Мифы про вампиров – это психическое отражение того, как видят людей с границами те, у кого их нет.
Можно на секунду представить два параллельных психических мира. Обитатели 1-го не видят 2-го. А вот жители 2-го мира видят всех. Более того, могут эффективно воздействовать на жителей 1-го мира, чем вызывают у тех ощущение тревоги.
Жители 1-го мира имеют внешний локус, ставят его «по то сторону» себя, у них виноваты другие.
Жители 2-го – имеют внутренний локус контроля, что автоматически делает их сильнее, потому что они располагают ту самую архимедовскую точку опоры внутри себя и делают что могут. Со стороны это воспринимается как социальная переговорная сила.
Одна из известных иллюстраций к этому – повесть Гоголя «Вий».
Дочка сотника (глава районной администрации) спровоцировала молодого философа на выход из границ, сделала его уязвимым в его защите от ее претензий и взыскала с него за его косяк.
Косяк заключался в том, что их внебрачный секс привел к страданиям девушки, после чего ее отец помог добиться от философа компенсации.
А с точки зрения самого философа, жителя 1-го мира, с позиции которого ведет свой рассказ Гоголь, это выглядит как по-ту-стороннее воздействие: чертовщина какая-то, она его как-то победила, не иначе ведьма. Забывая, что он соблазнил незамужнюю девушку из влиятельного класса, и у этого могут быть неприятные последствия. В его восприятии она же сама к нему пришла в виде старухи, не виноват он! В ткани самой повести мы также слышим признания от героя, что он мимоходом то вдову соблазнил, то булочницу. «А чо такого?»
Гоголь показал, как воспринимается 2-ой мир, глазами жителей 1-го. Многие рассказчики в повести, сокурсники философа по бурсе, говорят о том, что вот мол нами так управили, что мы в накладе, а они с прибылью. «Ведь у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, – все ведьмы»
Вий – это силы поля, описанные Куртом Левиным, и всеми мировыми религиями. Эти силы сначала воспринимаются необязательными к исполнению, а потом выясняется, что они объективны со страшной силой, так художественно описанной в повести. Дословно это звучит как «виноваты потусторонние силы, по ту сторону меня» — внешний локус контроля.
Входной билет во 2-ой мир – это умение определять собственные границы и с уважением относится к чужим.
А так как границы – это «тайное», в смысле неочевидное, знание, то случайный неловкий выход из границ на чужую территорию резко снижает переговорную силу и передает рычаги управления другой стороне, если конечно она умеет ими пользоваться.
Как однажды догадался Клод Леви-Стросс, французский социолог, все мифы, притчи, пословицы, молитвы – это не вопросы к людям, а ответы на «тайные» неочевидные вопросы.
Ответ по границам можно найти в молитве:
- Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить
- Дай мне мужество изменить то, что я могу изменить
- И дай мне мудрость отличить одно от другого
Расшифровка:
- Стань человеком с внутренним локусом контроля, откажись от беспокойства за внешний.
- Действуй в рамках своего внутреннего локуса контроля, отвечай за последствия.
- Научись определять границы твоего и не твоего, границы между локусами
Увы, но молитва поэтому и начинается с обращения к Господу, потому что самостоятельно, без внешней помощи обрести внутренний локус контроля – невозможно. Это трагический психоаналитический парадокс. Я не знаю какая траурная музыка была бы уместна для сопровождения этой тяжелой к принятию мысли. Буду ждать ваших опровержений и надеяться, что они есть.
Вначале жизни центр жизнеобеспечения находится в родителях или опекунах. Люди естественным образом сначала воспринимают мир через внешний локус контроля. И никакое чувство границ у них возникнуть не может. А уже затем в процессе 2-го рождения человека – социализация в обществе – многие из них приобретают внутренний локус контроля, а затем и чувство границ, который даёт им экстраординарную конкурентоспособность по сравнению с теми, кто такую способность не приобрел.
Например, обучение переговорному искусству невозможно ни на каких тренингах, если человек не умеет сначала определять, и только затем уже отстаивать и двигать те самые границы в контексте отношений.
В любых близких отношениях неспособность различать свои и чужие границы, желание действовать на чужой территории – внешний локус контроля, такой понятный для ребенка – вызывают гнев и охлаждение друг к другу.
Я перечислю некоторые внешние силы, ипостаси того Бога, кому воздается молитва, которые могут формировать внутренний локус контроля у ребенка, а затем и чувство границ: это родители, требовательная властная среда, авторитетные фигуры.
- Родители, которые имеют материальные или финансовые, или профессиональные активы. То есть те, которые могут вести деловые переговоры на равных, не жертвуя свободой ради безопасности.
К таким родителям есть условие: купать ребенка в безусловной любви, давать поддержку, уважение и право на самостоятельность. Иначе у ребенка развивается нарциссическая травма, которая затем внешне выглядит как жажда власти и болезненная чувствительность к реальным или иллюзорным иерархическим перемещениям внутри группы.
Представьте, это когда хочется ехать наверх в стеклянном лифте со внешней стороны здания, а лифт вдруг нарциссически сломался. Тогда жажда к иерархическим достижениям заставляет такого человека приопускать мир, людей вокруг него, создавая для мозга картинку, что лифт всё-таки движется наверх.
То есть человек с границами, но без внутреннего тепла и принятия себя, становится действительно вампиром в худшем смысле этого слова. Он попробовал власть на вкус и теперь она анестезирует его детскую невыразимую боль, умопомрачительный стыд и неуловимую, как растворенная в воде соль, горечь нелюбви.
Пока это работает неосознанно – это не поддается изменению. Требуется осознать эту травму, кристаллизовать соль обратно (осознать невыразимое) и оплакать её. Если вместо оплакивания человек с обретенными границами решит и дальше компенсировать эту горечь властью, но уже осознанно, то такой вампир превращается в толкиеновского Саурона.
Весь социальный мир такой персонаж стремится воспринять как паталоганатомический театр, а люди в нем – пациенты на столе.
Если же на такую сауроновскую дорожку встанет человек с внешним локусом контроля и без чувства границ, то это - марвеловский Джокер. Он действительно выглядит нелепо, как слон, не чувствующий размеры тела в посудной лавке. Это также и Карандышев из «Бесприданницы» в исполнении А. Мягкова. Им кажется, что мир их обижает, а они «право имеют».
- Требовательная и властная среда.
Макаренковцы. Личность Антона Макаренко транслировала сверху вниз в колонии для несовершеннолетних преступников помимо требовательности также и уважение, и поддержку, и даже любовь.
Почитайте судьбу его более чем 3000 воспитанников, и вы увидите, что большинство из них стало обладателями незаурядных профессиональных компетенций и управленцами. И все они стали Личностями с большой буквы.
Макаренко на практике сделал то, о чем говорили Иисус и Маркс. А затем описали Выготский и Леонтьев.
Уголовная среда. Цель такой среды – паразитизм на обществе и на собственных нижних кастах. Она имеет свои ресурсы и распределяет их. Да, такая среда может воспитать чувство границ и внутренний локус контроля, если захочет.
Пусть идеализированные, но истории про «благородных воров в законе» говорят о том, что верхушка это кастовой пирамиды действительно разбирается в законах поля и не будит Вия просто так, ради почесывания своего иерархического инстинкта.
И наконец, труд, обучение, терапия. То есть наблюдение, взаимодействие, активный диалог с людьми, действующих в границах, поможет возникновению и калибровке самих границ. Причем сам предмет труда, обучения или терапии может быть любым.
Автор: Поливкин Алексей Николаевич
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru