История музея-усадьбы Архангельское насчитывает около пяти столетий. Сельцо Уполозы, упоминавшееся с 1537 года, стали называть Архангельским в XVII веке. С тех пор некогда скромная вотчина не раз меняла владельцев.
Со временем она превратилась в парадную загородную аристократическую резиденцию благодаря стараниям и инвестициям князей Голицыных и Юсуповых, которые владели Архангельским в 1703-1809 годах и 1810-1917 годах соответственно. Каким-то чудом сохранилась усадьба в эпоху революционных бурь – к счастью для нас уже первого мая 1919 года в Архангельском был открыт государственный музей, потом, правда, преобразованный в Дом отдыха победившего пролетариата.
Без малого сто лет спустя, в 2017м, музейный комплекс указом президента был отнесен к особо ценным объектам культурного наследия.
Что же делается здесь сейчас, на исходе которого уже года реставрации Дворца?
Если заходить в парк со стороны Святых ворот, то первым делом нужно посмотреть самый древний архитектурный памятник -
1. Храм Архангела Михаила,
давший свое название селу Архангельское. В 1660-х годах взамен деревянной церкви, существовавшей с XVI века, был выстроен небольшой каменный храм с выразительным пирамидальным силуэтом. В первой трети XIX века была построена высокая каменная колокольня (она, к сожалению, не сохранилась), а на аллее, ведущей к храму, - Глинобитная ограда и Святые ворота.
В ограде храма похоронены сестра последней владелицы Архангельского З.Н. Юсуповой Татьяна и трагически погибший на дуэли наследник рода Юсуповых Николай, старший брат Феликса.
На территорию и в здание храма можно пройти, не покупая билет. Отсюда открываются очень красивые виды с высокого берега Москвы-реки.
2. Парк
Чтобы попасть в парк, нужен билет (кассы расположены тут же).
Основные части парка были заложены в конце XVIII века. Пространство к югу от Дворца занимает регулярный сад – царство прямых линий и геометрических форм «зеленой архитектуры». Естественный рельеф преобразован в систему террас и плоских участков, среди которых главенствует Большой партер.
Парк славен своими скульптурами – здесь выставлены около 200 произведений скульптуры XVIII – начала XIX века. На зиму они частично убраны в прозрачные колпаки, позволяющие их рассмотреть, ну а частично – по старинке, в деревянные.
Пейзажный парк служит своего рода обрамлением здания усадьбы, а если пройти дальше – вас встретят вполне запущенные аллеи и тропы, где приятно бродить под вековыми деревьями.
Главным местом притяжения усадьбы является, конечно же
3. Дворец, или «Большой дом»
Листайте галерею:
– памятник архитектуры классицизма, очень гармоничный ансамбль с флигелями, въездными воротами и колоннадами, замыкающими парадный двор. Проект французского архитектора Ш. Герна 1780 года был переработан и исполнен русскими зодчими. Только вот уже который год дворец находится на реконструкции, и внутрь попасть нельзя.
Листайте галерею:
Сейчас хотя бы внешний вид дворца вполне пригоден для восхищенного фотографирования, потому что позапрошлой зимой, скажем, он весь был обнесен заборами и затянут декоративно-строительными баннерами.
Единственное место, куда можно зайти, это
4. Каретная галерея в Западном флигеле Дворца
Согласно архивным документам, начало коллекции карет Юсуповых тоже было положено князем Николаем Борисовичем. Уже в конце XVIII века экипажи были описаны как «старинные» и находились в московском доме Юсуповых в Огородной слободе. В 1803 году кареты перевезли в подмосковное имение Спасское, а затем уж они отправились в Архангельское.
На первом этаже западного флигеля – именно там они находятся и сейчас – кареты разместили в 1840х годах при сыне Николая Борисовича князе Борисе. Каретная галерея просуществовала более восьмидесяти лет и была расформирована в 1928 году в связи с тем, что во дворце организовали дом отдыха трудящихся.
