Блестящую карьеру князя Волконского погубила его жена. После её интриг дворянину пришлось покинуть службу и стать придворным шутом.
Анна Ивановна писала в 1732 году Семёну Салтыкову, своему родственнику, градоначальнику Москвы: «Семён Андреевич! Пошли кого нарочно князь Никиты Волконского в деревню ево Селявино и вели роспросить людей, которые больше при нем были в бытность его тамо, как он жил и с кем соседями знался, и как их принимал — спесиво или просто, также чем забавлялся, с собаками ль ездил или другую какую имел забаву, и собак много ль держал, и каковы, а когда дома, то каково жил, и чисто ли в хоромах у него было, не едал ли кочерыжек и не леживал ли на печи… и о том обо всём его житии, сделав тетрадку, написать сперва «Житие князя Никиты Волконского» [и] прислать».
Любопытство Анны понятно — Волконский был известным остряком. Князь принадлежал к известному дворянскому роду и рано потерял родителей. Пётр в числе молодых дворян послал его учиться за границу , а затем зачислил в Преображенский полк. Вскоре молодого князя отправили в Митаву ко двору курляндской герцогини Анны Ивановны, где он работал в канцелярии при резиденте Петре Михайловиче Бестужеве. Сам Бестужев долгие годы был любовником Анны, видимо, в Митаве будущая императрица и заприметила Волконского, который вёл себя эксцентрично. В Курляндии князь и женился — на Аграфене Петровне, дочери Бестужева, которую все звали Асечкой.
Судьба Асечки закончилась трагично: после смерти Петра с ней и её друзьями расправился Меншиков. Их заподозрили в организации заговора. В 1727 году Аграфена была вынуждена покинуть двор и жить в деревне. В 1728 году Верховный тайный совет вновь обвинил её в интригах и приговорил к ссылке в Тихвинский монастырь, где она умерла в 1732 году. Анна не забыла интриг Асечки, и как только та скончалась, сразу же написала то самое письмо Салтыкову, чтобы выведать, как сейчас живёт вдовец. К письму императрица добавила: «К «житию» Волконского вели приписать, спрося у людей, сколько у него рубах было и поскольку дней нашивал рубаху».
Может показаться удивительным, что Анну заботят такие бытовые мелочи княжеской жизни. Но у государыни был свой интерес: она планировала сделать Волконского шутом. Для этого ей нужно было знать как можно больше о его повадках, чтобы при дворе он не был грязным, драчливым, умел держаться и так далее. Каждый раз при поисках шутов Анна подходила к делу очень ответственно. Когда в августе 1732 года Анна потребовала прислать Волконского в Петербург, то предупреждала Салтыкова, чтобы кандидату объяснили: «И скажи ему, что ему ведено быть за милость, а не за гнев». Князь был Рюриковичем и двоюродным братом царям Фёдору, Ивану и царевне Софье по материнской линии. То есть, по сути, он приходился Анне дядей.
Вскоре при дворе у Волконского появились свои обязанности: он кормил любимую собачку императрицы Цитриньку. Очень забавляла Анну история, выдуманная князем, что тот по ошибке женился на князе Голицыне. Например, она просила Слатыкова передать письмо Волконского его управителю, «в котором написано, что он женился вправду, и ты оное сошли к нему в дом стороною, чтоб тот человек не дознался и о том ему ничего сказывать не вели, а отдай так, что будто то письмо прямо от него написано». Императрица любила устраивать такие глупые трюки со своими подданными, и Салтыкову ничего не оставалось делать, как исполнять её приказ.
Точная дата смерти князя остаётся неизвестной. По одной версии, Никита Волконский скончался довольно скоро после смерти своей жены. По другой — он прожил до 1740 года, был отпущен с шутовской службы, получив чин майора, похоронен в Боровском-Рождественском-Пафнутиевом монастыре.
Если вам понравилась статья, вы можете помочь нашему каналу небольшим донатом — перевести деньги по этой ссылке. Ставьте лайки 👍 и подписывайтесь на наш канал — это помогает нам писать ещё больше и интереснее.