Найти тему
Сайт психологов b17.ru

"Вий", границы, и внутренний локус контроля

Мифы про вампиров – это психическое отражение того, как видят людей с границами те, у кого их нет.

Можно на секунду представить два параллельных психических мира. Обитатели 1-го не видят 2-го. А вот жители 2-го мира видят всех. Более того, могут эффективно воздействовать на жителей 1-го мира, чем вызывают у тех ощущение тревоги.

Жители 1-го мира имеют внешний локус, ставят его «по то сторону» себя, у них виноваты другие.

Жители 2-го – имеют внутренний локус контроля, что автоматически делает их сильнее, потому что они располагают ту самую архимедовскую точку опоры внутри себя и делают что могут. Со стороны это воспринимается как социальная переговорная сила.

Одна из известных иллюстраций к этому – повесть Гоголя «Вий».

Дочка сотника (глава районной администрации) спровоцировала молодого философа на выход из границ, сделала его уязвимым в его защите от ее претензий и взыскала с него за его косяк.

Косяк заключался в том, что их внебрачный секс привел к страданиям девушки, после чего ее отец помог добиться от философа компенсации.

А с точки зрения самого философа, жителя 1-го мира, с позиции которого ведет свой рассказ Гоголь, это выглядит как по-ту-стороннее воздействие: чертовщина какая-то, она его как-то победила, не иначе ведьма. Забывая, что он соблазнил незамужнюю девушку из влиятельного класса, и у этого могут быть неприятные последствия. В его восприятии она же сама к нему пришла в виде старухи, не виноват он! В ткани самой повести мы также слышим признания от героя, что он мимоходом то вдову соблазнил, то булочницу. «А чо такого?»

Гоголь показал, как воспринимается 2-ой мир, глазами жителей 1-го. Многие рассказчики в повести, сокурсники философа по бурсе, говорят о том, что вот мол нами так управили, что мы в накладе, а они с прибылью. «Ведь у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, – все ведьмы»

Вий – это силы поля, описанные Куртом Левиным, и всеми мировыми религиями. Эти силы сначала воспринимаются необязательными к исполнению, а потом выясняется, что они объективны со страшной силой, так художественно описанной в повести. Дословно это звучит как «виноваты потусторонние силы, по ту сторону меня» — внешний локус контроля.

Входной билет во 2-ой мир – это умение определять собственные границы и с уважением относится к чужим.

А так как границы – это «тайное», в смысле неочевидное, знание, то случайный неловкий выход из границ на чужую территорию резко снижает переговорную силу и передает рычаги управления другой стороне, если конечно она умеет ими пользоваться.

Как однажды догадался Клод Леви-Стросс, французский социолог, все мифы, притчи, пословицы, молитвы – это не вопросы к людям, а ответы на «тайные» неочевидные вопросы.

Ответ по границам можно найти в молитве:

  1. Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить
  2. Дай мне мужество изменить то, что я могу изменить
  3. И дай мне мудрость отличить одно от другого

Расшифровка:

  1. Стань человеком с внутренним локусом контроля, откажись от беспокойства за внешний.
  2. Действуй в рамках своего внутреннего локуса контроля, отвечай за последствия.
  3. Научись определять границы твоего и не твоего, границы между локусами

Увы, но молитва поэтому и начинается с обращения к Господу, потому что самостоятельно, без внешней помощи обрести внутренний локус контроля – невозможно. Это трагический психоаналитический парадокс. Я не знаю какая траурная музыка была бы уместна для сопровождения этой тяжелой к принятию мысли. Буду ждать ваших опровержений и надеяться, что они есть.

Вначале жизни центр жизнеобеспечения находится в родителях или опекунах. Люди естественным образом сначала воспринимают мир через внешний локус контроля. И никакое чувство границ у них возникнуть не может. А уже затем в процессе 2-го рождения человека – социализация в обществе – многие из них приобретают внутренний локус контроля, а затем и чувство границ, который даёт им экстраординарную конкурентоспособность по сравнению с теми, кто такую способность не приобрел.

