Для того, кто искренне кается, не важно, какое достоинство имеет священник, который принимает его исповедь. Об этом так пишет о. Александр Ельчанинов: «Для человека, действительно страдающего язвой своего греха — безразлично через кого он исповедует этот томящий его грех; лишь бы как можно скорее исповедать его и получить облегчение.
В исповеди ведь что самое главное? Важно наше искреннее покаяние, каким бы ни был тот, кто исповедуется. Состояние души кающегося - вот что ценно, а не он сам , что-то вам говорящий. У нас же часто личности духовника уделяется первенствующее место».
Священник имеют важное значение в момент раскаяния человека. Нам иногда кажется, что батюшка, особенно тот, кто немного отходит от кающегося, будет его пренебрегать, испытывать к нему неприязнь. Но это не так. Во-первых батюшки делают небольшую дистанцию от человека, не потому что последние им противны, а потому что дают человеку возможность собраться с мыслями, дать возможность выговориться, не давить, не стоять над душой. И самое важное, священник понимает, что в исповеди самое важное состояние души кающегося. Важно его покаяние, каким бы ни был сам исповедующий. Как раз покаянные молитвы сначала дома, келейно помогают повернуться к Богу лицом. Здесь вы можете их найти, проходите и читайте: https://t.me/molitvaikona/5343.
Не тот важен, кто стоит перед нами опустившийся или пьяница, а важно наше покаяние, ценен не он сам, а не что-то там ему говорящий. Батюшка, сам "болеет" в этот момент за того, кого исповедует. "Батюшке не противен сам грешник, - как пишет отец Александр Ельчанинов, как бы ни был отвратителен его грех, ведь в Таинстве исповеди священник созерцает полное разделение грешника и его греха», и как малый ребенок тому радуется.
Просто ведь взять и перечислить грехи дома самому себе легко, гораздо сложнее - сораспяться в своих грехах перед священником, испытать стыд, понести более глубокое осознание своего греха, вину перед Богом. Батюшка нам нужен. Они, как и когда-то апостолы "Снимают покрывало с человека", разрешают бремя его грехов. Бог через них нам дает прощение. А потому кающемуся, если он хочет услышать что-то полезное для своего состояния, важно услышать первое слово от батюшки. Ведь в тот момент когда мы ему каемся, сам Бог принимает его покаяние, прощает и тут же через него посылает ему свой наказ, совет, помощь. И так важно слышать то, что он скажет самое первое. Не упустить слово Бога. Испрашивая совета, очень важно улавливать, повторю, первое его слово. Старец Силуан дает такие указания по этому поводу: «В немногих словах исповедник говорит свой помысел или о своем состоянии самое существенное и затем оставляет духовника свободным".
Батюшка не о своем думает, принимая исповедь, он старается понимать, слышать кающегося. Священник в этот момент молится Богу, молится с первого начала беседы с тем, кто держит руку на Евангелие. Он хочет очень помочь человеку и ждет вразумления его от Господа, и когда почувствует, хотя не всегда такое может быть, извещение от Бога, глас Божий, то подает такой ответ или совет, на котором и следует остановиться.
Если же вы не услышите то самое первое слово священника, ведь оно такое важное, то вместе с тем ослабляется как бы действенность Таинства.
Важно не думать что батюшка скажет, а то, что Бог подумает, как исправиться, возможно получить ответ о Бога, заранее Его об этом попросив: вразумить, направить, подсказать. Наоборот, даже если сильно нагрешили, не ждать осуждения , важно стараться уловить, услышать его первое, что он советует. Если родные хотят помочь своим близким понести искреннее покаяние, молитва о них очень важна. Текст её обязательно читайте здесь: https://t.me/molitvaikona/5863.
Нам иногда кажется, что батюшка и не посмотрит больше на нас, но именно искреннее раскаяние исповедника, желание перемениться делает его милым, дорогим, как бы родным делается пастырю кающийся искренно грешник. Как пишет архиепископ Арсений (Чудовской): «Когда грешник чистосердечно, со слезами кается духовнику, то у последнего невольно в сердце возникает чувство отрады и утешения, а вместе с тем и чувство любви и уважения к кающемуся.