Фильм Александра Котта по рассказу Аркадия Гайдара получился волшебным. Жаль, что столкнулся в прокате с «Чебурашкой» (хоть и вышел на неделю раньше). Кстати, это произошло под один и тот же вокализ «Я возвращаюсь домой» Аркадия Островского. Это талантливая и гармоничная работа заслужила большее внимание зрителя, чем получилось по факту.
Еще одно доказательство истины: не надо складывать все фильмы в один новогодний прокат. Зрителей на всех не хватит. Хотя... для гайдаровской сказки это естественно, ведь она происходит под Новый год.
Мама (Юлия Снигирь) и сыновья Чук и Гек ждали папу (Владимир Вдовиченков) в Москву на Новый год, но получили письмо, в котором он жалуется на завал работы по поиску молибдена и зовет к себе, на базу «Счастье-1». Накануне выезда отец отменяет встречу, в связи с переездом геологов на Дальний Восток, но Гек кидает телеграмму в печку (в книжке она потерялась). Семейка едет навстречу приключениям.
Приключения волшебные, опасные и без остановки. Прекрасно сыгранные, с изобретательной работой с реквизитом, создающей на экране яркую открытку – советскую и новогоднюю, со множеством арт-находок, наполняющих кадр ощущением чуда. В общем, постановка яркая, теплая (то ламповая, то совсем печная) и душевная, но текст не об этом.
Не додумаешь, красиво не расскажешь
По сюжету авторы использовали книжные сюжеты с лошадью, похожей на медведя, и с Геком в сундуке как разминку, основным же событиям стала выдуманная история, случавшаяся ночью: мама, Чук и Гек заблудились в лесу в поисках отца и друг друга.
Без выдумки по известному рассказу кино не снимешь. У Гайдара не так уж много событий, их не хватило на полный метр и в 1953 году, первый «Чук и Гек» длился всего 48 минут. Котт выбрал самый верный путь, сохранив все лучшее из рассказа и украсив его логичным дополнением.
Волшебный выживальческий триллер
В постановке Котта не зря есть подзаголовок «Большое приключение», как раз оно и добавлено. И вышло отлично. Остросюжетно, сказочно, слегка тревожно, но с добротой, с трогательными элементами семейного ромкома и романа воспитания. Такое кино можно ставить на одну полку с работами Уэса Андерсона.
Герои сталкиваются с чередой неприятностей, типичных для зимних выживальческих триллеров. Подвижный лед на озере, крутые горки, холод, темнота, глубокий снег, опасные переправы, волки и даже медведь...
При иной мере условности вышел бы мрачноватый и тревожный фильм. Кстати, расстояние от базы геодезистов до охотничьей заимки около 5 километров – очень много, когда вокруг непролазный снег и ночь, и дорогу не знаешь.
Но тут сказочная новогодняя мера условности. Путешествия героев по лесу показаны как карта на форзаце приключенческой детской книжки, это значит, все будет хорошо. Да еще Чук такой фантазер, что его воображаемые друзья-игрушки часто приходят на помощь.
Сказочный кроссовер
В рассказе Гайдара были выдумки но так далеко в сказку дело не заходило. Фильм Котта благодаря фантазии Чука с первых кадров оживляет его любимого Синего Зайца с барабаном.
Когда становится совсем горячо, точнее холодно, оживают и другие друзья, что Чук привез с собой в чемодане в Сибирь – это Машинка полуторка и Оловянный всадник с красным флагом (жаль только, что флаг без советской символики). Это оживление, кстати, технически и эстетически грамотное: особенно, когда синий Заяц вырастает до огромных размеров.
Общение непослушного Чука с этими игрушками роднит фильм Котта с «Пиноккио». Но этого мало, на помощь героям приходит богиня.
Начинается с того, что мальчики читают вслух сборник сказов «Малахитовая шкатулка» моего земляка-уральца Павла Петровича Бажова, с которым породнилась семья Аркадия Гайдара (Ариадна Бажова вышла замуж за Тимура Гайдара, у них родился сын Егор Гайдар).
Под впечатлением от книжки Чук видит во сне окруженную сиянием Хозяйку Медной горы с лицом мамы. Душевный и прилично отрисованный сказочный момент. Потом уральская неоязыческая богиня еще не раз приходит ему на помощь.
И даже делает так, что отец-геолог, как и Данила-мастер в сказе «Каменный цветок», познает секрет камня с включениями ценного для социалистического хозяйства молибдена.
Получается эффектное сказочное скрещивание произведения Аркадия Гайдара и неоязыческой мифологии Павла Бажова. Великолепная находка, после которой хочется увидеть новую постановку по уральским сказам. Наверно, Александру Котту и это по силам.
Вряд ли такое случится, но было бы интересно. Так или иначе идея возвращения на экран бажовских сказов сейчас совсем на поверхности. По «Малахитовой шкатулке» вышел бы отличный сериал.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!