Например, обучение переговорному искусству невозможно ни на каких тренингах, если человек не умеет сначала определять, и только затем уже отстаивать и двигать те самые границы в контексте отношений.

В любых близких отношениях неспособность различать свои и чужие границы, желание действовать на чужой территории – внешний локус контроля, такой понятный для ребенка – вызывают гнев и охлаждение друг к другу.

Я перечислю некоторые внешние силы, ипостаси того Бога, кому воздается молитва, которые могут формировать внутренний локус контроля у ребенка, а затем и чувство границ: это родители, требовательная властная среда, авторитетные фигуры.

  1. Родители, которые имеют материальные или финансовые, или профессиональные активы. То есть те, которые могут вести деловые переговоры на равных, не жертвуя свободой ради безопасности.

К таким родителям есть условие: купать ребенка в безусловной любви, давать поддержку, уважение и право на самостоятельность. Иначе у ребенка развивается нарциссическая травма, которая затем внешне выглядит как жажда власти и болезненная чувствительность к реальным или иллюзорным иерархическим перемещениям внутри группы.

Представьте, это когда хочется ехать наверх в стеклянном лифте со внешней стороны здания, а лифт вдруг нарциссически сломался. Тогда жажда к иерархическим достижениям заставляет такого человека приопускать мир, людей вокруг него, создавая для мозга картинку, что лифт всё-таки движется наверх.

То есть человек с границами, но без внутреннего тепла и принятия себя, становится действительно вампиром в худшем смысле этого слова. Он попробовал власть на вкус и теперь она анестезирует его детскую невыразимую боль, умопомрачительный стыд и неуловимую, как растворенная в воде соль, горечь нелюбви.

Пока это работает неосознанно – это не поддается изменению. Требуется осознать эту травму, кристаллизовать соль обратно (осознать невыразимое) и оплакать её. Если вместо оплакивания человек с обретенными границами решит и дальше компенсировать эту горечь властью, но уже осознанно, то такой вампир превращается в толкиеновского Саурона.

Весь социальный мир такой персонаж стремится воспринять как паталоганатомический театр, а люди в нем – пациенты на столе.

Если же на такую сауроновскую дорожку встанет человек с внешним локусом контроля и без чувства границ, то это - марвеловский Джокер. Он действительно выглядит нелепо, как слон, не чувствующий размеры тела в посудной лавке. Это также и Карандышев из «Бесприданницы» в исполнении А. Мягкова. Им кажется, что мир их обижает, а они «право имеют».

  • Требовательная и властная среда.

Макаренковцы. Личность Антона Макаренко транслировала сверху вниз в колонии для несовершеннолетних преступников помимо требовательности также и уважение, и поддержку, и даже любовь.

Почитайте судьбу его более чем 3000 воспитанников, и вы увидите, что большинство из них стало обладателями незаурядных профессиональных компетенций и управленцами. И все они стали Личностями с большой буквы.

Макаренко на практике сделал то, о чем говорили Иисус и Маркс. А затем описали Выготский и Леонтьев.

Уголовная среда. Цель такой среды – паразитизм на обществе и на собственных нижних кастах. Она имеет свои ресурсы и распределяет их. Да, такая среда может воспитать чувство границ и внутренний локус контроля, если захочет.

Пусть идеализированные, но истории про «благородных воров в законе» говорят о том, что верхушка это кастовой пирамиды действительно разбирается в законах поля и не будит Вия просто так, ради почесывания своего иерархического инстинкта.

И наконец, труд, обучение, терапия. То есть наблюдение, взаимодействие, активный диалог с людьми, действующих в границах, поможет возникновению и калибровке самих границ. Причем сам предмет труда, обучения или терапии может быть любым.

Автор: Поливкин Алексей Николаевич
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru