэ на основе своих глубоких познаний в анатомии и физиологии человека. Стиль, как и большинство японских, характеризуется быстрыми, легкими движениями и акцентом на базовую технику и проработанные позиции, главной из которых является сэйсан. Она короче, чем распространенная в Японии и на Окинаве позиция с переносом веса вперед и подвернутой внутрь передней стопой (дзэнкуцу-дати). Позиция сэйсан получила свое название от одноименной старой ката, в котором она повсеместно используется.
Титосэ, считавшийся еще до войны одним из величайших знатоков ката, выбрал для своего стиля лишь несколько форм: Сихохай, Нисэйси Сё, Рохай, Сэйсан, Бассай, Тинто, Тэнсин, Сотин, Кусанку, Сансэйру, Рюсан и Сантин (последняя больше похоже на комбинацию ката Сантин и Тэнсё, «вращающихся рук» из Годзю-рю и Сито-рю). Конечно, он знал их больше, а некоторые из его старших учеников изучали и преподавали другие ката, но неофициально; вышеупомянутые формы по-прежнему являются основой Тито-рю, как и решил когда-то Титосэ. Некоторые из этих ката сохранились только в Тито-рю, например, Сихохай и Рюсан. Титосэ рассказывал, что Сихохай, которой его научил Арагаки Сэйсё, когда-то была ритуальной демонстрационной ката окинавского королевского двора, выполняемой на специальных церемониальных мероприятиях. Движения в ней таковы, что практикующий быстро разворачивается по всем сторонам света. В ката Рюсан есть несколько уникальных техник, имитирующих образ дракона, взбирающегося на гору или «на небо». Эти и другие ката связывают Тито-рю с окинавским прошлым его создателя, делают стиль смешением классики и новаторства. Однако, помимо этих японских и окинавских ката, Титосэ также знал и выполнял некую «Кунг-фу-но ката», необычную форму, хранимую в его семье и не похожую ни на одну другую ката Тито-рю. Безусловно, она пришла из Китая; все движения выполняются открытой ладонью (без сжатого кулака), очень мягко и плавно.
Также Титосэ мастерски владел окинавским оружием (кобудо). Он был хорошо знаком с самым известным мастером окинавского кобудо Тайрой Синкэном (1902-1970) и поддерживал отношения с другими специалистами в этом искусстве. Сегодня в Тито-рю делается упор на практику уникальной версии ката с шестифутовым шестом (бо) Сакугава-но кон, которой обучал Титосэ. Но это была лишь одна из множества вещей, которым учил Титосэ, мастер, чья жизнь охватила целую эпоху в развитии современного каратэ, мастер, вошедший в историю как один из основоположников этого искусства.
Об авторе
Джон Селлс обладатель 8 дана Сито-рю каратэ и 6 дана в окинавском кобудо. Имеет мастерские степени в ряде других стилей каратэ.
Опубликовано в журнале Bugeisha, выпуск №2 за 1997
Перевод: П. Бобров
ПЕРЕВОДЫ ОТ БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