И только лишь в 2019м после тщательной реставрации чудом сохранившихся трех старинных карет эта галерея была воссоздана.
В каретную галерею нужно покупать отдельный билет, входного билета в парк недостаточно.
Наличие «Большого дворца» предполагает, что где-то еще есть и «малый», и точно –
5. Дворец «Каприз»
В конце XVIII века в западной части регулярного сада вырос малый дворец «Каприз». Надстроенный архитектором Е.Д. Тюриным в 1818-1819 годах, он был пригоден для проживания в любое время года.
Рядом находилось здание Библиотеки, созданное архитектором Дж. Петонди: сохранилась лишь его центральная часть с куполом – так называемый «Чайный домик». Собственный садик перед «Капризом» имел круглую клумбу и скульптурное убранство из 35 ваз, бюстов и статуй.
Сейчас здесь проходит выставка «Отражение изысканного вкуса. Фарфор из собрания князей Юсуповых», на нее тоже нужен отдельный билет.
На выставке представлены 425 экспонатов, созданных в течение более двух столетий. Выставка неслучайно устроена именно в малом дворце: в первой четверти XIX века, по воспоминанию современников, посетивших Архангельское, «в одном из павильонов в конце регулярного сада» находились «мастерские по росписи фарфора», и на нынешней выставке представлены фарфоровые изделия «из заведения Н.Б. Юсупова в Архангельском».
Помимо Большого дома, вторым значительным строением усадебного комплекса можно назвать
6. Храм-усыпальницу
Листайте галерею:
В 1908 году князья Юсуповы решили воздвигнуть в усадьбе фамильный храм-усыпальницу во имя святителя Николая Чудотворца в память об их погибшем сыне Николае. Строительство шло в 1909-1916 годах под руководством автора проекта архитектора Р.И. Клейна - того самого, что построил здание Пушкинского музея в Москве. Достроить величественное сооружение не успели из-за революции 1917 года, но «Колоннада», как еще ее принято называть, дополнила архитектурный ансамбль усадьбы.
Сейчас во внутренних помещениях проводятся выставки и концерты классической музыки, причем, если купить билет на концерт, есть шанс попасть и на бесплатную экскурсию по Колоннаде, которая проводится перед концертом.
Справа от Большого Дворца, спрятавшись под столетними лиственницами, стоит
7. Часовня-памятник Екатерине Великой
Приобретя Архангельское в начале XIX века, Николай Борисович Юсупов решает увековечить память боготворимой им государыни, для чего велит построить небольшой изящный памятник-часовню в классическом стиле с надписью "D Екaterinaе" (Божественной Екатерине) на фронтоне.
Внутри на пьедестале видим бронзовую статую императрицы в образе Минервы. Перед статуей стоит треножник, на нем - курильница с пахучими смолами и травами. В глубине на стене прочитывалось итальянское: «Ты волею неба жаждешь правосудия, ты волею судьбы творишь его».
Это, на мой взгляд, обязательные к посещению и осмотру памятники усадьбы. Но, как мне кажется, ехать сюда именно сейчас не стоит, особенно если это сопряжено с какими-то специальными усилиями.
- Во-первых, Большой Дом все еще на реставрации, и выглядит он пока неидеально, хотя уже значительно лучше, чем два года назад.
- Во-вторых, внутрь вы не попадете, а это обидно.
- В-третьих, в холодный сезон в Архангельском много не погуляешь: сказываются открытые пространства, где повышенная ветренность вам обеспечена. Кроме того, усталому путнику даже негде отдохнуть: на парковых скамейках это невозможно по причине холодов, а кафе, которых теоретически много, почему-то зимой закрыты.
- Опять же (уже в-четвертых), статуи закрыты колпаками, да и деревья без листвы не добавляют красоты пейзажу.
Поэтому я бы, как минимум, порекомендовала дождаться теплой погоды, ну а вообще-то и подождать, пока откроют Дворец. Я держу руку на пульсе, так что буду информировать.
О дворцах и дворцовых парках читайте здесь: