Найти в Дзене
Денис Афанаско

Россияне открыты к инновациям в автоиндустрии

Статья апрель 2018 года

Старшие российские автолюбители – «увлеченные инженеры» по складу ума

Специфика образования и мышления определяет большой (и искренний) интерес многих российских потребителей, в особенности представителей среднего и старшего поколения, к технической стороне дела, когда речь идет об автомобилях и девайсах; им свойственно стремление разбираться в устройствах, также, как и пытаться усовершенствовать их.

Такому интересу также способствует и типичный первоначальный авто бэкграунд – знакомство с машиной у многих происходило в гаражах, где совместно с друзьями и единомышленниками наши потребители обслуживали и ремонтировали свои средства передвижения, делали легкий, а иногда и серьезный тюнинг, устанавливали магнитолы, сигнализации, дорабатывали подвеску и др.

· Интересно, что многие автовладельцы, даже имея хороший достаток и достигнув возраста выше среднего, с удовольствием продолжают «копаться» в своих машинах, меняют колодки, масло, а делают что-то с электрикой. Такое поведение, например, совсем не свойственно для Европы, где любое обслуживание предпочитает обращение к специалисту-механику;

· Также типичным является активное обсуждение на специализируемых авто форумах технической стороны своих машин, механизмов, путей усовершенствования и ремонта.

С другой стороны, такой «инженерный» и, вроде бы, рациональный и технический подход сочетается с большой эмоциональной вовлеченностью потребителя в сферу авто и инноваций, яркой артикуляцией потребностей в использовании технически более совершенных автомобилей. Стихийными проявлениями этого являются, например, активный интерес к различным новинкам, их обсуждения на авто-форумах, самостоятельная установка различных девайсов на свои автомобили; уже многие годы наши автолюбители активно используют радары/сканеры, видеорегистраторы, смартфоны или планшеты с навигацией. К встроенным же (технологиям?) девайсам и опциям от производителя относятся более осторожно, желая более дешевых («я сам доустановлю», «куплю по более низкой цене») или проверенных («мне нужно более проверенное, я лучше подожду»).

Молодежь более эмоциональна и открыта авто инновациям

Для молодого же поколения, в возрасте до 25-30 лет, «авто воспитание в гаражах» становится менее типично, это поколение – уже потребители готовых решений. И для них характерно более эмоциональное отношение к авто новшествам, как и несколько другой подход – они увлекаются инновациями, но хотят видеть их непосредственно от производителя

Что объединяет обе возрастные аудитории – это высокие интерес и открытость к современным технологиям в автосфере. Потребители готовы, открыты к внедрению таких инноваций, спрос на них растет.

Интерес к автономному вождению у россиян выше, чем в целом по миру

По данным опроса Ipsos Global@dvisor[1], доля наших соотечественников, желающих обладать транспортным средством с функцией автоматического управления, превышает долю жителей в целом по глобальной выборке.

В России 51% согласились с утверждением: «Я хотел(а) бы иметь свой беспилотный автомобиль». Во всём мире таковых – 42%. Меньше всего желающих обзавестись этим видом транспорта – в Германии (24%).

Согласно результатам того же опроса, лишь 15% россиян сказали, что не стали бы пользоваться беспилотным автомобилем.

Интересны и данные относительно того, как бы россияне хотели использовать беспилотные автомобили в совсем уже недалеком будущем (через 10 лет). Многие уже видят для себя возможным не только парковаться на беспилотном автомобиле (62% россиян), но и, например, совершать ежедневные поездки на работу из пригорода и обратно (58% опрошенных россиян).

Старшее поколение, в целом, более консервативно, что можно объяснить желанием более проверенных технологий; они не хотят просто так брать на веру, то что обещают им бренды, в отличие от более эмоциональной и открытой молодой аудитории

-2

По прогнозам PriceWaterhouseCoopers полностью беспилотный транспорт в крупнейших городах мира появится к 2040 году. При этом первые беспилотники на дорогах появятся уже в 2021 году, но они, всё же, будут требовать участия водителей в процессе управления.

В нашей стране также идет работа в данном направлении. Так, в конце 2016 года в России была создана ассоциация по развитию автономного, подключенного и электрического транспорта - «Автонет». В ней сейчас пять участников, включая «КАМАЗ», который тоже создал и испытывает собственные прототипы грузовиков-беспилотников. В середине 2017 года Яндекс.Такси провело испытания беспилотного автомобиля. Тестирование проводилось на пустынном участке дороги, испытания прошли успешно. Испытать автопилот в условиях городского трафика компания планирует в 2018 году.

