Найти в Дзене

СВЯТОЙ НЕКТАРИЙ ЭГИНСКИЙ: ЧТО ЗНАЧИТ "ЖЕНА ДОЛЖНА БОЯТЬСЯ СВОЕГО МУЖА"?

Часто, вступая в брак, многих женщин смущает требование Церкви иметь страх перед мужем. Это происходит по той причине, что слово «страх» неправильно понимается многими женщинами, зачастую в исламском понимании рабского подчинения мужу.

Чтобы разобраться в смысле этого требования Церкви и Библии к жене в отношении к мужу предлагается ознакомиться с объяснением этого выражения святителем Нектарием Эгинским в его труде под названием "Богословский комментарий на Еф. 5, 33 [«А жена да боится своего мужа»]".

Этот небольшой труд впервые публикуется на русском языке в переводе с греческого.

Надеюсь знакомство с ним поможет многим женщинам сформировать правильное понятия страха по отношению к мужу.

Иерей Александр Сергеев

 "А жена да боится мужа" (святой

Нектарий Пентапольский)

Богословский комментарий на Еф. 5, 33

Святитель Нектарий, митрополит Пентапольский, Афины

1902.

Об истинном толковании

После того, как Апостол Павел открыл ефесянам таинственную природу брака и научил их, что Брак есть великая тайна, и показал аналогию брачных уз союзу Христа с Церковью, и заповедал мужу, согласно Священному Писанию, чтобы он был главой жены, по аналогии с тем, как Христос является главой Церкви, то он научил, что муж и жена также согласно Священному Писанию являются по телу и духу членами тела Церкви, которая есть Тело Христа, Который возлюбил нас как собственную плоть, и советует каждому мужу любить свою жену также как Христос возлюбил Церковь.

Апостол не мог порекомендовать человеку более совершенной любви, чем эта. Этим советом он не только возвел любовь в ее высший статус, но и очистил и освятил ее.

После этого совета мужу и определения отношения мужа к жене и степени и характера его любви к ней, и после проведения брака как чисто священного и духовного дела и изложения обязанностей мужа к жене переходит к изложению и определению обязанностей жены по отношению к ее мужу. Все это вполне согласуется со словами: «а жена да боится своего мужа».

Это изречение [стоит], после того, что было сказано Павлом о любви мужа к жене и о степени и характере этой любви, поэтому слово страх не может выражать ничего такого, что внушает страх (ужас) и что пугает жену.

Церковь как Тело Христово любит и в то же время боится Господа нашего Иисуса Христа как своего Спасителя и Главу.

Этот страх Церкви перед Иисусом Христом рождается от великой любви к Возлюбившему ее и выражается и проявляется в крайнем почтении к Нему, в благоговении перед Его заповедями, в крайней покорности ему и в готовности угодить ему. Любовь сей Церкви к Спасителю проявляется как боязнь лишиться чего-либо и отпасть от этой любви, будучи ее недостойной. 

Таков страх Церкви перед Христом Спасителем. Именно в этом смысле и значении апостол пишет, что жена должна бояться мужа. Посредством этого изречения апостол Павел просил об укреплении уз супружеской любви, ибо, как любовь и страх Церкви к Спасителю Христу привлекают ее к Христу как невесту к жениху, так и любовь и страх жены к своему мужу привлекают ее к нему [мужу].

Мы докажем, что этот страх не имеет ничего общего со страхом, подразумеваемым некоторыми супругами склонными улыбаться во время чтения этого отрывка в таинстве брака, и что он свят, чист и праведен, и что он налагается на женщин в качестве Божественной заповеди для их собственного счастья и вечного блаженства и нерушимых уз общей любви.

 О страхе.

 Страх – врожденное человеческое чувство Это чувство проявляется как трусость, как трепет, как ужас в ситуации, когда жизни угрожает опасность. Это чувство также проявляется в виде волнения и беспокойства в ситуации, когда честь или собственность человека справедливо или ошибочно находятся под угрозой.

 

Степень большего или меньшего проявления страха или волнения и беспокойства соотносится либо с величиной реальной опасности, либо с величиной возбуждения воображения.

Чувство страха иногда проявляется в ситуации, даже если человеку действительно угрожает или не угрожает опасность в данный момент, но оно возникает из-за возможности будущей опасности, которая может возникнуть из-за нашей небрежности к тому, что нам дорого. Это чувство проявляется или как крайняя любовь к чему-либо, или как крайнее благоговение, или как крайняя забота, или как непрестанное попечение.

Поэтому страх, проявляющийся по-разному в разных обстоятельствах и по разным причинам, необходимо характеризовать по-разному. Тогда как страх, проявляющийся в благоговении, или трусости, или ужасе, можно назвать естественным, а страх, проявляющийся в волнении и беспокойстве, а также страх, проявляющийся в любви и благоговении, можно назвать нравственным. Итак, естественный страх отличается от нравственного страха причинами, которые его возбуждают.

