Клён ты мой опавший. Глава 69 Заключительная
Ближе к полуночи Шура совсем вымоталась, ноги гудели так сильно, словно намотали десятки километров. Хотя, в принципе, всё так и было, учитывая, сколько пришлось натоптаться за день, плюс ко всему, много танцевала, с сыновьями, зятьями и внуками. Праздник удался на славу.
Предыдущая глава:
Ссылка на начало:
Впереди ещё свидание с мужем, если можно так выразиться, после этого они больше никогда не расстанутся, даже на миг. Александра была в этом твёрдо убеждена, а Михаил подтвердил только накануне, ответив, наконец, на прямо поставленный вопрос.
- Почему молчал, Мишенька?
- Не хотел расстраивать, но ты ничего не бойся, Шурочка, я буду рядом.
- Ты только обязательно приходи.
- Разве может быть по-другому?
Предчувствие смерти появилось у Шуры не так давно, а именно, после того, как ей снова привиделась убиенная Матрёна Савинова. Уж сколько лет прошло, а всё никак не желала оставить их всех в покое.
Она приходила редко, но всякий раз, когда это случалось, происходило какое-нибудь нехорошее событие. Чаще всего война и призыв на службу кого-то из близких, или чья-то кончина, например, Авдотьи Ефимовны или Ивана, мужа Раисы.
Перед смертью Захара тоже кружила во сне голой в ритуальном танце на раскалённых углях. Потом долго не снилась, почитай лет 8 уж прошло с тех пор, а под Новый год явилась. Но на этот раз не танцевала, плакала всё, да прощения просила.
- Прости ты мою душу грешную.
- Давно уж простила.
- Холодно мне здесь одной, думала, хоть Захар ко мне присоединится, да где там? Почему так? Ведь он не меньше меня виноват, тебе ли не знать?
- Виноват, не спорю, но он уже за своё сполна ответил.
- А я, разве не сполна? Почему я всё ещё здесь, на этом пепелище?
- Откуда же мне знать? Могу только помолиться за тебя, ещё усерднее, чтобы Господь смилостивился над тобой.
- Ты правда молишься за меня?
- Зачем мне тебя обманывать?
- Спасибо, - со вздохом молвила Мотря, опуская голову, никогда она не была такой кроткой, особенно при жизни.
- Постой, ты ведь зачем-то ещё приходила? Что-то плохое произойдёт?
- Ааа, ты об этом? Готовься, недолго тебе осталось, скоро воссоединишься со своим Мишенькой.
- И когда же?
- Не волнуйся, ты сама поймёшь, когда придёт твой час, - грустно улыбнулась и исчезла, растворившись в воздухе.
Разговор этот происходил всё на том же пепелище, в сгоревшем дворе. Надо сказать, место это считалось в деревне нехорошим. Сколько уж раз пробовали построить здесь что-нибудь, чтобы не торчал выжженный пятачок земли посреди улицы, да только всё без толку.
Один пришлый предприниматель не послушал ничьих советов и решил сделать по-своему. Вычистил всё вокруг и ларёк небольшой поставил, обычный, пластиковый, как делали многие в то время.
Место проходное, люди сновали туда-сюда, прибыль обещала быть знатной, но нет, не случилось. Однажды ночью проводка заискрила и сгорел тот магазинчик вместе с товаром, хорошо, не погиб никто. Люди потом долго болтали про шалости Мотри.
Вот после Нового года Александра Александровна и стала готовиться. В первую очередь выправила все документы на дом, на пристрой, чтобы детям не пришлось потом бегать по судам и что-то доказывать.
К юбилею все бумажки были готовы, письмо родным и близким написано. Она не хотела уходить просто так, не оставив послание с объяснением собственным детям. За столом мысленно попрощалась с каждым.
Праздничный вечер подходил к концу, а гости только в раж вошли и продолжали танцевать и веселиться, хотя, впереди каждого ждал рабочий день. Все праздники в семье Усовых справляли без переносов на выходные, а нынешний юбилей матери пришёлся на понедельник.
- Мамуль, ты выглядишь уставшей. Может приляжешь?
- Да как же я вас оставлю? Столько посуды.
- Не волнуйся, мамочка, а дочки со снохами и внучками тебе на что? Мы сами всё здесь уберём, иди отдыхай.
Глаза именинницы слипались, она наконец сдалась и отправилась спать. Её перецеловали все, от мала, до велика, пожелав спокойной ночи. Перед тем, как выключить свет и лечь, Шура положила на тумбочку рядом с кроватью пакет с вещами, свёрток с деньгами и два конверта.
Странное дело, сон куда-то пропал, она улыбалась, прислушиваясь к приглушённым голосам и спонтанным взрывам неудержимого хохота. Потихоньку, все угомонились, разместившись, кто где, в пристрое, мансарде, на кроватях или на полу вповалку.
Наконец, вместе со всеми провалилась в сон и сама виновница торжества. Михаил уже ждал её и первым делом спросил:
- Как всё прошло?
- Замечательно, как всегда. Дети подарили музыкальный центр с караоке.
- А что это?
- Такой ящик, вроде магнитофона, можно проигрывать диски, а ещё есть один с множеством разных песен, микрофоном и книжечкой. Набираешь на пульте нужную комбинацию и в телевизоре появляются слова песни. А в конце выставляют оценки, представляешь?
- Молодцы, угадали с подарком. Ты так и сияешь от счастья.
- Да, наши дети всегда были внимательными.