Считается, что появление беспилотников будет способствовать снижению числа ДТП, большинство которых происходят из-за человеческого фактора. Также беспилотники будут способствовать улучшению качества автодорог в России – дорожникам придется переделывать разметку, дорожные знаки, бордюры, а также устанавливать электронные датчики, чтобы дороги стали пригодны для беспилотных авто.

Однако, несмотря на разработки в этом направлении, Россия вряд ли окажется в авангарде этого процесса – так, по оценкам компании KPMG Россия пока занимает 18-ю из 20-ти строчек в рейтинге готовности к внедрению беспилотных автомобилей из-за низких оценок за нынешнее качество автомобильных трасс, общее состояние дорожной инфраструктуры, покрытия сети 4G и плотности сети станций зарядки электромобилей Лидируют в рейтинге Нидерланды, Сингапур и США.

«Подключенные» автомобили

В ожидании беспилотников новые технологии становятся все доступнее, в настоящее время все шире проникают и в премиальный и в массовый сегменты. Сейчас даже недорогие и средние по цене автомобили комплектуются голосовым управлением, элементами синхронизации со смартфоном, управлением со смартфона, LED мультимедиа и приборной панели, персонализацией под потребителя и др.

Это, безусловно, сказывается и на формировании новых потребностей, открытости российского потребителя к применению новых технологий. Так, по данным опроса, проведенного PiceWaterhouceCoopers[2], процент потребителей, готовых платить за новые технологии в автомобилях превышает 50%, причем большая доля среди молодежи (20-34 года) – 57%, и сравнимый среди среднего и старшего возраста: 35-54 года – 48%, 55-64 года – 46%. Среди технологий, за которые готовы платить уже сейчас лидируют следующие:

· Встроенное устройство отслеживания в случае утери или кражи автомобиля – 83% опрошенных

· Возможность удаленного выключения автомобиля – 54%

· Биометрический доступ к системам автомобиля – 50%

· Проецирование информации на стекло – 44%

· Полная интеграция систем автомобиля со смартфоном – 37%

· Автоматическая блокировка управления в аварийной ситуации – 35%

Практически по всем пунктам, результаты имеют отрицательную зависимость от возраста (чем моложе аудитория, тем более она открыта к новым технологиям). Большая сдержанность старшего поколения, по нашему мнению, связана (помимо большего естественного консерватизма) с желанием более рационального понимания принципов работы и уровня безопасности новых технологий, их проверенностью на практике.

Однако, можно с уверенностью говорить, что рост потребностей в таких системах будет только расти вместе с их усовершенствованием, удешевлением и повсеместным использованием.

Владение автомобилем и кар шеринг

С активным развитием сервисов car sharing на Западе автопроизводители задались вопросом, насколько это может угрожать привычному бизнесу – продавать автомобили во владение частным лицам. По нашему мнению, в России, в настоящее время, вне зависимости от быстрого развития сервиса в нескольких городах, идее владения пока что вряд ли что-то угрожает.

· Car sharing используют для закрытия лишь отдельных потребностей.

· Car sharing пока пользуется популярностью у наиболее активной части автолюбителей – так называемых, early adopters

Однако, автопроизводители, безусловно должны использовать эту тенденцию. Во-первых, car sharing может частично закрывать растущую потребность в расширенном тест драйве; во-вторых, активная и молодая часть пользователей, составляющая большинство, открыта к тому, чтобы рассказывать своим друзьям и пользователям социальных сетей вообще о преимуществах тех или иных моделей, используемых в car sharing (WOM)

Таким образом, российские потребители открыты, во многих случаях в большей степени, чем по миру в целом, к новым тенденциям, технологиям в автосфере. И автопроизводители, безусловно, должны использовать это в своих стратегиях

(статья была опубликована в 2018 году на РБК Pro https://pro.rbc.ru/demo/5c139dc39a794754b513faae )

[1] Ipsos Global@dvisor - опрос в 28 странах: 21 549 интервью состоялись в период с 27 ноября по 8 декабря 2017 года среди людей в возрасте 18-64 лет в США и Канаде, и людей в возрасте 16-64 лет во всех остальных странах (в т.ч. В России).

[2] https://www.pwc.ru/autotech