Естественный страх есть всегда безукоризненная страсть, единственной причиной которой является опасность гибели. Нравственный страх не всегда неизменен, ибо он двойственен, поскольку проистекает от различных нравственных причин любви и ненависти. Поскольку причины, порождающие его, противоположны, то и их характеры противоположны. Но страх, порождаемый любовью, свят, чист и праведен и проявляется как чуткость души к любимому человеку, как забота, как покровительство и как попечение о нем.

Этот святой страх определяется Феофилактом как особое почтение, говоря, что «страх (священный) есть особое почтение, а благоговение — сдержанный страх»; и поэтому «страх — это явно и благоговение, и особенное почтение». Всевышний говорит об этом страхе следующее: «Страх есть крайнее благоговение передо Мной, потому что он чист и вечен и пребывает во веки веков»; и в Священном Писании слово "страх" часто употребляется в смысле благоговения и почитания, и им выражается стремление к совершенному познанию и близости к Богу.

Страх, проистекающий из ненависти, есть страх быть привлеченным к ответственности и проявляется как неприятие и отвращение к вам, как равнодушие и враждебность. Об этом страхе Климент Александрийский говорит: «Следующий вид страха после ненависти возникает там, где рабы господ издеваются над бедными».

Священный страх - это страх перед Богом, страх перед родителями, страх перед супругом и страх перед Божественными и человеческими законами, и он происходит от любви.

Перед этим страхом находится страх наказания. Этот страх свойствен нарушителям Божественных и человеческих законов. Он возникает от нечистой совести.

Церковь рекомендует своим чадам иметь священный, чистый и святой страх. Этот страх она рекомендует и женщине, которая должна выйти замуж и должна быть поставлена под новый нравственный закон; и она просит об этом ради счастья самой женщины.

Священный страх, будучи бесстрастным, не несет в себе никакой угрозы или опасности. Этот страх, как чувство, представляет собой любовь, которая рождается в душе от благоговения и трепета, которые необходимы для того, чтобы от любви не перейти к презрению мужа, как говорят отцы.

 Нравственный чистый страх — один из семи даров Святого Духа, который Священное Писание называет страхом Божьим. В Библии праведность характеризуется как страх Божий, «человек праведный, боящийся Бога...» (ср. Деян. 10,22). 

 Страх Божий есть начало мудрости. Святитель Григорий Богослов говорит: «Начало мудрости есть страх Божий, который подобен первой пелене; и мудрость, превзойдя страх и возвысившись еще выше, как любовь, переделывает нас из трудящихся рабов в друзей Божиих и сыновей»; и Сирах говорит: «Венец премудрости - страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие» (Сир. 1, 18).

Святые отцы называют страх Божий любовью к Богу - "страх Божий есть любовь к Нему - а любовь, то, что за ним следует, первое зависит от сердца человека, а второе - от руки Божией, влекущей его всегда к страху Божию". А Василий Великий говорит: "Страх является спасительным, а святой страх - возвышенным".

Этот священный страх в Библии отождествляется с благоговением и любовью к другим. Так [его] понимали и интерпретировали толкователи и переводчики Нового Завета. В греческом переводе Библии в 33-м стихе послания к ефесянам переводится: "Итак, каждый из вас должен любить свою жену, как самого себя, а жена да боится своего мужа" (Еф.5,33).

В латинском переводе это звучит так: «uxor autem videto, ut timeat virum». Здесь [слово] Timeo, полученное из перевода на другие европейские языки, имеет значение благоговения. В парижском французском переводе это переводится как «que la femme respecte son mari». В итальянском переводе «ed altresi la moglie riverisca il marito». В этом смысле [благоговения и уважения] переводится этот стих на всех европейских языках.

А на древнееврейском языке страх Божий переводится толкователями как страх из уважения, из благоговения; как в Левите 3 стихе.: «бойтесь матери вашей и отца вашего» [Лев.19,3] толкуется, как "вы должны бояться и благоговеть"; а также Иисус Навин в главе 4 стихе 14 «и боялись его (Иисуса Навига), как боялись Моисея во все дни жизни его» — толкуют лексикографы ивритско-греческого словаря М. Н. Ф. Саудер и М.И. Тренель "comme ils avaient respecté Moise" [также как они боялись Моисея].

В этом смысле оно встречается и в других отрывках еврейского текста Ветхого Завета. Апостол Павел также употребил это слово в этом смысле, на которого так несправедливо нападают жены, которых он вознес на такую ​​н немыслимую высоту.

Таким образом, причины разводов происходят не от этого [священного] страха, о котором учил Павел, а их следует искать в другом, может быть, в отсутствии этого святого страха.

Переводы данного труда имеют авторское право, не могут нигде публиковаться без согласия переводчика.

Если статья Вам понравилась, сделайте ее репост, перешлите Вашим друзьям и знакомым. Поставьте нравиться и подписывайтесь на канал!

Иерей Александр Сергеев