- Это правда.
- Миш, разве нам ещё не пора?
- А ты уже готова?
- Да, я всё успела.
- Тогда пойдём?
- Пойдём.
- Не боишься?
- Ни капельки, с тобой куда угодно, хоть на край света.
- Зайдём, попрощаемся.
- Конечно, тем более, все здесь.
Страшно и правда не было, расстройств и сожалений никаких, главное, идти рука об руку, вместе со своим любимым и остаться с ним навсегда. Для детей прощание стало обычным сном, причем оно было одинаковым для всех, вне зависимости, кто, где спал.
Живой отец держал улыбающуюся маму за руку, так же, как раньше. В этом не было абсолютно ничего странного, всё, как при жизни, родители вместе, собрались куда-то и прощаются со всеми.
- Пап, мам, а вы далеко?
- Далеко, за горизонт, - ответили одновременно.
- Туда, где облака соприкасаются с морем?
- Примерно так, но скоро узнаем точнее.
Повернувшись, оба пошли в сторону горизонта, появившегося прямо в доме, в открытой стене. И чем дальше шли, тем выше поднимались, пока совсем не исчезли из виду. Завораживающее зрелище, даже во сне.
Связь детей с родителями была огромной, поэтому проснулись резко, все шестеро и каждый поспешил в спальню к матери, столкнулись прямо у двери. Марья и Павел вошли первыми, на правах старших и как медики.
Шура лежала на кровати абсолютно расслабленной, словно просто спала, но пульс не прощупывался. Паника накатывала острой лавиной, но тут обнаружились два конверта, в одном было завещание, в другом письмо от матери.
Удивительное дело, она обо всём знала заранее, поэтому и написала. Письмо было большое, с напутствием каждому по отдельности и общее для всех. Вот некоторые выдержки из этого письма:
"Мои дорогие любимые дети, пришёл мой день и час, отпустите меня с миром. Не плачьте и не рвите себе сердца, просто примите, как данность, что ваша мама наконец воссоединилась с вашим любимым отцом... Я завершила свой путь на земле и буду вместе с ним оберегать вас с небес. Каждому из вас причитается по одной шестой от нашего дома, всё по справедливости. Спасибо вам за всё, мои дорогие.... Вы самые лучшие дети на свете, я спокойна за каждого из вас. Верю, что вы всегда останетесь честными, открытыми и достойными людьми... Держитесь друг друга, вместе вы сила, постарайтесь передать это знание своим детям и внукам, берегите свои семьи, своих половинок... Чаще встречайтесь, празднуйте вместе праздники, пойте и веселитесь, вспоминайте нас с отцом добрым словом. Любящая вас, мама".
Вот так закончилась жизнь Александры Александровны Усовой, простой русской женщины. Она прожила долгую, насыщенную разными событиями жизнь и считала себя по-настоящему счастливым человеком.
Не каждому дано знать свой день и час и умереть тихо, без боли, во сне, в окружении родных и близких людей, успев попрощаться с каждым. Всё было в жизни Шуры, горести и радости, расставания и встречи, слёзы и море улыбок.
Михаилу, до встречи с любимой женщиной, тоже пришлось перенести немало бед. Отца его арестовали, как врага народа, по доносу. Пока разбирались и выясняли суть, да дело, мужчина скончался в тюрьме.
Обвинения все были сняты, но было слишком поздно, мать Миши не вынесла горя и вскоре ушла следом за мужем. Времена были смутные и ломались многие, но только не Усов, он выстоял и продолжал служить на своём месте, где принёс много пользы.
"Можно обижаться на государство, но Родина у нас одна", - именно так часто любил повторять Михаил. На этом его беды не закончились. Первая жена прикрыла его собой, погибла под пулями, и он долго жил один, пока не встретил Шуру.
Это была любовь с первого взгляда. Он взял на себя ответственность за женщину и её детей, оберегал их даже после своей смерти. Александру похоронили рядом с любимым мужем, да и разве могло быть по-другому?
Они шли рука об руку на протяжении многих лет. Память о Михаиле и Шуре жива, история их большой любви передаётся из уст в уста, её будут рассказывать каждому последующему поколению.
Усовы крепки своими традициями и знают свои корни и историю своей семьи. Генеалогическое древо, разработанное совместными усилиями, висит дома у каждого, на самом видном месте.
Семья Усовых в наши дни ещё больше разрослась, пополнилась новыми людьми, приняв в себя множество других фамилий. Все они по-прежнему собираются вместе в родительском доме, на все праздники и юбилеи.
Обязательно включают памятные видео с родителями, смотрят альбомы с фотографиями и конечно же слушают в записи песни мамы. Самой любимой в её исполнении по-прежнему остаётся "Клён ты мой опавший" на стихи Сергея Есенина. Теперь эту песню поют вместе со всеми ещё и правнуки Михаила и Шуры.
Конец
Ссылка на навигатор:
Уважаемые читатели и подписчики, буду очень благодарна за подписку на мой второй канал в Дзен. Там я под своим именем Аида Богдан:
Кроме этих двух каналов, у меня есть ещё две площадки для размещения своих рассказов. Одна из них на сайте АТ, вот ссылка:
https://author.today/u/aidabogdan
Заходите, подписывайтесь и читайте, обещаю много хороших историй, все они бесплатны. Ещё есть страничка на сайте Литнет, вот ссылка:
https://litnet.com/ru/aida-bogdan-u7797137